Правительство запускает опыт - программку по утилизации старенькых автомобилей. Интерес нашим бюрократам внушает удачный опыт таких программ в Европе и США. Как она будет работать? На эти вопросы ответил Алексей Рахманов, директор департамента авто индустрии и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторговли Рф.
«Основная боль в голове - площадки утилизации»- Алексей Львович, все ли готово к тесту?
- Фактически. Мы обусловили аспекты, по которым будем принимать машины в утиль. Утвердили перечень машин, которые граждане могут приобрести со скидкой. Заключены соглашения с большинством автодилеров. Основная боль в голове - площадки утилизации. Дело в том, что опыт будет работать по всей Рф, но утилизаторы есть далековато не всюду.
- Сколько их всего? И почему эта ветвь у нас не развита?
- На данный момент есть 12 площадок утилизации, которые, по нашей инфы, готовы принимать тс. Но они все находятся в Центральной Рф: Москва, Санкт-Петербург и Поволжье. Ведь откуда им взяться? Для этого должен быть размеренный поток старенькых машин. Например, в Москве есть точная установка по сбору брошенных машин - вот и возникает оборот тс, попадающих к утилизаторам. Но окупается все это дело, только если один пункт утилизирует более 20 - 30 тыщ машин в год. А по всей стране выходит из эксплуатации всего около 200 тыщ машин в год.
- Каковы сроки программки?
- Она будет действовать с 8 марта по 1 ноября 2010 года.
- Сколько всего правительство выделяет на эти цели?
- 10 миллиардов. рублей. Они пойдут на компенсацию для покупки 200 тыщ новых машин.
- Что необходимо будет сделать гражданину, чтоб получить скидку?
- Схема будет действовать последующим образом: гражданин привозит машину в дилерский центр, оплачивает 3000 рублей за услуги пт по утилизации и оставляет машину по доверенности. Если машина не на ходу, гражданину придется оплатить услуги по ее транспортировке. Дальше дилер снимает авто с учета в ГИБДД и перевозит на площадку утилизации. Бланк с отметками ГИБДД и площадки утилизации ворачивается к дилеру. И на его основании гражданин может приобрести новый автомобиль со скидкой в 50 тыщ рублей. Другими словами для человека незапятнанная выгода - 47 тыщ рублей.
- Что же это все-таки за 3 тыщи рублей, которые необходимо будет заплатить?
- Для того чтоб хорошо работала система, должен показаться кто-то, кто бы за утилизацию платил. Нигде в мире это не является доходным делом. Только часть вторичного материала имеет продажную цена. Продаются металл, батареи, масла, которые применимы для переработки, некие запчасти. Во всем остальном это только издержки. Потому поначалу в почти всех странах их несли последние обладатели, которые без помощи других отвозили машину на свалку и платили за ее утилизацию. А на данный момент эту ношу взяли на себя производители техники.
- А не боитесь, что на данный момент к вам понесут весь хлам со дворов?
- Мы принимаем любые машины (российские либо зарубежные), которые будут соответствовать нашим аспектам (см. графику). Если автомобиль не проходит по ним, то дилер его может просто не принять. Хотя мы будем просить их не придираться к мелочам, к примеру, если разбита фара. Но почему мы не желаем, чтоб начали собирать мусор по дворам? Так как это не прирастит количества покупателей на новые машины. Ведь если машину бросили, означает, человеку она больше не нужна и он, вероятнее всего, купил для себя другую. Мы запускаем эту программку для тех людей, которые желают приобрести новый автомобиль, имея при всем этом старенькый.
- Почему гражданам просто средства не пораздавать в таком случае? Сдал в утиль машину - получи средства...
- В данном случае средства пойдут, к примеру, на покупку товаров либо на путешествия, но только не на машины. Единственная возможность привязать новые машины к автохламу - это работать через такую неденежную схему. Ведь цель программки - дать стимул развитию авто рынка.
- Почему конкретно 50 тыщ рублей?
- Это среднее арифметическое того, что платили в различных странах. Не считая того, 50 тыщ рублей - это достаточный стимул для тех людей, которые приобретают достаточно дешевенький российский автомобиль (это сопоставимо с первым взносом по кредиту), и эта сумма достаточно велика для человека, чтоб было прибыльнее поменять свою старенькую машину на средства.
- Что можно будет приобрести при помощи ваучера?
- Перечень приблизительно таковой же, как и по программке субсидирования кредитов (мы ее продлеваем на этот год), разве что малость расширился. Появились коммерческие авто, продукция ТагАЗа. А с учетом того, что сняли верхнюю планку, в перечень попали «Тойоты» и «Ниссаны».
- Можно ли будет скооперировать эти две программки?
- Почему нет? Только приобретаемая машина должна быть и в том, и в другом списке. В любом случае скидку в 50 тыщ рублей человек получит.
- А если у человека две старенькые машины, может он получить два сертификата и 100 тыщ рублей скидки?
- Нет, один сертификат - одна новенькая машина.
- С запчастями от старенькых машин что будете делать?
- У нас стоит запрет на внедрение вторичных запчастей. Все пойдет в молотилку.
- А если они отлично работают? Жаль же...
- Доктор произнес в морг - означает, в морг. Это требования безопасности. Нужно осознавать, что этим запчастям больше 10 лет. И какой у их остался ресурс: год, месяц, денек? Кому позже предъявлять обвинения за произошедшее ДТП? Потому у нас в рамках опыта не планируются доходы от реализации вторичных запчастей. На данный момент разрабатываем механизм контроля за утилизаторами. Будем делать все, чтоб минимизировать вред от вероятного мошенничества. А то как у нас бывает: по бумагам машины попали на свалку, а на самом деле позже где-нибудь выплывут. Наши русские граждане так изобретательны, что мы ничему не удивимся.
- Кстати, на автосайтах подпрыгнули цены на старенькые «Жигули»...
- Поздно и никчемно уже что-то брать. 1 ноября этого года программка завершится. А те, кто сдает в утиль машины, должны обладать ею не меньше года. Так что те, кто покупает «копейки» на данный момент, ничего не выгадают.