Буржуины почтили память Совка
Американский автопортал Jalopnik.com занёс автомобиль «Запорожец» в список непреходящих ценностей российской эпохи, опубликовав заметку и снимок мотора МеМЗ в разделе «Engine Of The Day» («Двигатель дня»).
Видимо, главным обстоятельством, повлиявшим на выбор редакции, стал Первомай, отмечавшийся в СССР, пожалуй, с не минимальным пиететом, чем 7 ноября - во всяком случае рядовые совграждане любили этот тёплый солнечный праздник больше, чем холодные (а бывало и дождливые, и даже морозные) годовщины Великой Октябрьской революции.
Недочет фактуры американцы компенсировали оформлением заметки, сопроводив крохотный текст и одну-единственную картину проржавевшего МеМЗа клипом с выступлением экс-Муниципального хора Российской Армии, исполняющего гимн Российского Союза, причём предложив гостям врубить звук на полную :)
Ну что ж, как экс-русский человек, первым автомобилем которого был известный «горбатый» ЗАЗ 965, оснащённый, соответственно, движком МеМЗ 965, я могу просветить янки куда лучше, нежели Jalopnik.com (хотя и благодарен ему за напоминание, вызвавшее лёгкий приступ ностальгии).
Итак, оглядываясь на много лет назад и сравнивая весь модельный ряд ЗАЗ, по 968-й включительно, с забугорными аналогами той поры, могу с незапятанной душой признать: и машина, и движок были самыми что ни на есть дерьмовыми. Но, потому что в то время сравнивать было по сути не с чем - МеМЗ являлся единственным в СССР авто мотором с воздушным остыванием, ближайшие аналоги выпускались в ЧССР («Татра») и ГДР («Трабант»), - то оставалось просто радоваться, что у тебя есть хотя бы это «не роскошь, а средство передвижения».
Мы и радовались. И ездили. И матерились. И чинили. И снова ездили…
Правда, был в моей автобиографии период, когда, утомившись от МеМЗовых капризов и бесконечных недомоганий, мы с помощью моего друга-Самоделкина поменяли его на потрясающий 45-сильный движок водяного остывания компании «Шкода», устанавливавшийся в ту пору на грузовиках-рефрижераторах и приводивший в действие их холодильные агрегаты.
С Тех Пор я заметно разлюбил всё, что связано с аббревиатурой ЗАЗ, но взамен искренне полюбил всё, что связано со словом «Шкода». Вот, практически, и вся воскресная история © Вадим Михайлов, www.bazar-auto.ru
Примечание. На втором сверху снимке Fiat 600 - концептуальный донор «горба», у которого российские автостроители обычно стырили и дизайн, и большая часть конструктивных частей «начинки».
Главные характеристики семейства силовых установок воздушного остывания, выпускавшихся Мелитопольским моторным заводом в 1960-1996-х г.г.
Движок
1) МеМЗ- 965
2) МеМЗ- 966
3) МеМЗ- 966А МеМЗ- 966В* МеМЗ- 967/969**
4) МеМЗ- 966Г
Годы выпуска
1960- 1964(?)
1962- 66
1966-1979г.г. (МеМЗ-969-до 1975 г).
1979-1996(?)
Поперечник цилиндра/ ход поршня (мм)
66х54,5
72х54,5
72х54,5
72х54,5
Cтепень сжатия
6,5
6,5
6,5
6,5
Рабочий Объем л.
0,746
0,887
0,887
0,887
Макс. Мощность л,с. При об/мин
23 4000
27 4000
30 27* 4200
28 4200
Макс. Крутящий момент Кгс.м (при частоте вращ. Об/мин.)
4,5 2200/ 2500
5,1 2800
5,3 2800
5,2 2800
Горючее Удельный расход г/э.л.с/час
А-72,76 260
А-72,76 260
А-72,76 245
А-76 245
Система Охлаждения
Воздуш. На отсос
Возд. На отсос.
966 -967 отсос 969-нагнета- тельная.
Возд. Нагнет.
Возд. фильтр
Инерц. масля-ый
Инерц-масл.
Инерц-масл.
Инерц-масл.
Карбюратор
К-100 К-123
К123А
К-125 К-127
К-133А
Катушка зажигания
Б-1
Б-1
Б-1
Б-1
Прерыватель-Распределитель
Р-35-В
Р-35В, Р-114
Р-114
Р-114
Генератор тип Мощьность Вт.
Г-114 160
Г114, Г-501
Г501 250
Г-502 350
Свечи зажиг.
А75У
А6УС
А6УС
А-11Н
Стартер. тип. Мощность л,с.
Ст-114М 0,6
Ст-351 0,6
Ст-351Б 0,6
Ст-366 0,9
КПП
МеМЗ-965 (4ст)
МеМЗ-966(4ст)
МеМЗ-966А(4) МеМЗ 969(4+1ст)
МеМЗ-966В
Применялся на автомобиле
ЗАЗ-965 60-63 гг.
ЗАЗ-965А 62-66г.г.
ЗАЗ-965А 66-69 г,в. ЗАЗ-966В ЗАЗ-968 ЗАЗ-969, ТПК
ЗАЗ-968М-005
Движок
5) МеМЗ- 968* МеМЗ- 967А**
6) МеМЗ-968А МеМЗ-967(Б М?)***
7) МеМЗ-968Э/Н МеМЗ-969А
8) МеМЗ-968БЭ
9) МеМЗ-968ГЭ
Годы выпуска
1968-1974(?)
1972-73
74-82/ 83-96
1982-83
82-83
Поперечник цилиндра/ ход поршня (мм)
76х66
76х66
76х66
76х66
76х66
Cтепень сжатия
7,2
8,4
7,2
8,4
7,2
Рабочий Объем л.
1,197
1,197
1,197
1,197
1,197
Макс. Мощность л,с. При об/мин
43* 37** 4200
45 4400
41 40* 4200
50 4500
45 4400
Макс. Крутящий момент Кгс.м (при частоте вращ. Об/мин.)
7,6 2700
8,0 3400
7,6 2700
8.3 3600
7,8 3500
Горючее Удельный расход г/э.л.с/час
А-76 228
А-92 215
А-76 223
А -92 215
А-76 230
Охлаждающая
Возд. На отсос
Возд.-нагн.
Возд. Нагн.
Возд. Нагн.
Возд. Нагн.
Возд. фильтр
Инерц-масл.
Инерц-масл.
Инерц-масл.
сухой
сухой
Карбюратор
К125Б
К-125Б/ К-127
К-127 /К133*
ДААЗ 2101-20
ДААЗ 2101-20
Катушка зажигания
Б-115
Б-115
Б-115
Б-115
Б-115
Прерыватель-Распределитель
Р-114Б
Р-114Б
Р-114Б
Р-114Б
Р-114Б
Генератор тип Мощьность Вт.
Г-502 350
Г-502 350
Г-502 350
Г-502 350
Г-502 350
Свечи зажиг.
А-23
А-17
А-23
А-17
А-23
Стартер. тип. Мощность л,с.
Ст-354 0,6
Ст354- 368
Ст-368 1,1
Ст-368 1,1
Ст-368 1.1
КПП
МеМЗ-968(4ст.) МеМЗ-969А (4+1ст)
МеМЗ-968(4ст.)
МеМЗ-968 МеМЗ-969(4+1)
МеМЗ-968(4)
МеМЗ-968(4)
Применялся на автомобиле
ЗАЗ-966 ЗАЗ-968 ЛуАЗ-967** ЛУАЗ-969А
ЗАЗ-968АЭ
ЗАЗ-968 ЗАЗ-968А ЗАЗ-968М-003
ЗАЗ-968М
ЗАЗ-968М
Примечания: В таблицу не включен агрегат УД-25 разработанный для передвижных электростанций и представляющий из себя половинку мотора МеМЗ-966(мощность 8 л,с при постоянных оборотах 3000 об/мин). Этот движок создан на базе сконструированного в 1962 году в НАМИ мотора для двухместного автомобиля СМЗ-НАМИ-086 ( 0,497 л. -15 л, с. при 4000 об/мин.) По столбцам таблицы: 3-й * - Мощность мотора МеМЗ-966В в разных источниках обозначается в 30 или 27 л,с. Так Как этот мо- тор не отличается от МеМЗ-966А ничем не считая карбюратора (в поздних сериях) и работающей в паре с ним коробки, можно отнести снижение показателя на более экологически незапятнанный карбюратор К-127, а так же желание завода указывать в документации гарантированную мощность мотора. ** Движок МеМЗ-967А работающий в тяжелых аспектах по нагрузке и плотности моторного отсе- ка был обустроен дополнительным маслорадиатором с принудительным остыванием, и системой воздушного остывания работающей на отсос 4-й * Меньшую по сравнению с МеМЗ-966А мощность МеМЗ-966Г можно объяснить введением в 1978-80-х годах нового образца измерения мощности силовых установок, а так же внедрением «придушенного» карбюратора К-133 5-й и 6-й * - Различия в мощности по модификациям мотора МеМЗ-968 в 43, 41 и 40 л,с объясняются применением разных карбюраторов, других стандартов измерений а так же возможным конфигурацией «маркетинговой политики» завод ** Мощность мотора МеМЗ-967А указывается 37л, с. в то время у аналогичного ему МеМЗ-969А 40-41 л.с. Может быть различие связано с наличием дополнительных приводов лебедки и водяного насоса или различием в образцах замера мощности у армейских и гражданских автомобилей. ***Заводское обозначение мотора МеМЗ-967 рассчитанного под 93-й бензин не установлено. 7-й * Базовые движки МеМЗ-968Э и МеМЗ-968Н различаются карбюраторами (К-127/К-133)
ремонт автомобиля

Недочет фактуры американцы компенсировали оформлением заметки, сопроводив крохотный текст и одну-единственную картину проржавевшего МеМЗа клипом с выступлением экс-Муниципального хора Российской Армии, исполняющего гимн Российского Союза, причём предложив гостям врубить звук на полную :)
Ну что ж, как экс-русский человек, первым автомобилем которого был известный «горбатый» ЗАЗ 965, оснащённый, соответственно, движком МеМЗ 965, я могу просветить янки куда лучше, нежели Jalopnik.com (хотя и благодарен ему за напоминание, вызвавшее лёгкий приступ ностальгии).
Итак, оглядываясь на много лет назад и сравнивая весь модельный ряд ЗАЗ, по 968-й включительно, с забугорными аналогами той поры, могу с незапятанной душой признать: и машина, и движок были самыми что ни на есть дерьмовыми. Но, потому что в то время сравнивать было по сути не с чем - МеМЗ являлся единственным в СССР авто мотором с воздушным остыванием, ближайшие аналоги выпускались в ЧССР («Татра») и ГДР («Трабант»), - то оставалось просто радоваться, что у тебя есть хотя бы это «не роскошь, а средство передвижения».
Мы и радовались. И ездили. И матерились. И чинили. И снова ездили…
Правда, был в моей автобиографии период, когда, утомившись от МеМЗовых капризов и бесконечных недомоганий, мы с помощью моего друга-Самоделкина поменяли его на потрясающий 45-сильный движок водяного остывания компании «Шкода», устанавливавшийся в ту пору на грузовиках-рефрижераторах и приводивший в действие их холодильные агрегаты.
С Тех Пор я заметно разлюбил всё, что связано с аббревиатурой ЗАЗ, но взамен искренне полюбил всё, что связано со словом «Шкода». Вот, практически, и вся воскресная история © Вадим Михайлов, www.bazar-auto.ru





Примечания: В таблицу не включен агрегат УД-25 разработанный для передвижных электростанций и представляющий из себя половинку мотора МеМЗ-966(мощность 8 л,с при постоянных оборотах 3000 об/мин). Этот движок создан на базе сконструированного в 1962 году в НАМИ мотора для двухместного автомобиля СМЗ-НАМИ-086 ( 0,497 л. -15 л, с. при 4000 об/мин.) По столбцам таблицы: 3-й * - Мощность мотора МеМЗ-966В в разных источниках обозначается в 30 или 27 л,с. Так Как этот мо- тор не отличается от МеМЗ-966А ничем не считая карбюратора (в поздних сериях) и работающей в паре с ним коробки, можно отнести снижение показателя на более экологически незапятнанный карбюратор К-127, а так же желание завода указывать в документации гарантированную мощность мотора. ** Движок МеМЗ-967А работающий в тяжелых аспектах по нагрузке и плотности моторного отсе- ка был обустроен дополнительным маслорадиатором с принудительным остыванием, и системой воздушного остывания работающей на отсос 4-й * Меньшую по сравнению с МеМЗ-966А мощность МеМЗ-966Г можно объяснить введением в 1978-80-х годах нового образца измерения мощности силовых установок, а так же внедрением «придушенного» карбюратора К-133 5-й и 6-й * - Различия в мощности по модификациям мотора МеМЗ-968 в 43, 41 и 40 л,с объясняются применением разных карбюраторов, других стандартов измерений а так же возможным конфигурацией «маркетинговой политики» завод ** Мощность мотора МеМЗ-967А указывается 37л, с. в то время у аналогичного ему МеМЗ-969А 40-41 л.с. Может быть различие связано с наличием дополнительных приводов лебедки и водяного насоса или различием в образцах замера мощности у армейских и гражданских автомобилей. ***Заводское обозначение мотора МеМЗ-967 рассчитанного под 93-й бензин не установлено. 7-й * Базовые движки МеМЗ-968Э и МеМЗ-968Н различаются карбюраторами (К-127/К-133)
ремонт автомобиля