Буксовать не непременно
Буксовать не непременно
«Чем круче вездеход, тем далее топать за тягачом» – это не шуточка, а правда жизни. Нехороший «проходимец» застрянет у дороги, а неплохой доберется до самого гиблого места. Сползая на двенадцатитонном «Гидроходе» в раскисшую вешнюю пашню, я уже прикидывал, где нам в случае чего находить гусеничный трактор...
Управляемые последние оси делают лучше проходимость – в повороте автомобиль прокладывает только две колеи заместо 3-х у обыденного трехосника. Заместо рычага коробки – джойстик, меняющий передаточное отношение гидротрансмиссии. Для наладки автоматики справа установлен пульт ручного управления, над ним – ультразвуковой измеритель скорости. РЕЦЕПТ ПРОХОДИМОСТИ
Блокировка дифференциалов – первейшее дело на бездорожье! А если и она не помогает, означает, проехать тут вообщем нереально. Ведь все колеса буксуют, а машина ни с места! Вот тут-то и кроется закавыка: рыть землю и развивать наивысшую тягу – задачки различные. Наибольшее тяговое усилие колесо развивает при строго определенной степени проскальзывания, которая находится в зависимости от огромного количества причин. От нрава грунта, его плотности, несущей возможности и даже наличия гумуса на поверхности. От формы, площади и расположения пятна контакта – на бугорке, на склоне либо в ямке находится колесо, как глубоко оно закопалось. От нагрузки на колесо, которая тоже изменяется зависимо от обжатия подвески на неровностях. Не считая того, нужно персонально изменять скорости вращения в повороте и даже на кочках – ведь колесо, идущее по неровностям, проходит более длиннющий путь. В эталоне у каждого колеса должен быть личный регулируемый привод и система управления, отслеживающая все эти бессчетные причины.
В моторном отделе «Детройт Дизель» мощностью 250 л.с. и модернизированное сцепление от КамАЗа. Слева – аккумуляторный отсек и радиаторы гидросистемы, справа – интеркулер и глушитель системы выпуска. Воплотила идею компания «НАМИ-Сервис», построившая шестиколесный «Гидроход» с умственной гидрообъемной коробкой. В пользу гидравлики сработал комплекс причин: механический привод с плавной регулировкой оборотов каждого колеса воплотить очень трудно, а электронный обладает значимой инерцией и наименее жесткой моментной чертой.
Под пассажирским отсеком – насосная станция из 3-х регулируемых насосов, любой из которых работает на свою ось. Над ней – маслобак с манометрами и управляющими клапанами. Голубая ГИДРОПТИЦА
Для упрощения задачки в качестве носителя решили использовать готовый поисково-спасательный вездеход «Синяя птица» ЗИЛ-49061. Трехосную машину с симметричным расположением осей избрали не случаем: более много плюсы новейшей идеи можно воплотить конкретно на многооснике. Не считая того, независящие подвески, бортовая коробка и дюралевая (!) рама высотой 400 мм позволили довольно просто расположить новые составляющие. Особенность «птицы» – управляемые 1-ая и 3-я оси, при этом задние колеса поворачиваются, только когда угол поворота фронтальных превзойдет 5 градусов.
Все гидромоторы снабжены редукторами и зубчатыми муфтами для разъединения коробки. На фото – гидромоторы средней оси. В качестве агрегата использовали 250-сильный «Детройт Дизель» с турбонаддувом, который через раздаточную коробку крутит три аксиально-плунжерных насоса. Изменяя наклон особых шайб, можно регулировать их производительность от прямой до оборотной в широких границах – вспять «Гидроход» может развить те же 80 км/ч, что и вперед. Масло под давлением до 400 атм подается в 6 аксиально-поршневых гидромоторов – по конструкции они сходны с насосами, тоже регулируемые, но реверс им ни к чему. Каждый гидромотор связан со своим колесом короткой коробкой, в какой есть дисковый тормоз и муфта, позволяющая отключить привод. Гидроагрегаты компании «Бош» испытаны и надежны, основная трудность в согласовании их работы. Но конкретно для отработки метода управления коробкой и построен «Гидроход». Получая информацию с бессчетных датчиков, автоматика обучается подводить к колесу конкретно столько мощности, сколько необходимо для заслуги наибольшего тягового усилия.
Короткий карданный вал соединяет гидромотор и угловой бортовой редуктор, на входе в который установлен тормозной механизм с вентилируемым диском. На сколько вырастет проходимость, пока гласить рано – «Гидроход», на самом деле, самоходный щит для опробования идеи. Следует учитывать и то, что с повышением количества осей механические коробки усложняются и теряют КПД, машина же с гидравлической коробкой может быть не только лишь многоосной, да и сочлененной и даже многозвенной. Очередной важный фактор: благодаря малой пробуксовке такая машина меньше повреждает почву.
Элементы двухрычажной подвески скомпонованы очень плотно и скрывают расположенную вверху полуось, идущую к колесному редуктору. Понизу – корпус торсиона, над ним – составная управляющая тяга с дополнительной качалкой. ...Чуток покапризничав сначала – что поделаешь, опытнейшая конструкция – «Гидроход» двинулся вперед. Передом, задом, по прямой и кругами он бороздил глинистое месиво. В особенности интересно смотрелось упражнение «раскачка» – на полном газу двигаешь джойстик управления коробкой вперед-назад, заставляя колеса практически мгновенно поменять направление вращения. Нет, такому вездеходу трактор не пригодится...