Свечки зажигания, либо Газовые зажигалки
Переходя с бензина на газ, надо ли заодно поменять свечки? Пропан-бутан воспламеняют Михаил Колодочкин (ЗР) и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического института Александр Шабанов.
В КОМАНДЕ – Подмена
Поменять свечки, конечно же, нужно. Хотя бы поэтому, что все наши прошлые публикации (ЗР, 2005, № 10; 2007, № 8; 2008, № 9) постоянно вылавливали разницу в поведении бензиновых моторов после подмены хоть какого из «зажигательных» элементов – от свеч до проводов. А тут – смена горючего: газ и горит по другому, и смесь беднее. Скорость сгорания меньше, температуры выше – но сгорает чище, как следует, отложений меньше. А ведь это как раз те характеристики, которые оказывают влияние на выбор как минимум калильного числа свеч! Так можно ли там использовать обыденные свечки, как для бензинового мотора? И есть ли вообщем в природе особые, «газовые»?
ОЧЕНЬ Непростой ВОПРОС
Конкретно так отвечает Веб на первые пробы найти в нем свечки для идиентично действенного воспламенения газа и бензина. Но пятерых участников все же обусловили. Германию представляет набор платиновых свеч Bosch Platinum WR7DP, Чехию – Brisk LPG LR15YS Silver. Честь Стране восходящего солнца в конкурсе будут защищать два комплекта различных фирм – иридиевые NGK LPG LaserLine № 2 и Denso IW20. От братьев-славян выступает украинский Plazmоfor Super GAZ. Аспект отбора беспроигрышный: все эти комплекты советуют для использования на газовых движках сами фирмы-производители на своих веб-сайтах. А в качестве «нулевого меридиана» для отсчета возьмем заранее отличные свечки BERU 14R-7DU из Франции, которые, но, нацелены только на бензин и не снабжены точной рекомендацией к использованию на «голубом» горючем.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ Программка
Тесты мы подогнали под принцип двухтопливности – газ/бензин. Поначалу прогнали нашу обыденную программку, обкатанную в предыдущих свечных экспертизах, на движке ВАЗ-21083 в обычном, бензиновом варианте. А затем повторили ее на том же движке, за ранее оснастив его итальянской газовой аппаратурой. Принцип обыденный: в одних и тех же режимах – от малых оборотов холостого хода до больших нагрузок – с каждым комплектом свеч замеряли мощность, расход горючего, токсичность. Не считая того, определяли температуру отработавших газов: основная страшилка врагов газа – перегрев мотора!
Все замеры проводили дважды – при обычном напряжении питания бортовой сети и при пониженном (9 В). Тем моделировались как аварийная ситуация (генератор помер, а ехать нужно), так и сильная изношенность свеч, когда интенсивность искрообразования резко понижена.
ГАЗАНУЛИ…
Даже на бензине разница меж свечками есть, и заметная. При этом по сравнению с классическими одноэлектродками экзотика с электродами из металлов группы платиновых (к ним относится и иридий) выигрывает по всем статьям. Фаворитами, как и ожидалось, стали «японцы». Мощности добавили мотору немного – до 2%, зато бензина сберегли около 5%.
Температурные модели свеч BERU 14R-7DU (слева) и Denso IW20 (справа) при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин (наружняя высокоскоростная черта, движок ВАЗ-21083). Так вырастает температура в выпускной трубе мотора при переходе на газ.
На газе достоинства этих свеч проявились еще ярче. Здесь заметнее и прирост мощности – до 6%, и экономия горючего – аж до 7,5%. Но самое увлекательное вышло с токсичностью. Существенное улучшение свойства сгорания, давшее понижение СО и СН, было возмещено повышением содержания оксидов азота NOх. Все ясно: интенсивность, а с ней и температура сгорания вырастают, вот выход этой дряни и увеличивается. И аварийный цикл только ухудшил картину.
Почему? Поэтому, что скорость сгорания газового горючего существенно ниже, чем у бензина. А чем более вялое горение в цилиндрах, тем важнее интенсивность поджога газовоздушной консистенции. Потому-то платиновые и иридиевые свечки с их тонкими электродами и большой интенсивностью разряда, им присущей, разгоняют фронт пламени в цилиндрах куда веселее, чем обыденные.
КОГДА Багровеют ТРУБЫ
Вы лицезрели, как раскаляется выпуск при не плохих нагрузочных режимах? Ну так смотрите на рисунок. Нелегко приходится стендовому мотору! При работе на бензине схожая картина наблюдается при раскрутке выше 4800 об/мин, а вот на газе – уже с 4000 об/мин. Наименьшая скорость сгорания принуждает смесь полыхать фактически до открытия выпускных клапанов. Температуры деталей мотора вырастают, а вместе с ними и температуры свеч зажигания.
Наложение друг на друга температурных графиков для 1-го и того же комплекта свеч при работе на газе и на бензине указывает, что газовое горючее добавляет и без того жаркой трубе до 60 градусов. А свечи к температуре очень чувствительны! Очень малые градусы им противопоказаны: начинают зарастать отложениями – продуктами неполного сгорания горючего и масла. Высочайшие температуры выжигают эти отложения, но способны привести к калильному воспламенению горючего. Напоминаем: это когда горение начинается не от искры, а от контакта с горячей деталью. А самая жгучая деталь в цилиндре – изолятор свечки.
Вот здесь-то в очередной раз появляются достоинства свеч с тонкими иридиевыми электродами. Измерить их температуры трудновато – на сей случай выдуманы расчетные способы моделирования. Итак вот, температура центрального электрода иридиевой свечки с узким электродом на 60–80 градусов ниже, чем для обыкновенной свечки. Почему? Площадь нагрева узкого электрода намного меньше, а теплопроводность иридиевого сплава существенно выше, чем у стали обыденного электрода. Добавим, что термостойкость металлов платиновой группы также выше.
Внимательный читатель тут же произнесет, что прохладные свечки ужаснее очищаются. Это правильно, но газ пылает существенно «чище» бензина. К тому же холоднее становится только центральный электрод, а корпус и изолятор, другими словами те места, где обычно нарастают отложения, собственной температуры по сравнению с обычной свечой фактически не снижают.
А ЕСЛИ НЕ Поменять?
А что же будет, если при переводе на газ бросить обыденные свечки? Да ничего ужасного! Об этом гласит сравнение обыденных свеч BERU и специально «заточенных» под газовое горючее украинских Plazmofor. Но ресурс обыкновенной свечки на «голубом» горючем будет, разумеется, ниже. Вобщем, обычная свечка заранее дешевле иридиево-платиновой экзотики...
Наше резюме: для работы на газовом горючем лучше выбирать тонко-электродные свечки, рекомендованные производителем.
В КОМАНДЕ – Подмена
Поменять свечки, конечно же, нужно. Хотя бы поэтому, что все наши прошлые публикации (ЗР, 2005, № 10; 2007, № 8; 2008, № 9) постоянно вылавливали разницу в поведении бензиновых моторов после подмены хоть какого из «зажигательных» элементов – от свеч до проводов. А тут – смена горючего: газ и горит по другому, и смесь беднее. Скорость сгорания меньше, температуры выше – но сгорает чище, как следует, отложений меньше. А ведь это как раз те характеристики, которые оказывают влияние на выбор как минимум калильного числа свеч! Так можно ли там использовать обыденные свечки, как для бензинового мотора? И есть ли вообщем в природе особые, «газовые»?
ОЧЕНЬ Непростой ВОПРОС
Конкретно так отвечает Веб на первые пробы найти в нем свечки для идиентично действенного воспламенения газа и бензина. Но пятерых участников все же обусловили. Германию представляет набор платиновых свеч Bosch Platinum WR7DP, Чехию – Brisk LPG LR15YS Silver. Честь Стране восходящего солнца в конкурсе будут защищать два комплекта различных фирм – иридиевые NGK LPG LaserLine № 2 и Denso IW20. От братьев-славян выступает украинский Plazmоfor Super GAZ. Аспект отбора беспроигрышный: все эти комплекты советуют для использования на газовых движках сами фирмы-производители на своих веб-сайтах. А в качестве «нулевого меридиана» для отсчета возьмем заранее отличные свечки BERU 14R-7DU из Франции, которые, но, нацелены только на бензин и не снабжены точной рекомендацией к использованию на «голубом» горючем.
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ Программка
Тесты мы подогнали под принцип двухтопливности – газ/бензин. Поначалу прогнали нашу обыденную программку, обкатанную в предыдущих свечных экспертизах, на движке ВАЗ-21083 в обычном, бензиновом варианте. А затем повторили ее на том же движке, за ранее оснастив его итальянской газовой аппаратурой. Принцип обыденный: в одних и тех же режимах – от малых оборотов холостого хода до больших нагрузок – с каждым комплектом свеч замеряли мощность, расход горючего, токсичность. Не считая того, определяли температуру отработавших газов: основная страшилка врагов газа – перегрев мотора!
Все замеры проводили дважды – при обычном напряжении питания бортовой сети и при пониженном (9 В). Тем моделировались как аварийная ситуация (генератор помер, а ехать нужно), так и сильная изношенность свеч, когда интенсивность искрообразования резко понижена.
ГАЗАНУЛИ…
Даже на бензине разница меж свечками есть, и заметная. При этом по сравнению с классическими одноэлектродками экзотика с электродами из металлов группы платиновых (к ним относится и иридий) выигрывает по всем статьям. Фаворитами, как и ожидалось, стали «японцы». Мощности добавили мотору немного – до 2%, зато бензина сберегли около 5%.
Температурные модели свеч BERU 14R-7DU (слева) и Denso IW20 (справа) при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин (наружняя высокоскоростная черта, движок ВАЗ-21083). Так вырастает температура в выпускной трубе мотора при переходе на газ.
На газе достоинства этих свеч проявились еще ярче. Здесь заметнее и прирост мощности – до 6%, и экономия горючего – аж до 7,5%. Но самое увлекательное вышло с токсичностью. Существенное улучшение свойства сгорания, давшее понижение СО и СН, было возмещено повышением содержания оксидов азота NOх. Все ясно: интенсивность, а с ней и температура сгорания вырастают, вот выход этой дряни и увеличивается. И аварийный цикл только ухудшил картину.
Почему? Поэтому, что скорость сгорания газового горючего существенно ниже, чем у бензина. А чем более вялое горение в цилиндрах, тем важнее интенсивность поджога газовоздушной консистенции. Потому-то платиновые и иридиевые свечки с их тонкими электродами и большой интенсивностью разряда, им присущей, разгоняют фронт пламени в цилиндрах куда веселее, чем обыденные.
КОГДА Багровеют ТРУБЫ
Вы лицезрели, как раскаляется выпуск при не плохих нагрузочных режимах? Ну так смотрите на рисунок. Нелегко приходится стендовому мотору! При работе на бензине схожая картина наблюдается при раскрутке выше 4800 об/мин, а вот на газе – уже с 4000 об/мин. Наименьшая скорость сгорания принуждает смесь полыхать фактически до открытия выпускных клапанов. Температуры деталей мотора вырастают, а вместе с ними и температуры свеч зажигания.
Наложение друг на друга температурных графиков для 1-го и того же комплекта свеч при работе на газе и на бензине указывает, что газовое горючее добавляет и без того жаркой трубе до 60 градусов. А свечи к температуре очень чувствительны! Очень малые градусы им противопоказаны: начинают зарастать отложениями – продуктами неполного сгорания горючего и масла. Высочайшие температуры выжигают эти отложения, но способны привести к калильному воспламенению горючего. Напоминаем: это когда горение начинается не от искры, а от контакта с горячей деталью. А самая жгучая деталь в цилиндре – изолятор свечки.
Вот здесь-то в очередной раз появляются достоинства свеч с тонкими иридиевыми электродами. Измерить их температуры трудновато – на сей случай выдуманы расчетные способы моделирования. Итак вот, температура центрального электрода иридиевой свечки с узким электродом на 60–80 градусов ниже, чем для обыкновенной свечки. Почему? Площадь нагрева узкого электрода намного меньше, а теплопроводность иридиевого сплава существенно выше, чем у стали обыденного электрода. Добавим, что термостойкость металлов платиновой группы также выше.
Внимательный читатель тут же произнесет, что прохладные свечки ужаснее очищаются. Это правильно, но газ пылает существенно «чище» бензина. К тому же холоднее становится только центральный электрод, а корпус и изолятор, другими словами те места, где обычно нарастают отложения, собственной температуры по сравнению с обычной свечой фактически не снижают.
А ЕСЛИ НЕ Поменять?
А что же будет, если при переводе на газ бросить обыденные свечки? Да ничего ужасного! Об этом гласит сравнение обыденных свеч BERU и специально «заточенных» под газовое горючее украинских Plazmofor. Но ресурс обыкновенной свечки на «голубом» горючем будет, разумеется, ниже. Вобщем, обычная свечка заранее дешевле иридиево-платиновой экзотики...
Наше резюме: для работы на газовом горючем лучше выбирать тонко-электродные свечки, рекомендованные производителем.