Авиашаттлы без границ и без водителей
Столичный монорельс, хоть и вознесся над землей, от пробок не избавил – разве что отдал рабочие места машинистам. Вобщем, забугорные транПодвесканые системы подобного класса обходятся без водителей уже лет 40. Сейчас в мире их величавое огромное количество.
Автоматические транПодвесканые системы, для которых выдуман лаконичный английский термин peoplemover, предстали в 1967 году в виде поездов, обслуживающих гостей Глобальной выставки в Монреале. Вагоны, недолго думая, скопировали с тех, что бегали под землей в Торонто. И успешно: отрезок в 5,7 км они исправно преодолевали самостоятельно – без всяких компов, хватало обыкновенной релейной автоматики.
После выставки линию забросили, а потом и вовсе разобрали, но мечта о самодвижущемся экипаже осталась… Сейчас она удачно реализована в самых различных вариантах. Остановимся на наиболее уникальных.
Пожалуй, более узнаваемый россиянам самодвижущийся шаттл бегает меж терминалами Франкфуртского аэропорта
Колея - машинист Когда заходишь в головной вагон аэропортовского шаттла во Франкфурте, отсутствие машиниста сначала стращает. Но потом понимаешь, что рулить здесь не только некоторому, но и незачем: поезд следует по своей колее, «шаг на право либо влево» конструктивно исключен. Ну а сохранять дистанцию умели, как уже сказано, чуток не полвека вспять.
Тем не менее, где-то не доверили автоматике и эту малость. К примеру, в аэропортах Бирмингема, Цюриха, Торонто, Мехико, в Венеции и Лас-Вегасе поезда привязаны к тяговому канату, и вся система работает наподобие навесной дороги. Отсталость, скажете вы? Не спешите: в том же Цюрихе вагончики… парят над гладким бетонным основанием на воздушной подушке, как бы подготавливая путников к более высочайшему полету.
Если приглядеться, увидите натянутый под вагоном канат: он и привод, и гарантия безопасности.
Есть и такие канатные дороги, где на остановках вагончики отцепляются от троса, а для разгона либо торможения попеременно «пристегиваются» к канатам, бегущим с разной скоростью.
Что касается колеи, то она, обычно, выложена бетоном. Смещения в сторону парируют или бортики (тогда у вагонов есть направляющие горизонтальные ролики), или центральный рельс (по нему комфортно подавать ток для электромоторов).
Тут нет машиниста, но оставлены дворники на случай перехода к аварийному ручному управлению. Меж рельсами проложена особая шина: с ее помощью компьютер полностью точно выслеживает положение поезда.
Так как наш журнальчик все же авто, остановимся на системе Crystal Mover от Митсубиши. Ее вагоны длиной 11,84 м вмещают 103 пассажира и развивают до 80 км/ч! В колее они удерживаются боковыми роликами, шум исключают полностью авто шины.
Эта система работает не только в аэропортах (Майами, Вашингтон, Гонконг, Сингапур, Сеул), но и в городах (Кобе, Токио, Хиросима, Каназава, Сингапур).
Проедемся на конвейере
Такое «такси» доставит вас от английского аэровокзала до паркинга и назад. Для задания маршрута не надо ничего, не считая номера рейса.
Каждый, кто бывал на современном и не очень заводе, лицезрел навесные сборочные потоки, которые перемещают Ремонт и эксплуатация над головами работающих. Порочно не использовать эту идею и для перевозки пассажиров над автомобилями.
Такие автоматические системы работают, к примеру, в университетском городе в Дортмунде (с 1984 года) и в аэропорту Дюссельдорфа (с 2002-го). Последняя, нареченная «небесным поездом» (Skytrain) работает с двухвагонными составами длиной 18,4 м, вмещающими 94 пассажира. Разгоняется «небесный поезд» до 50 км/ч, но в его истории были случаи, когда из-за сбоев точнейшей (вагоны позиционируются с погрешностью не более 30 мм!) автоматики пассажиры становились заложниками кабин. Например, в сентябре 2006 года 20 человек просидели в вагонах 46 минут – возможно, в тот денек их полет на этом и завершился.
С кондуктором
Это Митсубиши, и даже на резиновом ходу. Привод электронный, ток подается через токосъемники, как в метро.
В Докленде, восточной части Лондона, работает нечто вроде легкого автоматического метро (Docklands Light Railway) с 38 станциями. Его полосы общей длиной 31 км где-то ныряют под землю, но в основном рельсы проложены на поверхности, поточнее - над нею.
Если пристально поглядеть на вагон, можно узреть на его ветровом стекле дворники. Для кого они – неуж-то ради пассажиров? На самом деле, британцы, избавившись от машиниста, так и не рискнули бросить поезд с людьми совсем без присмотра. Потому в каждом составе едет… нет, все-же не кондуктор, сумки с билетами у него нет, – должность этого человека именуется passenger service agent, и в его обязанности заходит наблюдение за автоматическими дверцами, чтобы никого не зажало. Но в случае отказа автоматики (она здесь полностью современная, компьютерная) этот агент-проводник может открыть аварийный пульт управления и повести поезд без помощи других. Вот здесь и пригодятся стеклоочистители – дождики в Лондоне не редкость.
Кнопки не трогай
В один прекрасный момент в таком вагоне пассажиры застряли практически на час, но реальных аварий до сего времени не бывало.
Создатель помнит время, когда поезда столичного метро вели двое: машинист и помощник. Позже остался только первый – помогать ему стала автоматика. Молвят, сейчас и он не нужен, разве только так, на всякий случай…
А вот в Нюрнберге решили, что платить за «всякий случай» полновесную европейскую заработную плату да еще с подземными прибавками очень жирно, и убрали на линии U3 метро и машиниста, и его кабину. Сейчас пассажиры могут сами напряженно всматриваться в освещенный фонарями туннель (хотя мы посоветовали бы и фары убрать) в ожидании света очередной станции. Контроль за дверями и дисциплиной в вагонах ведется с помощью видеокамер. И все-таки есть на передней стене вагона незаметный запертый люк, за которым укрыты кнопки аварийного пульта. Вот только кто сумеет ими пользоваться?
Алло, такси!
В Нюрнберге стоит проехаться на полосы метро U3. Войдя в головной вагон, можете ощутить себя машинистом и выяснить, что он лицезреет в тоннелях.
С вагонами разобрались, а где провезут в такси (пусть маршрутном) без водителя? В аэропорту Хитроу работает система PRT (Personal Rapid Transit) из 18 электрокабинок, любая на четверых. В них можно добраться от удаленного длительного паркинга до нужного входа в аэровокзал: довольно набрать на пульте номер рейса! Пока преодолеваемое расстояние не превышает 4 км, но в планах числятся 400 таких «таксомоторов» для развозки пассажиров по близлежащим гостиницам.
Куда более острые чувства подарят кабинки Mountain Coaster, бегающие в швейцарской Аросе меж отелем и горнолыжными трассами. Рассчитанные на 12 человек, эти машинки носятся по трассе, аналогичной известным «русским горкам», и преодолевают крутые виражи и подъемы до 52%! Добавьте максималку в 80 км/ч, и мало не покажется...
Головокружительное путешествие длиной в полкилометра можно совершить в Швейцарских Альпах. Похоже, на трассе специально сделали не только лишь крутые подъемы, да и резкие виражи.
После выставки линию забросили, а потом и вовсе разобрали, но мечта о самодвижущемся экипаже осталась… Сейчас она удачно реализована в самых различных вариантах. Остановимся на наиболее уникальных.

Тем не менее, где-то не доверили автоматике и эту малость. К примеру, в аэропортах Бирмингема, Цюриха, Торонто, Мехико, в Венеции и Лас-Вегасе поезда привязаны к тяговому канату, и вся система работает наподобие навесной дороги. Отсталость, скажете вы? Не спешите: в том же Цюрихе вагончики… парят над гладким бетонным основанием на воздушной подушке, как бы подготавливая путников к более высочайшему полету.

Есть и такие канатные дороги, где на остановках вагончики отцепляются от троса, а для разгона либо торможения попеременно «пристегиваются» к канатам, бегущим с разной скоростью.
Что касается колеи, то она, обычно, выложена бетоном. Смещения в сторону парируют или бортики (тогда у вагонов есть направляющие горизонтальные ролики), или центральный рельс (по нему комфортно подавать ток для электромоторов).

Так как наш журнальчик все же авто, остановимся на системе Crystal Mover от Митсубиши. Ее вагоны длиной 11,84 м вмещают 103 пассажира и развивают до 80 км/ч! В колее они удерживаются боковыми роликами, шум исключают полностью авто шины.
Эта система работает не только в аэропортах (Майами, Вашингтон, Гонконг, Сингапур, Сеул), но и в городах (Кобе, Токио, Хиросима, Каназава, Сингапур).
Проедемся на конвейере

Каждый, кто бывал на современном и не очень заводе, лицезрел навесные сборочные потоки, которые перемещают Ремонт и эксплуатация над головами работающих. Порочно не использовать эту идею и для перевозки пассажиров над автомобилями.
Такие автоматические системы работают, к примеру, в университетском городе в Дортмунде (с 1984 года) и в аэропорту Дюссельдорфа (с 2002-го). Последняя, нареченная «небесным поездом» (Skytrain) работает с двухвагонными составами длиной 18,4 м, вмещающими 94 пассажира. Разгоняется «небесный поезд» до 50 км/ч, но в его истории были случаи, когда из-за сбоев точнейшей (вагоны позиционируются с погрешностью не более 30 мм!) автоматики пассажиры становились заложниками кабин. Например, в сентябре 2006 года 20 человек просидели в вагонах 46 минут – возможно, в тот денек их полет на этом и завершился.
С кондуктором

В Докленде, восточной части Лондона, работает нечто вроде легкого автоматического метро (Docklands Light Railway) с 38 станциями. Его полосы общей длиной 31 км где-то ныряют под землю, но в основном рельсы проложены на поверхности, поточнее - над нею.
Если пристально поглядеть на вагон, можно узреть на его ветровом стекле дворники. Для кого они – неуж-то ради пассажиров? На самом деле, британцы, избавившись от машиниста, так и не рискнули бросить поезд с людьми совсем без присмотра. Потому в каждом составе едет… нет, все-же не кондуктор, сумки с билетами у него нет, – должность этого человека именуется passenger service agent, и в его обязанности заходит наблюдение за автоматическими дверцами, чтобы никого не зажало. Но в случае отказа автоматики (она здесь полностью современная, компьютерная) этот агент-проводник может открыть аварийный пульт управления и повести поезд без помощи других. Вот здесь и пригодятся стеклоочистители – дождики в Лондоне не редкость.
Кнопки не трогай

Создатель помнит время, когда поезда столичного метро вели двое: машинист и помощник. Позже остался только первый – помогать ему стала автоматика. Молвят, сейчас и он не нужен, разве только так, на всякий случай…
А вот в Нюрнберге решили, что платить за «всякий случай» полновесную европейскую заработную плату да еще с подземными прибавками очень жирно, и убрали на линии U3 метро и машиниста, и его кабину. Сейчас пассажиры могут сами напряженно всматриваться в освещенный фонарями туннель (хотя мы посоветовали бы и фары убрать) в ожидании света очередной станции. Контроль за дверями и дисциплиной в вагонах ведется с помощью видеокамер. И все-таки есть на передней стене вагона незаметный запертый люк, за которым укрыты кнопки аварийного пульта. Вот только кто сумеет ими пользоваться?
Алло, такси!

С вагонами разобрались, а где провезут в такси (пусть маршрутном) без водителя? В аэропорту Хитроу работает система PRT (Personal Rapid Transit) из 18 электрокабинок, любая на четверых. В них можно добраться от удаленного длительного паркинга до нужного входа в аэровокзал: довольно набрать на пульте номер рейса! Пока преодолеваемое расстояние не превышает 4 км, но в планах числятся 400 таких «таксомоторов» для развозки пассажиров по близлежащим гостиницам.
Куда более острые чувства подарят кабинки Mountain Coaster, бегающие в швейцарской Аросе меж отелем и горнолыжными трассами. Рассчитанные на 12 человек, эти машинки носятся по трассе, аналогичной известным «русским горкам», и преодолевают крутые виражи и подъемы до 52%! Добавьте максималку в 80 км/ч, и мало не покажется...
