ДЕРЖАТЬ УДАР!
ДЕРЖАТЬ УДАР!
Другими агрегатами байк обзавелся в процессе собственного развития. Но передняя вилка - это первородное! Так как с самого начала было колесо, которое нуждалось в закреплении и поворачивании вправо-влево. Конструкторы не забивали для себя голову поисками ответов на вопрос "как": для чего изобретать… велик? Ибо ходовую часть они глупо (ну, практически) заимствовали от него, совместно с той жесткой конструкцией, за которой вначале и закрепился термин "вилка".
Заимствовать не постыдно, да вот неудача: скорости ну и массы байков уже сначала ХХ века превысили велосипедные. А дороги!.. Кто здесь ругает трассы Подмосковья? Вы бы прогулялись из Парижа в Бордо 100 годов назад - не то запели бы… И любая кочка, каждый ухаб со всей силы дубасили по фронтальной вилке, а она бесхитростно передавала мощь ударов на руль, фронтальное колесо при всем этом скакало по выбоинам, так и норовя сбиться с пути, то бишь курса настоящего. Не езда, а забава мазохиста!
Потому системы подрессоривания фронтального колеса появились уже тогда, на заре мотоциклизации населения. Первым плодом этой малеханькой технической революции стали рычажные вилки. По правде, мысль прямо-таки навязывалась сама собою: на нижних концах обыкновенной вилки велосипедного типа установить мелкие рычаги, соединенные с осью колеса и пружинящими элементами. В самом простом варианте эти рычаги были подобны коромыслам, соединенным с осью колеса впереди и работающими на растяжение пружинами - сзади.
Более совершенную версию предложили конструкторы американской компании Indian в 1910 году. Недлинные рычаги в вилке тянущего типа (т.е. ось колеса находилась за осью качания рычагов) крепились к вертикальным стойкам, соединенным в высшей части с листовой четвертьэллиптической рессорой. Такие на байках Indian применялись до 1946 года, копию схожей конструкции мы увидим на байках Бмв 20-х годов либо в 30-х годах на нашем ПМЗ-А-750.
Исконный конкурент Indian'a, компания Harley-Davidson, использовала с 1906 года на собственных байках другую схему (подсмотренную у европейских конструкторов): недлинные рычаги, на этот раз в подвеске толкающего типа (другими словами ось колеса перед осью качания рычагов), соединены вроде бы с очередной вилкой, в высшей части опирающейся на установленные перед управляющий колонкой пружины сжатия. Решение, обычное и действенное, с экстазом схватили многие южноамериканские мотоциклетные компании (коих сначала века насчитывалось около 300!). Более того, когда Джордж Браф, создатель самого совершенного байка 20-х годов - Brough Superior - испытывал огромное количество вариантов фронтальной вилки, то тормознул конкретно на этой схеме. И хотя Harley-Davidson в конце 40-х годов перебежал на телескопические, в 1988 году "случился рецидив": дебютировало семейство Springer с современным вариантом вилки эталона 1906 года!
Как некоторый технический курьез, отметим пользующиеся популярностью сначала ХХ века качающиеся вилки. Идея ее создателей, нужно считать, выстраиваясь так: ведь препятствия-то - впереди! Означает, нужно восполнить удар, приходящий не снизу, а в "лоб". Так родилась ферма, закрепленная серединой в нижней части управляющий колонки, а вверху соединенная с горизонтальной пружиной. Невзирая на непонятную работоспособность, схема сохраняла популярность до 20-х годов - до того времени, когда возросшие скорости проявили, что "прогуливающее" вперед-назад колесо несовместимо с неплохой маневренностью.
Другими агрегатами байк обзавелся в процессе собственного развития. Но передняя вилка - это первородное! Так как с самого начала было колесо, которое нуждалось в закреплении и поворачивании вправо-влево. Конструкторы не забивали для себя голову поисками ответов на вопрос "как": для чего изобретать… велик? Ибо ходовую часть они глупо (ну, практически) заимствовали от него, совместно с той жесткой конструкцией, за которой вначале и закрепился термин "вилка".
Заимствовать не постыдно, да вот неудача: скорости ну и массы байков уже сначала ХХ века превысили велосипедные. А дороги!.. Кто здесь ругает трассы Подмосковья? Вы бы прогулялись из Парижа в Бордо 100 годов назад - не то запели бы… И любая кочка, каждый ухаб со всей силы дубасили по фронтальной вилке, а она бесхитростно передавала мощь ударов на руль, фронтальное колесо при всем этом скакало по выбоинам, так и норовя сбиться с пути, то бишь курса настоящего. Не езда, а забава мазохиста!
Потому системы подрессоривания фронтального колеса появились уже тогда, на заре мотоциклизации населения. Первым плодом этой малеханькой технической революции стали рычажные вилки. По правде, мысль прямо-таки навязывалась сама собою: на нижних концах обыкновенной вилки велосипедного типа установить мелкие рычаги, соединенные с осью колеса и пружинящими элементами. В самом простом варианте эти рычаги были подобны коромыслам, соединенным с осью колеса впереди и работающими на растяжение пружинами - сзади.
Более совершенную версию предложили конструкторы американской компании Indian в 1910 году. Недлинные рычаги в вилке тянущего типа (т.е. ось колеса находилась за осью качания рычагов) крепились к вертикальным стойкам, соединенным в высшей части с листовой четвертьэллиптической рессорой. Такие на байках Indian применялись до 1946 года, копию схожей конструкции мы увидим на байках Бмв 20-х годов либо в 30-х годах на нашем ПМЗ-А-750.
Исконный конкурент Indian'a, компания Harley-Davidson, использовала с 1906 года на собственных байках другую схему (подсмотренную у европейских конструкторов): недлинные рычаги, на этот раз в подвеске толкающего типа (другими словами ось колеса перед осью качания рычагов), соединены вроде бы с очередной вилкой, в высшей части опирающейся на установленные перед управляющий колонкой пружины сжатия. Решение, обычное и действенное, с экстазом схватили многие южноамериканские мотоциклетные компании (коих сначала века насчитывалось около 300!). Более того, когда Джордж Браф, создатель самого совершенного байка 20-х годов - Brough Superior - испытывал огромное количество вариантов фронтальной вилки, то тормознул конкретно на этой схеме. И хотя Harley-Davidson в конце 40-х годов перебежал на телескопические, в 1988 году "случился рецидив": дебютировало семейство Springer с современным вариантом вилки эталона 1906 года!
Как некоторый технический курьез, отметим пользующиеся популярностью сначала ХХ века качающиеся вилки. Идея ее создателей, нужно считать, выстраиваясь так: ведь препятствия-то - впереди! Означает, нужно восполнить удар, приходящий не снизу, а в "лоб". Так родилась ферма, закрепленная серединой в нижней части управляющий колонки, а вверху соединенная с горизонтальной пружиной. Невзирая на непонятную работоспособность, схема сохраняла популярность до 20-х годов - до того времени, когда возросшие скорости проявили, что "прогуливающее" вперед-назад колесо несовместимо с неплохой маневренностью.