Авиашаттлы без границ и без водителей
Столичный монорельс, хоть и вознесся над землей, от пробок не избавил – разве что отдал рабочие места машинистам. Вобщем, забугорные транПодвесканые системы подобного класса обходятся без водителей уже лет 40. Сейчас в мире их величавое огромное количество. Автоматические транПодвесканые системы, для которых выдуман лаконичный английский термин peoplemover, предстали в 1967 году в виде поездов, обслуживающих гостей Глобальной выставки в Монреале. Вагоны, недолго думая, скопировали с тех, что бегали под землей в Торонто. И успешно: отрезок в 5,7 км они исправно преодолевали самостоятельно – без всяких компов, хватало обыкновенной релейной автоматики.
После выставки линию забросили, а потом и вовсе разобрали, но мечта о самодвижущемся экипаже осталась… Сейчас она удачно реализована в самых различных вариантах. Остановимся на наиболее уникальных.
Пожалуй, более узнаваемый россиянам самодвижущийся шаттл бегает меж терминалами Франкфуртского аэропортаПожалуй, более узнаваемый россиянам самодвижущийся шаттл бегает меж терминалами Франкфуртского аэропорта Колея - машинист Когда заходишь в головной вагон аэропортовского шаттла во Франкфурте, отсутствие машиниста сначала стращает. Но потом понимаешь, что рулить здесь не только некоторому, но и незачем: поезд следует по своей колее, «шаг на право либо влево» конструктивно исключен. Ну а сохранять дистанцию умели, как уже сказано, чуток не полвека вспять.
Тем не менее, где-то не доверили автоматике и эту малость. К примеру, в аэропортах Бирмингема, Цюриха, Торонто, Мехико, в Венеции и Лас-Вегасе поезда привязаны к тяговому канату, и вся система работает наподобие навесной дороги. Отсталость, скажете вы? Не спешите: в том же Цюрихе вагончики… парят над гладким бетонным основанием на воздушной подушке, как бы подготавливая путников к более высочайшему полету.
Если приглядеться, виден натянутый под вагоном канат: он и привод, и гарантия безопасности.Если приглядеться, увидите натянутый под вагоном канат: он и привод, и гарантия безопасности.
Есть и такие канатные дороги, где на остановках вагончики отцепляются от троса, а для разгона либо торможения попеременно «пристегиваются» к канатам, бегущим с разной скоростью.
Что касается колеи, то она, обычно, выложена бетоном. Смещения в сторону парируют или бортики (тогда у вагонов есть направляющие горизонтальные ролики), или центральный рельс (по нему комфортно подавать ток для электромоторов).
Тут нет машиниста, но оставлены дворники на случай перехода к аварийному ручному управлению. Меж рельсами проложена особая шина: с ее помощью компьютер полностью точно выслеживает положение поезда.Тут нет машиниста, но оставлены дворники на случай перехода к аварийному ручному управлению. Меж рельсами проложена особая шина: с ее помощью компьютер полностью точно выслеживает положение поезда.
Так как наш журнальчик все же авто, остановимся на системе Crystal Mover от Митсубиши. Ее вагоны длиной 11,84 м вмещают 103 пассажира и развивают до 80 км/ч! В колее они удерживаются боковыми роликами, шум исключают полностью авто шины.
Эта система работает не только в аэропортах (Майами, Вашингтон, Гонконг, Сингапур, Сеул), но и в городах (Кобе, Токио, Хиросима, Каназава, Сингапур).
Проедемся на конвейере Такое «такси» доставит вас в Лондоне от аэровокзала до паркинга и назад. Для задания маршрута не надо ничего, не считая номера рейса.Такое «такси» доставит вас от английского аэровокзала до паркинга и назад. Для задания маршрута не надо ничего, не считая номера рейса.
Каждый, кто бывал на современном и не очень заводе, лицезрел навесные сборочные потоки, которые перемещают Ремонт и эксплуатация над головами работающих. Порочно не использовать эту идею и для перевозки пассажиров над автомобилями.
Такие автоматические системы работают, к примеру, в университетском городе в Дортмунде (с 1984 года) и в аэропорту Дюссельдорфа (с 2002-го). Последняя, нареченная «небесным поездом» (Skytrain) работает с двухвагонными составами длиной 18,4 м, вмещающими 94 пассажира. Разгоняется «небесный поезд» до 50 км/ч, но в его истории были случаи, когда из-за сбоев точнейшей (вагоны позиционируются с погрешностью не более 30 мм!) автоматики пассажиры становились заложниками кабин. Например, в сентябре 2006 года 20 человек просидели в вагонах 46 минут – возможно, в тот денек их полет на этом и завершился.
С кондуктором Это «Мицубиси» и даже на резиновом ходу. Привод электронный, ток подается через токосъемники, как в метро.Это Митсубиши, и даже на резиновом ходу. Привод электронный, ток подается через токосъемники, как в метро.
В Докленде, восточной части Лондона, работает нечто вроде легкого автоматического метро (Docklands Light Railway) с 38 станциями. Его полосы общей длиной 31 км где-то ныряют под землю, но в основном рельсы проложены на поверхности, поточнее - над нею.
Если пристально поглядеть на вагон, можно узреть на его ветровом стекле дворники. Для кого они – неуж-то ради пассажиров? На самом деле, британцы, избавившись от машиниста, так и не рискнули бросить поезд с людьми совсем без присмотра. Потому в каждом составе едет… нет, все-же не кондуктор, сумки с билетами у него нет, – должность этого человека именуется passenger service agent, и в его обязанности заходит наблюдение за автоматическими дверцами, чтобы никого не зажало. Но в случае отказа автоматики (она здесь полностью современная, компьютерная) этот агент-проводник может открыть аварийный пульт управления и повести поезд без помощи других. Вот здесь и пригодятся стеклоочистители – дождики в Лондоне не редкость.
Кнопки не трогай В один прекрасный момент в таком вагоне пассажиры застряли практически на час, но реальных аварий до сего времени не бывало.В один прекрасный момент в таком вагоне пассажиры застряли практически на час, но реальных аварий до сего времени не бывало.
Создатель помнит время, когда поезда столичного метро вели двое: машинист и помощник. Позже остался только первый – помогать ему стала автоматика. Молвят, сейчас и он не нужен, разве только так, на всякий случай…
А вот в Нюрнберге решили, что платить за «всякий случай» полновесную европейскую заработную плату да еще с подземными прибавками очень жирно, и убрали на линии U3 метро и машиниста, и его кабину. Сейчас пассажиры могут сами напряженно всматриваться в освещенный фонарями туннель (хотя мы посоветовали бы и фары убрать) в ожидании света очередной станции. Контроль за дверями и дисциплиной в вагонах ведется с помощью видеокамер. И все-таки есть на передней стене вагона незаметный запертый люк, за которым укрыты кнопки аварийного пульта. Вот только кто сумеет ими пользоваться?
Алло, такси! В Нюрнберге стоит проехаться на полосы метро U3. Войдя в головной вагон, можете ощутить себя машинистом и выяснить, что он лицезреет в тоннелях.В Нюрнберге стоит проехаться на полосы метро U3. Войдя в головной вагон, можете ощутить себя машинистом и выяснить, что он лицезреет в тоннелях.
С вагонами разобрались, а где провезут в такси (пусть маршрутном) без водителя? В аэропорту Хитроу работает система PRT (Personal Rapid Transit) из 18 электрокабинок, любая на четверых. В них можно добраться от удаленного длительного паркинга до нужного входа в аэровокзал: довольно набрать на пульте номер рейса! Пока преодолеваемое расстояние не превышает 4 км, но в планах числятся 400 таких «таксомоторов» для развозки пассажиров по близлежащим гостиницам.
Куда более острые чувства подарят кабинки Mountain Coaster, бегающие в швейцарской Аросе меж отелем и горнолыжными трассами. Рассчитанные на 12 человек, эти машинки носятся по трассе, аналогичной известным «русским горкам», и преодолевают крутые виражи и подъемы до 52%! Добавьте максималку в 80 км/ч, и мало не покажется...
Головокружительное в буквальном смысле путешествие длиной в полкилометра можно совершить в Швейцарских Альпах. Похоже, на трассе специально сделали не только лишь крутые подъемы, да и резкие виражи.Головокружительное путешествие длиной в полкилометра можно совершить в Швейцарских Альпах. Похоже, на трассе специально сделали не только лишь крутые подъемы, да и резкие виражи.