1-ый тест новой Нивы
Вы когда-нибудь ездили на «Ниве»? Нет, не на Chevrolet Niva, а на старой «Ниве», которая сейчас называется Lada 4x4. На бездорожье она хороша, с этим никто не спорит. Но вот на трассе - это «ацкая» машина. Как стрелка спидометра начинает подбираться к отметке 100 км/ч, то ехать на Lada 4x4 уже неприятно. Появляется мощная вибрация, салон заполняется неприятным гулом от «раздатки» и, что самое опасное, руль делается совершенно пустым, а сам внедорожник начинает «плавать» по дороге. В Конечном Итоге даже после пары часов езды с относительно высокой скоростью из старой «Нивы» выходишь весь вспотевший от напряжения.
'1-ый На Lada 4x4 выпускается только в одной комплектации. Но реальный момент на заводе прорабатывается возможность выпуска «люксовой» комплектации. Скорее Всего, она будет в себя включать шины размерности 205/75 R15, рейлинги крыши, наружные зеркала с дистанционным управлением, защитные накладки на дефлекторы системы вентиляции кузова на капоте и задних стойках, накладка передней части обивки крыши со встроенным освещением салона, обогрев сидений. Но на кондюк, Абс или подушки безопасности можно не рассчитывать Но 27 июля этого года на «АвтоВАЗе» начали выпуск модернизированного автомобиля. При Всем Этом серьезно модернизированного. Для знакомства с ним мы направились прямо в Тольятти. И слету необходимо сказать - внедорожник обменялся так, что если на него «надеть» новый кузов, то машину можно было бы смело называть «новым поколением» Lada 4x4. 1-ый тест новой «Нивы» Старый подфарник (вверху) от «ВАЗ-2103», придуманный еще в 1972 году (!), был заменен на новый. Конструкторы уверяют, что благодаря эластичной окантовке у новой детали лучшее сопряжение с капотом и панелью передка. Не считая того, стала лучше плотность и стойкость к внешним воздействиям
Но кузов, как обидно бы это не звучало, остался старым. Разве что появились новые внешние зеркала заднего вида, да еще можно отметить другие подфарники (в случае их точнее называть надфарниками) с указателем поворота и габаритов. И Большее никаких конфигураций во внешнем виде нет. А ведь сначала в Тольятти предлагали серьезно обновить дизайн автомобиля… Но все пробы в этом направлении натолкнулись на массу заморочек. Одна из самых главных заключается в том, что Lada 4x4 с ноейшей внешностью неизбежно бы подорожала. Не считая того, тольяттинцам пришлось бы заново проводить сертификацию авобиля в Европе. А этого на «АвтоВАЗе» делать очень не хотят - и дорого, и не факт, что сейчас машина выдержит ужесточившиеся в Европе требования. Отказываться же от западного рынка было бы глупо. Ведь на Lada 4x4 является основой экспорта завода (в 2008 году аж 87% всех отправленных в Европу вазовских машин). 1-ый тест новой «Нивы» Зеркала на Lada 4x4 уже лет как 20 нужно было обновить. На Данный Момент вместо старых «недоразумений» на узенькой ножке, которые могли складываться при сильном порыве ветра, будут новые зеркала (их площадь выросла на 52%) Правда, новые зеркала тоже нужно регулировать только рукой, открыв боковое стекло В салоне тоже нет ничего принципиально нового. Автомобиль, разработанный в 70-х годах прошедшего века, сохранил все свои эргономические особенности, включая и очень неудобные маленькие подрулевые переключатели. Но зато появилась новая композиция устройств от семейства Samara, которая имеет не только спидометр и тахометр, ну и часы, указатель температуры наружного воздуха вольтметр. Также можно отметить наличие 2-ух новых сигнальных ламп, которых ранее не было - обогрева заднего стекла и блокировки межосевого дифференциала. Пока это все, но ближе к концу года начнется выпуск машин с другой обивкой дверей, которая будет смотреться интересней и закроет стальные части. 1-ый тест новой «Нивы» Композиция устройств старой Lada 4x4 (вверху) уже давно просилась на замену. Ее решили поменять на подходящую по размерам от семейства Samara. Стало лучше
Но ведущий испытатель Lada 4x4 Миша Лебедев не зря заранее предупредил - не обращайте внимания на внешний вид и салон. Конфигурации в этой машине внутри. Их замечаешь сходу - сцепление здесь совершенно другое! Педаль стала еще легче и понятней. На Данный Момент трогаться значительно проще, ну и процесс переключения передач облегчился. По оценкам самих вазовцев, благодаря появлению сцепления от Chevrolet Niva производства компании Valeo (его размерность выросла с 200 до 215 мм) усилие на педали снизилось слету на 40%! К тому же новый привод сцепления высвободит водителя от необходимости постоянной регулировки этого элемента - износ фрикционных накладок здесь компенсируется автоматом. Чуть другими стали и тормоза, которые сейчас во многом унифицированы с Lada Kalina. В усилие на педали снизилось (по оценкам инженеров слету на 30%), сократился ее ход (на 15%), ну и общем тормоза стали информативней. 1-ый тест новой «Нивы» Не Считая новой панели устройств единственное достоинство модернизированного салона заключается в появлении 2-ух новых лампочек. Верхняя информирует о включенном обогреве стекла (при всем этомм сама кнопка включения обогрева находится в другом месте), а нижняя о задействованном межосевом дифференциале Как обидно бы это не звучало, но коробка здесь старая. Как и рычаг переключения. У меня не такие уж и короткие руки, но при всем для включения скоростей даже я постоянно был должен тянуться к рычагу. Поверьте, это не очень-то комфортабельно. Претензия совершенно обоснованная, с этим согласны и сами создатели освеженной Lada 4x4. Но ставить новейшую коробку на эту машину - очень драгоценное удовольствие. '1-ый В Рф Lada 4x4 еще долгое время будет продаваться с нынешним движком объемом 1,7 л, который соответствует нормам Евро-3. А вот в Европу уже в конце этого года должна начаться поставка автомобилей с моторами Евро-5. Это дозволит экспортировать Lada 4x4 как минимум до 2014 года Ну И с такой КПП машна стала вести себя на дороге заметно лучше. Я серьезно! Кое-где до 80 км/ч старую и новейшую Lada 4x4 можно отличить по сцеплению и тормозам. Но позже метаморфозы становятся более очевидными - модернизированный внедорожник стал нормально ехать даже на 100 км/ч! Даже на 120 км/ч! И дело не только лишь в том, что фактически пропали вибрации (а они взаправду пропали), ну и в подвеске. Она здесь, естественно, не совершенно новая, но конфгурации очень существенны, и их подробное описание занимает целую страницу. Скажем , что автомобиль получил новые рессоры впереди и сзади (при всем этом задние на данный момент установлены фактически вертикально), задние нижние штанги расположены под углом к продольной оси, впереди появились новые «кулаки» от Chevrolet Niva и другие нижние рычаги (к тому же на данный момент сайлент-блок там устанавливается методом вулканизации, что должно прирастить ресурс элемента). '1-ый Пока задние сиденья без конфигураций. Но к концу года можно рассчитывать на появление новых кресел, где можно будет раздельно ложить спинку и подушку. А, самое главное, владелец Lada 4x4 сможет устанавить в машине слету два детских кресла при помощи системы Isofix Правда, избавиться от всех недостатков машины не удалось. Руль на скорости по-прежнему пустоват (но для джпа это не большая трагедия), ну и мощности моторчика не хватает - он остался стандартным, объемом 1,7 л. '1-ый
Новой «раздатки» Lada 4x4 не получила, поэтому фирменный вой как и будет развлекать водителя (правда, раздаточная коробка тоже была улучшена). Нет и новых карданных валов, из-за которых, практически говоря, ранее и появлялись вибрации. Но «АвтоВАЗ», в конце концов, сделал то, что должен был сделать еще много лет назад - были серьезно повышены требования к балансировке валов и к их геометрической точности. Завод-изготовитель был даже должен закупить новое оборудование для производства вилок и фланцев. И эти меры сработали! '1-ый
Фанаты «Нивы», наверное, мне не поверят, но вазовцам удалось улучшить поведение машины и вне асфальта. Проверить проходимость старого и нового автомобиля на тяжелом бездорожье во время первого знакомства с Lada 4x4 не вышло. Но зато удалось на славу проехаться на высокой скорости по разбитым проселочным дорожкам. Если вы ездили на старой «Ниве» по таким «направлениям», то понимаете, о чем идет речь. Ведь этот автомобиль позволяет получать большущее удовольствие от движения даже по дорогам среднего характеристики - подвеска и большой дорожный просвет позволяют пылить на очень хорошей скорости. Там, где обыденные легковушки ползут максимум на 20-30 км/ч, российский внедорожник дает возможность ехать под 80 км/ч! И эти слова касаются старой машины. А на новой скорость движения по сельским дорогам выросла, наверное, на 20 км/ч. Модернизированная Lada 4x4 стоит на неровной дороге, пробить подвеску стало еще сложнее и, что принципно, автомобиль стал заметно меньше «козлить» и рыскать при проезде неровностей. '1-ый
Для проверки подвески при движении по умеренному бездорожью вазовцы не только дозволили проехаться на все средства по «дорогам без покрытия», ну и разрешли покуражиться на тропинках, которые проложены по местному полю. Представьте себе - едем мы по полю на скорости под 70 км/ч, автомобиль лихо перескакивает через мелкие ямы… И тут после 1-го поворота сидевший рядом со мной испытатель «АвтоВАЗа» испуганно хватается за верхний поручень, весь сжимается и тихо произносит очень пугающую фразу «Ну вот и она». «Она» - это связка из нескольких очень больших ям, в которые машина влетела на хорошей скорости. Тормозить уже было тупо, и мы стали кропотливо знакомиться с профилем земного шара. «Знакомство» привело к тому, что машина пару раз как следует подпрыгнула ввысь (как не вылетели в канаву сам не понимаю) и получила слету два существенных пробоя подвески. '1-ый
А что все же модернизированная машина? Ситуация с прохождением этого участка была очень похожа, провождающий произнес «Т-а-а-а-к», а скорость была уже км на 10 выше. Но никаких пробоев подвески не было, Lada 4x4 не уткнулась «носом» в землю (а старая модель имеет этот недуг)! Не довольно того, если за рулем прежней Lada 4x4 нужно было просто ждать, чем закончится преодоление похожих ям, то на новой машине даже при х опасных маневрах сохранилась возможность управлять! '1-ый В июле было сделано 620 освеженных Lada 4x4. А вот в августе «АвтоВАЗ» встал. Поэтому выпуск модернизированного автомобиля вновь стартует только в сентябре В общем, следует признать - инженеры «АтоВАЗа» трудились не зря. Модернизированная Lada 4x4 взаправду стала ехать лучше. И, что очень принципно, возможности машины на бездорожье стали только лучше (вопросы о том, почему такую модернизацию не сделали лет 10 назад, оставим на в стороне). А цена? А цена осталась практически без конфигураций - модернизированная Lada 4x4 стоит от 261 336 руб., что дороже старой менее чем на 5 000 руб. А 5 000 руб. за новый характер Lada 4x4 - это, поверьте, мелочи. ИСТОРИЯ
Своим появлением «Нива» должна председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину. Последний, посетив тольяттинский автогигант, порекомендовал конструкторам заняться работкой полноприводного автомобиля, который побится военным и сельчанам. Тут же на заводе закипела работа - и молодые, и опытные сотрудники кинулись предлагать главному конструктору свои идеи, касающиеся конструкции перспективного внедорожника. '1-ый
Конструкторы разделились на три противоборствующих лагеря. При все проекты подразумевали внедрение большего количества «жигулевских» агрегатов. Что предлагали? 1-ый вариант - оснастить серийную легковушку, «копейку», полноприводной коробкой. По такому принципу разрабатывали «Москвич-410». 2-ой вариант - выстроить полноприводную с открытым кузовом, рессорной подвеской и подключаемым полным приводом. Так создавался «УАЗ-469». 3-ий вариант - заложить в конструкцию автомобиля наибольшее количество передовых решений: переднюю и заднюю пружинную подвеску, постоянный полный привод, блокируемый межосевой дифференциал… К счастью, непосредственно последний вариант поддержал тогдашний главный конструктор «ВАЗа» Владимир Соловьев. '1-ый
1-ые экземпляры автомобиля «Э2121», вышедшие на испытания в 1972 году, вышли откровенно неказистыми, за что и получили ехидное прозвище «крокодилы». Зато «эшки» подтвердили перспективность предложенной конструкции. Машина удивила создателей неплохой проходимостью! Пока инженеры отрабатывали особенности механической внутренности, к делу приступили дизайнеры. Сходу появились открытый и закрытый варианты кузова. При Всем Этом внешностью последнего занимался Валерий Сёмушкин, который предложил называть будущую машину «Нивой». И внешний облик, и название внедорожника, предложенные молодым дизайнером, понравились управлению предприятия. '1-ый
Кстати, о постоянном полном приводе «Нивы» ходит такая легенда. Сначала конструкторы вожделели сделать подключаемый полный привод, но 1-ые опытные образцы, вышедшие на испытания, быстро возвратились на доработку - стандартные «жигулевские» мосты просто развалились. Поэтому было решено поделить крутящий момент меж мостами, чем достигалось снижение нагрузки на мосты и карданы. Принято считать, что похожая коробка - вазовское нововведение. Но начитанные автомобилисты припомнят, что первыми аналогичное решение предложили англичане, создавая Range Rover. Вобщем, внедрение известных наработок забугорных инженеров резвее помогло тольяттинцам сделать 1-ый в СССР по истине комфортный внедорожник. '1-ый
Но в бочку меда, по русской традиции, добавили ложку дегтя. Необходимость использовать «жигулевскую» «четырехступку» заставила конструкторов ввести карданный вал, соединяющий раздаточную коробку и коробку. Этот вал, создающий соответственный шум и вибрации, - фирменная примета «Нивы». Так появилась именитая шутка: «первый признак конструктора «Нивы» - глухота». Другая неувязка - запасное колесо, расположенное под капотом. Пристроить его было просто некуда: на кузове - некрасиво, под кузовом - некуда. 1-ые опасения, что резина сгорит, развеялись после испытаний - колесо нагревалось максимум до 90⁰С. Зато другая неувязка выяснилась, когда машины уже бегали по дорогам СССР. При лобовом столкновении накачанная запаска, двигаясь прямо в салон, сметала все на своем пути. Как обидно бы это не звучало, эту делему не решили до сих пор '1-ый
На городские испытания внедорожник (точнее, его третью опытную серию) отправили в 1974 г. От обыденных «Нив» он отличался только деталями: «жигулевскими» бамперами, раздельными подфарниками… В 1977 г. автомобиль перебрался на основной конвейер тольяттинского автогиганта. Серийные машины оснащались 1,6-литровым движком, который являлся несколько доработанным «шестерочным». Главное отличие этого мотора от братьев - завышенные обороты большего крутящего момента. Отсюда соответственная манера езды «нивоводов», изложенная в присказке: «больше газа - меньше ям». В 1994 году «ВАЗ-2121» модернизировали (появилась, например, вертикальная задняя оптика), попутно сменив индекс на «ВАЗ-21213». '1-ый
Очено, российские спортсмены сходу оценили новинку родного автопрома: «Нива» не один раз становилась призером Чемпионата СССР по автокроссу. Позднее внедорожники приглянулись забугорным гонщикам - машины занимали призовые места в именитых ралли «Париж-Тунис», «Алжир», «Дакар», «Ралли фараонов», «Атлас»… Перечисление спортивных достижений «Нивы» можно продолжать до бесконечности. При тольяттинские полноприводники встречаются на спортивных трассах и на данный момент. '1-ый
Удачная конструкция дозволила «Ниве» покорить и забугорных покупателей - одно время на экспорт высылали 75% выпускаемых джипов! Отсюда и престижные награды: 1978 год - золотая медаль Международной выставки в Брно, 1980 год - золотая медаль Международной ярмарки в Познани.

КУНСТКАМЕРА
Опытную партию ВАЗ-2121, состоявшую из 50 автомобилей, выпустили в феврале 1976 года. Почему же датой начала выпуска «Нивы» считают 1977? Да потому что 1-ые 50 автомобилей, выпуск которых приурочили к XXV съезду КПСС, направились на испытания, а создание джипов на основном конвейере началось 5 апреля 1977 года. Производственная программа включала и стандартную машину, и экспортные модификации: «ВАЗ-21211» - с 1,3-литровым движком, «ВАЗ-21212» - с правым рулем. Позднее «Нивой» занималось неограниченное количество конструкторов, создавая пикапы, фургоны, кемперы: кузов внедорожника обрезали, удлиняли, надстраивали… Что вышло? Перечислим более достойные внимания экземпляры. '1-ый ВАЗ-1922 болотоход
Пожалуй, более экстремальная модификация «Нивы» - плавающий болотоход. Интересно, что «Маршу» (так назвали машину) достались агрегаты основных российских джипов - тольяттинского и ульяновского. От УАЗа - рама, мосты и подвеска, от ВАЗа - движок, коробка и раздаточная коробка. Шины? Они низкого давления (размерами 1,3х0,6х0,5 м) и позволяют преодолевать не только лишь болотные топи и заснеженные поля, ну и водные преграды. Расход горючего такого монстра - 18 л на 100 км! Поэтому «Марш» оборудуют 2-мя бензобакам общей вместимостью 70 '1-ый ВАЗ-2121 кемпер
Еще одна интересная задумка вазовцев - модульный автокемпер. В базе необычной машины лежит полноприводный пикап, к которому цепляется жилой модуль с третьей подкатной осью. Хочешь путешествовать? Цепляй жилой модуль и отправляйся в путь! В остальное время машину можно использовать обыденный пикап. Партнерами тольяттинцев выступали прибалты, поэтому разрушение СССР заставил отрешиться от производства кемпера. Ну и до кемперов ли было заводу в лихие 90-е? '1-ый ВАЗ-2121 пикап
Первыми фургоны и пикапы, основой которых послужила «Нива», начали строить… канадцы! Заокеанским фермерам понравилась обычная проходимая машина, которую можно оснастить плугом или отвалом. Разумеется, для грязной работы идеальнее в подходит фургон или пикап, в которые деловые канадцы и переделывали российские машины. Россияне занялись постройкой разных полноприводных пикапов (2-ух- и четырехместных, кратко- и длиннобазных) намного позднее. Главный недостаток этих машин - низкая грузоподъемность (зависимо от версии - от 450 до 300 кг) '1-ый ВАЗ-2129 стрэтч
Удлиненная «Нива» - несбывшаяся мечта российских охотников и рыболовов. Почему несбывшаяся? Потому Что 1-ые удлиненные экземпляры внедорожника тольяттинский автогигант выпустил, когда развалился СССР - в 1994 г. 3-х дверные авто, получившие индексы 2129 и 2130, отличались установкой заднего сидения: на 2129 - ближе к переднему ряду, на 2130 - дальше от переднего ряда. Позднее появилась 5-и дверная модификация, получившая индекс 2131 и сменившая трехдверки '1-ый ВАЗ-2123 электрокар и «Антэл»
Водородомобили, электромобили - одним словом, авто будущего - всегда беспокоили вазовских инженеров. Поэтому удлиненная «Нива», обладатель самого просторного кузова среди автомобилей, выпускаемых ВАЗом, становилась объектом тестов по установке перспективных энергетических установок. Так появились водородомобили «Антэл» и электромобили «Электро». Как обидно бы это не звучало, ни какой-то из их до сборочного а так и не добрался
РОДСТВЕННИКИ
'1-ый ВАЗ-210834 «Тарзан»
Идея оснастить вазовское восьмое семейство полным приводом блуждала в разумах тольяттинских инженеров многие годы. В конце 90-х годов уже прошедшего века мечты стали реальностью: появились 1-ые модификации «Нивы» и «Спутника». Машины, демонстрировавшиеся на различных выставках, вышли, мягко говоря, специфическими: подвеска, движок и коробка - от «Нивы», кузов - от «Спутника». Существовали ВАЗ-210834 с кузовом «восьмерки», ВАЗ-210934 с кузовом «девятки» и ВАЗ-210994 с кузовом «девяносто девятой». Прайс-листы тех лет докладывают, что стоимость «Тарзана», изготавливаемого под заказ, составляет 180 тыс. руб. Для сравнения, обычная «девятка» тогда стоила 90 тыс. руб. '1-ый ВАЗ-21113 «Тарзан-2»
Неудача с семейством «Тарзан» заставила тольяттинцев задуматься о новом варианте прежнего плана. На Данный Момент было решено сделать полноприводную версию домашнего универсала ВАЗ-2111. Понятно, что было построено три варианта полноприводной «одиннадцатой»: один - с «начинкой» от Фольксваген Golf Syncro, другие - с «начинкой» от «Нивы». Те, кто видел «Тарзан-2» на «Автосалоне’99» в Москве вспоминают большой багажник (высоко задранный кузов дозволил убрать задние колесные арки) и симпатичную внешность. Некоторое время на Вуале ходила шутка:
- Куда делся «Тарзан»?
- В джунглях потерялся! '1-ый ВАЗ-2120 «Надежда»
Что такое «Надежда»? Многие подзабыли этот вазовский минивэн. Кузов - уникальный. Подвеска, коробка и движок - от «Нивы». Последнее продиктовало продольное размещение мотора, но конструкторы при длине автомобиля 4,2 м умудрились - внимание! - сделать минивэн семиместным! 1-ые экземпляры «Надежды» запомнились автомобилистам специфическим оформлением передка. За круглую переднюю оптику, напоминающую очки, острословы назвали этот домашний минивэн «Константиновна» (имея ввиду Н.К. Крупскую). Хотя план был неплох: дешевенький 4-х дверный минивэн, да к тому же полноприводный, понравился бы дачникам и таксистам. Но откровенно нехорошая сборка и сырая конструкция поставили крест на этом детище ВАЗа Текст: Денис Смольянов, Алексей Кованов
Фото: Денис Смольянов //auto.mail.ru

ремонт автомобиля