Сбитая торпеда
После 2-ой мировой войны правительство США решило предать излишние фабрики в личную собственность. Тяжело поверить, что такие бывают, но при их перераспределении предпочтение отдавалось небольшим компаниям. Генри Дж. Кайзер и Престон Такер последовали примеру Studebacker, который первым поставил на конвейер полностью новейшую послевоенную модель. Идея выпустить собственный автомобиль появилась не из ниоткуда. Ранее Такер был полицейским, водителем такси, поработал в нескольких авто компаниях, а перед войной на пару с Гарри Миллером строил авто для гонок, в том числе и для Indy 500. Честолюбивый Престон вожделел сделать без малого самый совершенный автомобиль, который будет конкурировать с продукцией Дженерал моторс, Форд и, естественно, Chrysler. Расчет был прост - подавляющее большая часть автопроизводителей после войны предлагали устаревшие довоенные модели, и на их фоне по истине современная модель точно нашла бы собственного покупателя. Tucker Sedan (Torpedo) отличался необычным дизайном, инновационными технологиями и, что примечательно, высокой степенью безопасности.
Как тут не вспомнить аэродинамический De Soto (Chrysler) Airflow, с треском провалившийся среди 30-х. По плану создателя, Tucker должен был оснащаться расположенным в задней части шестицилиндровым мотором с системой впрыска горючего. Заднемоторная сборка во многом определила дизайн автомобиля и, смеем представить, дала название модели. Для разработки внешнего вида в конце 1946 года был нанят Алекс Тремулис, ранее работавший на Auburn Cord и Duesenberg. У дизайнера было всего 6 дней для того, чтобы сделать общую концепцию автомобиля. Поначалу 1947 года Такер обратился к Дж. Гордону Диппенкотту для разработки альтернативного дизайна. Полноразмерный макет был сотрен всего за восемь недель. И это в то время, когда на разработку новой модели уходило по несколько лет! Но, даже несмотря на мелкие сроки, внешний вид Tucker отличался решениями, которые позже позаимствовали многие именитые дизайнеры.
В силу расположения мотора задней части кузова передняя решетка носила чисто декоративный характер. И, пожалуй, одними из первых (если не первыми) дизайнеры Tucker Torpedo соединили ее с передним бампером. А вот задняя решетка по понятным причинам была стопроцентно функциональна. И, все таки, позже ее широко использовали в качестве декоративного элемента дизайнеры Большой Тройки. Вспомните хотя бы Cadillac Eldorado кисти (или карандаша?) Харли Эрла. Та участь ждала и воздухозаборники в задних крыльях и стопсигналы, которые позже эволюционировали в именитые кили. Мы уже не говорим о поворотной центральной фаре - решении, которое на полста обогнало свое время. За вытянутый нос, в центре которого она и была расположена, автомобиль назвали «жестяным гусем». Фара автоматом врубалась про повороте больше, чем на 10 градусов, и освещала поворот. А осознаете, что самое интересное? Коэффициент аэродинамического сопротивления кузова (Сх) составлял всего 0,27! Для сравнения, у Chevrolet Cruze 2008 года этот показатель составляет 0,31.
Внутри Torpedo оказался более консервативен, ну и здесь не вышло без нововведенй. Переключатели и кнопки были сгруппированы вокруг травмобезопасной управляющий колонки, которая на макете располагалась по центру торпедо. Селектор коробки также располагался на управляющий колонке. Но коробка - отдельная история. Коробка стала одним из слабых звеньев конструкции Tucker. В качестве макета была использована КПП Cord, разработанная для переднеприводного и переднемоторного автомобиля. Разумно, что такая коробка не смогла быть удачно адаптирована под сборку Torpedo. Для разработки новой коробки был привлечен создатель КПП Buick Dynaflow. Коробка состояла всего из 27 частей, тогда как обычно их количество превышало 100 деталей. Но, как оказалось, с Tuckermatic заморочек было не меньше. Хотя бы потому, что у автомобиля не было задней передачи. Ее отсутствие стало поводом для многочисленных насмешек прессы.
С мотором дела обстояли еще сложнее. Технологичный узкий верхнеклапанный мотор с полусферическими камерами сгорания никак не вожделел развивать обещанных Такером 100 пятидесяти лошадиных сил. И даже тот факт, что движок и упомянутая коробка Cord устанавливались на отдельном подрамнике, крепившимся для оперативности ремонта всего шестью болтами (сказался опыт постройки гоночных болидов), ситуацию не выручал. Престону пришлось срочно отыскивать замену 9,7-литровому мотору, и нашел он ее не среди огромных V-образных монстров Большой тройки. В моторном отсеке Torpedo расположили мотор от… вертолета! Правда, обыденный имплантацией не обошлось, инженерам пришлось оснащать снова-таки узкий шестицилиндровый Franklin O-335 водяным остыванием. Ну и систему определенного впрыска пришлось поменять традиционными карбюраторами в количестве 2-ух штук. Но оно того стоило - мотор успешно прошел ресурсные испытания и при большей мощности в 166 л.с. разгонял автомобиль до 200 км в час, а первую сотку набирал уже через 10 секунд. Обрадованный Такер купил четыре мотора ценой $5000 каждый, что в то время было сравнимо со ценой целого автомобиля. При Всем Этом не 1-го - Torpedo планировалось продавать вдвое дешевле. А для больщей надежности Престон выкупил всю компанию по производству вертолетных движков. Чувствуете размах?
И, несмотря на то, что финансовое состояние Tucker Corporation было стопроцентно комфортным, компания одной из первых вышла на IPO (Initial Public Offering). Эта операция дозволила расположить акции Tucker Corporation на $17 000 000. Еще одним способом привлечь инвестиции стала Tucker Accessories Program, программа по продаже фирменных аксессуаров - чехлов на сиденья, радиоприемников и чемоданов. Плюс $2 000 000 и одна «небольшая» неувязка. Клиенты брали аксессуары для модели, которая еще даже не производилась. Похожий маркетинговый прием не остался без внимания прессы. Существует миропонимание, что «антитакеровская» кампания была развернута по инициативе Форд, Дженерал моторс и Chrysler, которые очень боялись конкуренции с современным и без преувеличения выдающимся автомобилем. А позднее было инициировано правительственное расследование относительно реализации аксессуаров к несуществующему автомобилю. В конце концов, Такеру удалось отбиться от обвинений, но плохой медийный фон, старательно создававшийся средствами массовой инфы в протяжении всего расследования, со уничтожил репутацию компании, а акционеры потребовали вернуть вложенные в акции Tucker Corporation средства. Забылся даже ажиотажный интерес публики, вызванный пробегом предсерийных автомобилей по городам США, и фееричная премьера 19 июня 1947 года.
Tucker был обречен - Большая тройка обезопасила себя от конкурента, лишив Престона Такера и его команду мечты о совершенном автомобиле. Ценой огромных усилий было построен 51 автомобиль, 47 из которых все еще на ходу, а один выставлен в Смиттсонновском институте как идеал уникальной конструкции. Но, к большенному огорчению, спортивная версия Talisman, равно как купе Carioca, так и остались нереализованными проектами. А сам Престон Такер скоро умер от рака.
Текст: Никита Ситников, www.rideone.ru
Фото: World Wide Web
ремонт автомобиля
Текст: Никита Ситников, www.rideone.ru
Фото: World Wide Web
ремонт автомобиля