Горючее у нас - как следует!
Экспертиза 95-го бензина на АЗС показала результаты радостные: за последний год его качество возросло, при этом, не на раздельно взятых бензоколонках.


Горючее инспектировали на соответствие техническому регламенту. Брали бензин на Столичной кольцевой автодороге: по одну сторону – Москва, по другую – остальная Наша родина.

Эталоны 95-х бензинов показали  результаты изумительные. Один – самый «мощный», другой – более «экономичный»… Отсюда номинации:
«Мощность»– в ней одолевает бензин, обеспечивающий наилучшую динамику мотора; «Экономичность»– меньший расход горючего; «Экология»– малый вред природе; «Пуск»– наилучшие пусковые свойства. Приметный факт: характеристики всех отобранных образцов с изрядным припасом перекрывали нормативные требования.
МОЩНОСТЬ
На мощность мотора оказывают влияние многие характеристики бензина – и октановое число, и теплотворная способность, и фракционный состав. Но для впрыскового мотора все-же важнее всего октановое число.
Выявился тривиальный лидер – бензин «РН-Москва»: под заглавием «Премиум-95» нам продали практически «Супер-98». Мотор воспринял его с благодарностью и выдал на 3% больше мощности относительно худшего результата.
Интересно, что меньшая мощность получена с бензином марки «Шелл V-Power»: его моторное октановое число  самое низкое – 85,5. Но и оно с запасом укладывается в требования техрегламента.
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Неожиданностей не случилось: одолел, при этом не в первый раз, «ЛУКОЙЛ-Экто». Экономичность бензина связана с его составом, в частности, содержанием ароматичных углеводородов. Уменьшение либо повышение этого компонента ведет к ухудшению экономичности.  «Экто» содержит ароматики больше, чем другие, но как раз в зоне оптимума. А худший итог у горючего с заправки BP. Зато оно отыграет свое по части экологии, благо находится глубоко в зоне «Евро IV», где минимизация вредных выбросов ценится дороже всего.
ЭКОЛОГИЯ
Здесь не все очень просто. Есть прямые показатели – содержание ядовитых компонент в отработавших газах. Есть косвенные – количество бензола и серы. Бензол опосредованно связан с канцерогенной угрозой выхлопа. Сера же не достаточно того, что сама по для себя экологически небезопасна, так еще и губит катализаторы.
По этим характеристикам допустимый порог в 1% бензола ни один бензин не перешагнул. Заметьте, годом ранее составители мирового рейтинга свойства конкретно по показателю содержания серы загнали наше горючее в самый конец перечня соперников, даже сзади Уганды. А тут при пороге в 50 ppm для топлив «Евро IV» характеристики не выше 10 ppm. Это на уровне нормы для топлив «Евро V»!
По токсичности лучше всего бензины «Евро IV» – типа BP и «ТНК-Пульсар»: и ароматики в них меньше, чем в других, и фракционный состав хорош для экологии. По совокупы результатов выиграло топливо BP.
Запуск
В этой номинации лучший показатель у бензина МТК: 80 кПа. Он прошел по самому краю требований техрегламента. Но у горючего «РН-Москва» числа существенно лучше, и потому запустить на таком бензине прохладный мотор легче.
ПО МЕСТАМ
Вот и выходит, что наш бензин не так уж плох. Опаски, что НПЗ не успеют освоить выпуск горючего класса «Евро III» и выше, не оправдались. Скажете: это, дескать, только в Москве. Но ведь в столицу горючее везут и из других регионов.
Результаты измерений физико-химических характеристик бензинов приведены в таблицах, дополняющих материал в печатной версии «За рулем».