Буржуины почтили память Совка
Американский автопортал Jalopnik.com занёс автомобиль «Запорожец» в список непреходящих ценностей российской эпохи, опубликовав заметку и снимок мотора МеМЗ в разделе «Engine Of The Day» («Двигатель дня»). alt Видимо, главным обстоятельством, повлиявшим на выбор редакции, стал Первомай, отмечавшийся в СССР, пожалуй, с не минимальным пиететом, чем 7 ноября - во всяком случае рядовые совграждане любили этот тёплый солнечный праздник больше, чем холодные (а бывало и дождливые, и даже морозные) годовщины Великой Октябрьской революции.

Недочет фактуры американцы компенсировали оформлением заметки, сопроводив крохотный текст и одну-единственную картину проржавевшего МеМЗа клипом с выступлением экс-Муниципального хора Российской Армии, исполняющего гимн Российского Союза, причём предложив гостям врубить звук на полную :)

Ну что ж, как экс-русский человек, первым автомобилем которого был известный «горбатый» ЗАЗ 965, оснащённый, соответственно, движком МеМЗ 965, я могу просветить янки куда лучше, нежели Jalopnik.com (хотя и благодарен ему за напоминание, вызвавшее лёгкий приступ ностальгии).

Итак, оглядываясь на много лет назад и сравнивая весь модельный ряд ЗАЗ, по 968-й включительно, с забугорными аналогами той поры, могу с незапятанной душой признать: и машина, и движок были самыми что ни на есть дерьмовыми. Но, потому что в то время сравнивать было по сути не с чем - МеМЗ являлся единственным в СССР авто мотором с воздушным остыванием, ближайшие аналоги выпускались в ЧССР («Татра») и ГДР («Трабант»), - то оставалось просто радоваться, что у тебя есть хотя бы это «не роскошь, а средство передвижения».

Мы и радовались. И ездили. И матерились. И чинили. И снова ездили…

Правда, был в моей автобиографии период, когда, утомившись от МеМЗовых капризов и бесконечных недомоганий, мы с помощью моего друга-Самоделкина поменяли его на потрясающий 45-сильный движок водяного остывания компании «Шкода», устанавливавшийся в ту пору на грузовиках-рефрижераторах и приводивший в действие их холодильные агрегаты.

С Тех Пор я заметно разлюбил всё, что связано с аббревиатурой ЗАЗ, но взамен искренне полюбил всё, что связано со словом «Шкода». Вот, практически, и вся воскресная история © Вадим Михайлов, www.bazar-auto.ru alt
alt
alt
alt
alt Примечание. На втором сверху снимке Fiat 600 - концептуальный донор «горба», у которого российские автостроители обычно стырили и дизайн, и большая часть конструктивных частей «начинки». Главные характеристики семейства силовых установок воздушного остывания, выпускавшихся Мелитопольским моторным заводом в 1960-1996-х г.г. Движок 1) МеМЗ- 965 2) МеМЗ- 966 3) МеМЗ- 966А МеМЗ- 966В* МеМЗ- 967/969** 4) МеМЗ- 966Г Годы выпуска 1960- 1964(?) 1962- 66 1966-1979г.г. (МеМЗ-969-до 1975 г). 1979-1996(?) Поперечник цилиндра/ ход поршня (мм) 66х54,5 72х54,5 72х54,5 72х54,5 Cтепень сжатия 6,5 6,5 6,5 6,5 Рабочий Объем л. 0,746 0,887 0,887 0,887 Макс. Мощность л,с. При об/мин 23 4000 27 4000 30 27* 4200 28 4200 Макс. Крутящий момент Кгс.м (при частоте вращ. Об/мин.) 4,5 2200/ 2500 5,1 2800 5,3 2800 5,2 2800 Горючее Удельный расход г/э.л.с/час А-72,76 260 А-72,76 260 А-72,76 245 А-76 245 Система Охлаждения Воздуш. На отсос Возд. На отсос. 966 -967 отсос 969-нагнета- тельная. Возд. Нагнет. Возд. фильтр Инерц. масля-ый Инерц-масл. Инерц-масл. Инерц-масл. Карбюратор К-100 К-123 К123А К-125 К-127 К-133А Катушка зажигания Б-1 Б-1 Б-1 Б-1 Прерыватель-Распределитель Р-35-В Р-35В, Р-114 Р-114 Р-114 Генератор тип Мощьность Вт. Г-114 160 Г114, Г-501 Г501 250 Г-502 350 Свечи зажиг. А75У А6УС А6УС А-11Н Стартер. тип. Мощность л,с. Ст-114М 0,6 Ст-351 0,6 Ст-351Б 0,6 Ст-366 0,9 КПП МеМЗ-965 (4ст) МеМЗ-966(4ст) МеМЗ-966А(4) МеМЗ 969(4+1ст) МеМЗ-966В Применялся на автомобиле ЗАЗ-965 60-63 гг. ЗАЗ-965А 62-66г.г. ЗАЗ-965А 66-69 г,в. ЗАЗ-966В ЗАЗ-968 ЗАЗ-969, ТПК ЗАЗ-968М-005 Движок 5) МеМЗ- 968* МеМЗ- 967А** 6) МеМЗ-968А МеМЗ-967(Б М?)*** 7) МеМЗ-968Э/Н МеМЗ-969А 8) МеМЗ-968БЭ 9) МеМЗ-968ГЭ Годы выпуска 1968-1974(?) 1972-73 74-82/ 83-96 1982-83 82-83 Поперечник цилиндра/ ход поршня (мм) 76х66 76х66 76х66 76х66 76х66 Cтепень сжатия 7,2 8,4 7,2 8,4 7,2 Рабочий Объем л. 1,197 1,197 1,197 1,197 1,197 Макс. Мощность л,с. При об/мин 43* 37** 4200 45 4400 41 40* 4200 50 4500 45 4400 Макс. Крутящий момент Кгс.м (при частоте вращ. Об/мин.) 7,6 2700 8,0 3400 7,6 2700 8.3 3600 7,8 3500 Горючее Удельный расход г/э.л.с/час А-76 228 А-92 215 А-76 223 А -92 215 А-76 230 Охлаждающая Возд. На отсос Возд.-нагн. Возд. Нагн. Возд. Нагн. Возд. Нагн. Возд. фильтр Инерц-масл. Инерц-масл. Инерц-масл. сухой сухой Карбюратор К125Б К-125Б/ К-127 К-127 /К133* ДААЗ 2101-20 ДААЗ 2101-20 Катушка зажигания Б-115 Б-115 Б-115 Б-115 Б-115 Прерыватель-Распределитель Р-114Б Р-114Б Р-114Б Р-114Б Р-114Б Генератор тип Мощьность Вт. Г-502 350 Г-502 350 Г-502 350 Г-502 350 Г-502 350 Свечи зажиг. А-23 А-17 А-23 А-17 А-23 Стартер. тип. Мощность л,с. Ст-354 0,6 Ст354- 368 Ст-368 1,1 Ст-368 1,1 Ст-368 1.1 КПП МеМЗ-968(4ст.) МеМЗ-969А (4+1ст) МеМЗ-968(4ст.) МеМЗ-968 МеМЗ-969(4+1) МеМЗ-968(4) МеМЗ-968(4) Применялся на автомобиле ЗАЗ-966 ЗАЗ-968 ЛуАЗ-967** ЛУАЗ-969А ЗАЗ-968АЭ ЗАЗ-968 ЗАЗ-968А ЗАЗ-968М-003 ЗАЗ-968М ЗАЗ-968М
Примечания: В таблицу не включен агрегат УД-25 разработанный для передвижных электростанций и представляющий из себя половинку мотора МеМЗ-966(мощность 8 л,с при постоянных оборотах 3000 об/мин). Этот движок создан на базе сконструированного в 1962 году в НАМИ мотора для двухместного автомобиля СМЗ-НАМИ-086 ( 0,497 л. -15 л, с. при 4000 об/мин.) По столбцам таблицы: 3-й * - Мощность мотора МеМЗ-966В в разных источниках обозначается в 30 или 27 л,с. Так Как этот мо- тор не отличается от МеМЗ-966А ничем не считая карбюратора (в поздних сериях) и работающей в паре с ним коробки, можно отнести снижение показателя на более экологически незапятнанный карбюратор К-127, а так же желание завода указывать в документации гарантированную мощность мотора. ** Движок МеМЗ-967А работающий в тяжелых аспектах по нагрузке и плотности моторного отсе- ка был обустроен дополнительным маслорадиатором с принудительным остыванием, и системой воздушного остывания работающей на отсос 4-й * Меньшую по сравнению с МеМЗ-966А мощность МеМЗ-966Г можно объяснить введением в 1978-80-х годах нового образца измерения мощности силовых установок, а так же внедрением «придушенного» карбюратора К-133 5-й и 6-й * - Различия в мощности по модификациям мотора МеМЗ-968 в 43, 41 и 40 л,с объясняются применением разных карбюраторов, других стандартов измерений а так же возможным конфигурацией «маркетинговой политики» завод ** Мощность мотора МеМЗ-967А указывается 37л, с. в то время у аналогичного ему МеМЗ-969А 40-41 л.с. Может быть различие связано с наличием дополнительных приводов лебедки и водяного насоса или различием в образцах замера мощности у армейских и гражданских автомобилей. ***Заводское обозначение мотора МеМЗ-967 рассчитанного под 93-й бензин не установлено. 7-й * Базовые движки МеМЗ-968Э и МеМЗ-968Н различаются карбюраторами (К-127/К-133)
ремонт автомобиля