СОЛИ! БОЛЬШЕ СОЛИ!
СОЛИ! БОЛЬШЕ СОЛИ!
TRIUMPH BONNEVILLE – 50 ЛЕТ
Спросите, при чем тут соль? Да при том, что существует таковой природный парадокс – соляные озера. Высыхая, они образуют совершенно ровненькую и твердую поверхность. То, что доктор прописал страдающему от высокоскоростной лихорадки в тяжеленной форме: катись в всякую сторону в наивысшем темпе.
Команда Джонни Аллена и ее сигарообразный рекордный болид Самый известный из этих «соляных треков» – озеро Бонневиль в южноамериканском штате Юта. Тут лупят рекорды с середины прошедшего века! Жгучая схватка развернулась посреди столетия: в 1955 году Джонни Аллен разогнался до скорости 309,4 км/ч. Его байк, построенный конструктором «Сторми» Мангамом, совершенно не походил на обыденный двухколесный аппарат: узенькая вытянутая «сигара», в какой гонщик практически лежал, а за его спиной – наилучший в ту пору серийный мотоциклетный мотор: значительно «пришпоренный» 650-кубовый 2-цилиндровый Triumph 6T.
Рекорд не выдержал и года: в 1956 году в Юту приехали немцы, команда наикрупнейшей в ту пору мотоциклетной компании NSU. На специально построенном аппарате с компрессорным 500-кубовым движком они проявили 340 км/ч. Тогда и Аллен вновь вывел на трассу свою «сигару»: 345,3 км/ч. Его радости не омрачил даже тот факт, что FIM отказалась зарегистрировать рекорд: хронометры не были официально сертифицированы.
Зато смертельно обиделся Эдвард Тернер, главный конструктор компании Triumph и «папа» знаменитых английских «твинов». (Хотя официально британцы не поддерживали Аллена, но, сами осознаете, «как не порадеть родному человечку?» То мотор новый подкинут, то намекнут местному дилеру посодействовать вещественноѕ) Обиделся до того, что пригрозил даже уйти изо всех соревнований, проходящих под эгидой «этих чинуш из федерации». Во всех маркетинговых объявлениях крупно и нахально: «Обладатель мирового рекорда!». Привезенная из США «сигара» красовалась на щите компании на мотоциклетной выставке. А ровно 50 годов назад, в конце 1958 года, Triumph представил свою самую сильную и высокоскоростную модель – Т120 Bonneville.
От собственных 650-кубовых соплеменников (моделей 6Т Thunderbird и Tiger 110) новинка отличалась, сначала, форсированным мотором: 46 л.с. (у «братков» – соответственно 34 и 42 л.с.), за счет установки 2-ух карбюраторов Amal Monobloc и дюралевых головок заместо металлических (смейтесь-смейтесь, но ведь то было полста лет вспять). Не считая того, Тернер решительно отказался от установленных на иных 650-кубовых машинах очень престижных в 50-е годы «приблуд» – полуавтомата сцепления и здоровой «юбки», закрывающей всю заднюю часть байка. В конечном итоге удалось набрать даже очень недурные по тем временам 188 км/ч, а гонщики-любители с легкостью доводили мотор до 55 л.с. и выжимали все 220 км/ч.
Bonneville оставался в производственной программке компании Triumph до самого ее банкротства в 1983 году (хотя в 70-е передал роль флагмана марки 3-цилиндровому Trident). А новый владелец, Джон Блур, сначала заявлял: «Нет ностальгии! Будем выпускать только ультрасовременные машины!» Но куда же он от запросов рынка спрячется? И в 2000-м году дебютировал ретро-байк под знаменитым именованием Triumph Bonneville.
Как они похожи снаружи и как различные снутри! Полсотни лет не прошли безо всяких следов. Если в вертикальной «двойке» 50-х годов нижние распредвалы и привод верхних клапанов (всего по два на цилиндр) длинноватыми штангами, то у современной – два верхних распредвала и 4-клапанные головки. А что там за цилиндрами? Полагаете, карбюраторы? Да нет – тут система впрыска горючего, но замаскированная под добрые старенькые Amal’ы. 4-ступенчатая коробка полвека вспять размещалась в отдельном блоке. Хотя на картере сегодняшнего Bonneville кропотливо изображены отдельные крышки мотора и КП, по сути агрегат – моноблочный.
Естественно, современный байк сильнее: 68 л.с. Но если учитывать его рабочий объем (865 смз), то удивимся малозначительному приросту «литровой» мощности: 78,6 л.с./л против 70,9 л.с./л у предка. Да, тогда Bonneville чуть не в Подвескабайках прогуливался, а на данный момент он – услада старых джентльменов, которые все в этой жизни сообразили и никуда не спешат.
Рама... Откроем печальную тайну: Тернер был двигателистом от Бога (проектировал силовые агрегаты даже для шикарных автомобилей Daimler), но ходовая у него не выходила. Так что у Triumph Bonneville эталона 1959 года – наилучший в мире движок и очень среднее шасси: слабая одинарная рама, подвески, заслуживающие только определения «так себе». Ситуация коренным образом поменялась только в 1963 году, после коренной модернизации машины. Берт Хопвуд, очередной гений английского мотопрома, спроектировал совсем новое шасси: сильную дуплексную раму, кардинально усиленный маятник и новейшую
телескопическую вилку.
Современный Bonneville в устройстве ходовой части вызывающе архаичен и очень приближен к оригиналу (к счастью, эталона 1963 года): спицованные колеса, железная трубчатая рама, «обычная» вилка впереди и настолько же обычная, с 2-мя амортизаторами, задняя подвеска. Фанаты старины могут сожалеть только об одном: напряженность дорожного движения за полста лет возросла во много раз, потому на обоих колесах – дисковые тормоза.
Подарок к юбилею модели сделали узнаваемый актер (и мотопутешественник) Эван Мак-Грегор и компания по производству мотоциклетной одежки и аксессуаров Belstaff. Они разработали две версии Triumph Bonneville, в каких ретро-нота звучит еще пронзительнее. Мак-Грегор сделал свою версию как трибьют знаменитому актеру 60-х годов Стиву Мак-Квину – тот тоже был преданным фанатом байков английской марки.
...А моторы Triumph – уже в спецификации Bonneville – еще не раз устанавливали рекорды на озере Бонневиль. В 1961 году Билл Джонсон разогнался до 361,5 км/ч – и сейчас рекорд был признан FIM. А в 1966 году Боб Леппан на аппарате с 2-мя моторами Triumph выдавил 395,3 км/ч. В те годы видные имена просто так не присваивали.