Штатская связь обзор CB-радиостанций
Разобраться в авто СВ-радиостанциях, сделать верный выбор поможет Владимир Арбузов.
В один прекрасный момент я достаточно длительно блуждал по ночной степи в поисках «пропавшего» Оренбурга. В тот раз посодействовали питерские дальнобойщики – по рации вывели на правильную дорогу. Авто радиостанция в далекой дороге – вещь неподменная! Будьте убеждены, никто вам не позвонит на сотовый, предупреждая о гаишной засаде за пригорком и тракторе, что чуть волокется в зоне деяния знака «Обгон запрещен», не даст подсказку, в каком кафе пообедать без вреда для здоровья и на какую заправку лучше не сворачивать. Никакой навигатор не произнесет, что впереди мост размыт либо поперек дороги лежит потерянное лесовозом бревно. Другое дело, если ты в сети радиостанций!
СВОЙ-ЧУЖОЙ
В Европе никаких разрешительных бумаг для пользующихся штатским спектром радиочастот оформлять не нужно. Для тех водителей с Си-Би-радиостанциями заезд в Россию прост и бесплатен. Как молвят наши бюрократы, разъяснять иноземцам, за что нужно платить, для себя дороже! Соотечественник же при виде чиновного мундира обычно тянется к кошельку – и поначалу заплатит в Радиочастотном центре за так называемое «ку-ку» (позывной, которым никто не пользуется, ибо по интернациональным правилам он совсем не обязателен для Си-Би), а после чего будет месяца полтора-два регистрировать (уже безвозмездно) радиостанцию.
Vector VT-27 Comfort. Стоимость – 2950 руб. Размеры – 180?35?140 мм. Число каналов европ./росс. – 400/400. Шумоподавитель амплитудный (последующая модификация подразумевает спектральный шумоподавитель). Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Микрофон с линейной чертой. Громкость достаточная для большинства грузовиков. Страна-производитель – Китай.
В 1957 году в США был выделен для штатского внедрения частотный спектр 26,065–28,305 МГц, нареченный Citizen Band (штатский спектр). Отсюда – Си-Би-связь. Этот южноамериканский спектр разбили на каналы по 10 кГц, которые для удобства соединили в группы (сетки) по 40 каналов. Обозначили сетки знаками A, B, C, D и т.д.. Присоединившись к этой системе в 1988 году, Наша родина блеснула самобытностью – личным радиостанциям отвели спектр 26,970–27,850 МГц. А это ни то ни се – наши группы (сетки) С и D с зарубежными не совпали. Но потому что собственной аппаратуры практически нет и работаем на зарубежной, то нет и заморочек с сетками – вещаем в южноамериканском спектре! Каналы 9 и 19 сетки С можно использовать только как аварийный и информационный соответственно.
В согласовании с русским законодательством мощность передатчика – менее 10 Вт (исключение – сигнал бедствия, чья мощность в чрезвычайной ситуации не ограничивается). Внедрение штатской связи в коммерческих целях запрещено, но наши таксисты об этом, видимо, не знают.
TTI TCB-880. Стоимость – 3000 руб. Размеры – 156?51?176 мм. Число каналов европ./росс. – 400/400. Амплитудный шумоподавитель. ЖК-дисплей с регулировкой яркости. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Четыре ячейки памяти. SCN, DW. Уникальная функция: чтоб за рубежом отыскать разрешенные каналы, довольно ввести буквенный код страны. Эту станцию выбирают те, кто нередко выезжает за границы Рф. Страна-производитель – Южная Корея.
РУБЛЕВЫЙ Спектр
Существует два метода передачи сигнала – с амплитудной модуляцией (АМ) и с частотной (ЧМ). Последняя лучше: с ней и дальность связи больше, и речь разборчивее. В сетках есть пропуски частот – «дырки». Некие станции работают и в их. Дальнобойщики предпочитают радиостанции с европейской и русской сетками и, как ни удивительно, с амплитудной модуляцией – такая закоренелая в этом обществе традиция. Обычно работают в 15-м канале сетки С на частотах 27,130 МГц в Рф и 27,135 МГц в Европе (все европейские обозначения частот оканчиваются цифрой 5, русские – цифрой 0). А у водителей такси специфичность работы такая, что нрав модуляции их не интересует; они трещат на всех каналах – как с AM, так и с ЧМ. Их ценности – легкосъемная многоканалка, позволяющая разговаривать с несколькими сотрудниками, диспетчером и т. д., и крепкий, надежный провод к тангенте.
Как избрать радиостанцию? Перед покупкой заблаговременно обусловьтесь с местом ее установки, чтоб вошла по габаритам. Верно расположите динамик – звук должен идти в вашу сторону. Для групповых поездок на отдых, рыбалку и т. д. лучше портативная радиостанция, приспособленная к работе в автомобиле. Кстати, для нее и место отыскать проще.
MegaJet MJ-200 Plus. Стоимость – 3000 руб. Размеры –140?42?130 мм. Число каналов европ./росс. – 120/120. Спектральный шумоподавитель. Регулировка чувствительности приемника. SCN, DW, ЖК-дисплей. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. В тангенте есть кнопка переключения каналов. Эта многоканалка в особенности популярна у таксистов, но берут ее и дальнобойщики. Страна-производитель – Китай.
Очередной аспект – стоимость. Старую станцию можно приобрести тыщи за полторы, но непременно проверьте ее работоспособность в радиомастерской. Новые стоят от 2000 руб. Стоимость находится в зависимости от способностей станции и, очевидно, от ее производителя. Но реальные плюсы, включая «дальнобойность», не всегда соответствуют стоимости. Некие известные бренды, поменяв место сборки, значительно проиграли в надежности. Малая стоимость хороша и в случае, когда на посту ГАИ среди степей вас обходительно попросят бросить станцию «для проверки». Навряд ли она к вам возвратится...
В конце концов, выбор находится в зависимости от способностей покупателя: неподготовленный не со всякой аппаратурой управится. Понятно много случаев, когда станцию с богатым набором способностей ее владелец умудрялся так зарегулировать, что без вмешательства спеца она уже не работала. Дерево необходимо рубить по для себя.
Vector VT-27 Lux. Стоимость – около 4000 руб. Размеры – 180?35?140 мм. Число каналов европ./росс. – 450/450. Спектральный шумоподавитель. Высококонтрастный ЖК-дисплей. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Сенсорное управление. 10-сегментный S-метр. SCN, DW. Тангента с клавишами переключения каналов и блокировкой. Соединение микрофона и станции защищено от «статики». Речевой микропроцессор ESP. Аппарат для широкого круга потребителей. Страна-производитель – Китай.
Что предлагает рынок? Самые дешевенькие станции (стоимость – ниже 3000 руб.) как и раньше популярны, хотя у их минимум сервисных функций – только шумоподавитель да индикация канала на экране. Примеры – MegaJet MJ-100, Vector VT-27 Comfort. У радиостанций за 3000–4000 руб. есть ЖК-дисплей и хороший набор сервисных функций. Вот эталоны: MegaJet MJ-200 PLUS, TTI TCB-880, Vector VT-27 Lux. Того, кто издавна освоил Си-Би-связь в тонкостях, заинтригует станция подороже – функциональная, с более широкими способностями, вроде Vector VT-27 Navigator. В конце концов, есть переносные радиостанции, приспособленные к работе как в автомобиле, так и вне его. Их представляет «Штурман-882».
Но не только лишь совершенством либо ценой аппаратуры определяется качество радиосвязи. Даже простейшую станцию очень принципиально верно смонтировать на автомобиле и настроить. Об этих тонкостях и согласовании радиостанции с антенной мы побеседуем раздельно.
Vеctor VT-27 Navigator. Стоимость – 5600 руб. Размеры – 150?40?140 мм. Число каналов европ./росс. – 450/450. Спектральный шумоподавитель. Большой цветной экран. Передатчик защищен от перегрева огромным силуминовым радиатором. Провод тангенты силиконовый – мягенький и крепкий. Дополнительные кнопки и джойстик на ней позволяют одной рукою переключать каналы, регулировать громкость, настраивать шумоподавитель и т. д. Кнопки износоустойчивые, силиконовые. Соединение микрофона со станцией защищено от «статики», черта линейная. Есть функции SCN, DW, CTCSS, S-метр, KCB-метр, ESР-процессор, каналы памяти. Станция работает и в «дырках». Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Эта станция сначала нацелена на службы спасения, аварийные. Страна-производитель – Южная Корея.
НАША СПРАВКА
CTCSS (Continuous Tone-Coded Squelch System) – система, при которой УНЧ (усилитель низкой частоты) закрыт электрическим замком, ключ к нему – поступающий от другого оператора звуковой тон (не слышимый ухом) с полезным сигналом. Ключ открывает УНЧ вызываемого оператора – и оба слышат только друг дружку. CTCSS позволяет сделать закрытую группу лиц, работающих на одной частоте. Пример – группа таксистов и диспетчер.
DW (Dual Watch) – одновременное прослушивание 2-ух каналов. Это как два приемника, настроенные каждый на свою волну и включающиеся по очереди. К примеру, канал 15 – собственный, а 9 – аварийный.
ESP (Electronic Speech Processor) – электрическое устройство для обработки, улучшения разборчивости речи либо других звуков. Подобные системы популярны у безголосых звезд шоу-бизнеса.
«Штурман-882». Стоимость – 5800 руб. Переносная станция для работы в автомобиле и вне его. Размеры – 180?40?60 мм (с аккумами). Число каналов европ./росс. – 40/40. Плюс два дополнительных, укрытых канала, работающих в «дырках», где меньше шумов... и сторонних ушей. Шумоподавитель спектральный. Светодиодный экран. Чувствительность – 0,12 мкВ, избирательность потрясающая – 75дБ. Для переносной станции эти характеристики – решающие. Мощность передатчика: 8 Вт при питании от бортовой сети автомобиля, 6 Вт – от собственных аккумов. Функция Vох. Можно подключить компьютерную гарнитуру. Звук звучный, речь разборчивая. С комплектом аккумов емкостью 2700 мАч может работать на прием 64 часа. Советуем любителям экстремального отдыха, охотникам, рыбакам, автотуристам и т. д. Изготовитель – Наша родина, КБ «Беркут».
КСВ (коэффициент стоячей волны) – отношение суммы напряжений активного и реактивного сигналов (направленного в антенну и вернувшегося вспять) к их разности. Он охарактеризовывает реальный КПД передатчика и дальность связи. При неплохом согласовании сигналов КСВ равен единице. А вот при КСВ больше 3,0 станция может сгореть: практически вся энергия идет на ее нагрев.
PA (Public Address System) – с выносным громкоговорителем. Таковой «мегафон» позволяет разговаривать с другими водителями и пешеходами, к примеру задремавшими.
S-метр – устройство, показывающее уровень сигнала. Оно может быть стрелочным, на ЖК-дисплее обычно смотрится «активной линейкой». Если оператор случаем выключил громкость, об этом напомнит S-метр, получивший сигнал.
SCN – сканер, помогающий отыскать рабочий канал, настроить станцию (время от времени каналы и сетки на станциях обозначены по-разному). Функция та же, что в автоприемнимке.
Vox – функция активации радиостанции голосом. Позволяет разговаривать в эфире, не отрывая рук от руля.
Амплитудный шумоподавитель – электрическое устройство, создающее некоторый барьер для шумов, а соответственно и для полезного сигнала. Если амплитуда сигнала выше барьера, последний раскрывается – и сигнал проходит в УНЧ. Есть шумоподавители с ручной настройкой и автоматические, последние грубее и наименее эффективны.
Избирательность – способность выделять главный сигнал из всего принятого диапазона сигналов-шумов. Измеряется в дБ – чем больше показатель, тем лучше, при этом зависимость эта нелинейная: 75 дБ – хороший показатель, а, к примеру, 60 дБ – средний!
Линейная черта микрофона – его способность выдавать на передатчик сигнал 1-го уровня, независимо от расстояния до губ говорящего.
Спектральный шумоподавитель оценивает и уровень сигнала, и его форму. Это помогает отличить нужный сигнал от шумов – и даже слабенький пропустить через высочайший для шумов барьер. Итог – меньше шума, больше дальность связи.
Тангента – тумблер, при нажатии которого врубается передатчик, при отпускании – приемник.
Чувствительность – способность приемника снимать с антенны слабенький сигнал. Измеряется в мкВ. Чем меньше этот показатель, тем лучше. К примеру, для переносной станции с недлинной антенной 0,12 мкВ – хороший итог.
В один прекрасный момент я достаточно длительно блуждал по ночной степи в поисках «пропавшего» Оренбурга. В тот раз посодействовали питерские дальнобойщики – по рации вывели на правильную дорогу. Авто радиостанция в далекой дороге – вещь неподменная! Будьте убеждены, никто вам не позвонит на сотовый, предупреждая о гаишной засаде за пригорком и тракторе, что чуть волокется в зоне деяния знака «Обгон запрещен», не даст подсказку, в каком кафе пообедать без вреда для здоровья и на какую заправку лучше не сворачивать. Никакой навигатор не произнесет, что впереди мост размыт либо поперек дороги лежит потерянное лесовозом бревно. Другое дело, если ты в сети радиостанций!
СВОЙ-ЧУЖОЙ
В Европе никаких разрешительных бумаг для пользующихся штатским спектром радиочастот оформлять не нужно. Для тех водителей с Си-Би-радиостанциями заезд в Россию прост и бесплатен. Как молвят наши бюрократы, разъяснять иноземцам, за что нужно платить, для себя дороже! Соотечественник же при виде чиновного мундира обычно тянется к кошельку – и поначалу заплатит в Радиочастотном центре за так называемое «ку-ку» (позывной, которым никто не пользуется, ибо по интернациональным правилам он совсем не обязателен для Си-Би), а после чего будет месяца полтора-два регистрировать (уже безвозмездно) радиостанцию.
Vector VT-27 Comfort. Стоимость – 2950 руб. Размеры – 180?35?140 мм. Число каналов европ./росс. – 400/400. Шумоподавитель амплитудный (последующая модификация подразумевает спектральный шумоподавитель). Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Микрофон с линейной чертой. Громкость достаточная для большинства грузовиков. Страна-производитель – Китай.
В 1957 году в США был выделен для штатского внедрения частотный спектр 26,065–28,305 МГц, нареченный Citizen Band (штатский спектр). Отсюда – Си-Би-связь. Этот южноамериканский спектр разбили на каналы по 10 кГц, которые для удобства соединили в группы (сетки) по 40 каналов. Обозначили сетки знаками A, B, C, D и т.д.. Присоединившись к этой системе в 1988 году, Наша родина блеснула самобытностью – личным радиостанциям отвели спектр 26,970–27,850 МГц. А это ни то ни се – наши группы (сетки) С и D с зарубежными не совпали. Но потому что собственной аппаратуры практически нет и работаем на зарубежной, то нет и заморочек с сетками – вещаем в южноамериканском спектре! Каналы 9 и 19 сетки С можно использовать только как аварийный и информационный соответственно.
В согласовании с русским законодательством мощность передатчика – менее 10 Вт (исключение – сигнал бедствия, чья мощность в чрезвычайной ситуации не ограничивается). Внедрение штатской связи в коммерческих целях запрещено, но наши таксисты об этом, видимо, не знают.
TTI TCB-880. Стоимость – 3000 руб. Размеры – 156?51?176 мм. Число каналов европ./росс. – 400/400. Амплитудный шумоподавитель. ЖК-дисплей с регулировкой яркости. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Четыре ячейки памяти. SCN, DW. Уникальная функция: чтоб за рубежом отыскать разрешенные каналы, довольно ввести буквенный код страны. Эту станцию выбирают те, кто нередко выезжает за границы Рф. Страна-производитель – Южная Корея.
РУБЛЕВЫЙ Спектр
Существует два метода передачи сигнала – с амплитудной модуляцией (АМ) и с частотной (ЧМ). Последняя лучше: с ней и дальность связи больше, и речь разборчивее. В сетках есть пропуски частот – «дырки». Некие станции работают и в их. Дальнобойщики предпочитают радиостанции с европейской и русской сетками и, как ни удивительно, с амплитудной модуляцией – такая закоренелая в этом обществе традиция. Обычно работают в 15-м канале сетки С на частотах 27,130 МГц в Рф и 27,135 МГц в Европе (все европейские обозначения частот оканчиваются цифрой 5, русские – цифрой 0). А у водителей такси специфичность работы такая, что нрав модуляции их не интересует; они трещат на всех каналах – как с AM, так и с ЧМ. Их ценности – легкосъемная многоканалка, позволяющая разговаривать с несколькими сотрудниками, диспетчером и т. д., и крепкий, надежный провод к тангенте.
Как избрать радиостанцию? Перед покупкой заблаговременно обусловьтесь с местом ее установки, чтоб вошла по габаритам. Верно расположите динамик – звук должен идти в вашу сторону. Для групповых поездок на отдых, рыбалку и т. д. лучше портативная радиостанция, приспособленная к работе в автомобиле. Кстати, для нее и место отыскать проще.
MegaJet MJ-200 Plus. Стоимость – 3000 руб. Размеры –140?42?130 мм. Число каналов европ./росс. – 120/120. Спектральный шумоподавитель. Регулировка чувствительности приемника. SCN, DW, ЖК-дисплей. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. В тангенте есть кнопка переключения каналов. Эта многоканалка в особенности популярна у таксистов, но берут ее и дальнобойщики. Страна-производитель – Китай.
Очередной аспект – стоимость. Старую станцию можно приобрести тыщи за полторы, но непременно проверьте ее работоспособность в радиомастерской. Новые стоят от 2000 руб. Стоимость находится в зависимости от способностей станции и, очевидно, от ее производителя. Но реальные плюсы, включая «дальнобойность», не всегда соответствуют стоимости. Некие известные бренды, поменяв место сборки, значительно проиграли в надежности. Малая стоимость хороша и в случае, когда на посту ГАИ среди степей вас обходительно попросят бросить станцию «для проверки». Навряд ли она к вам возвратится...
В конце концов, выбор находится в зависимости от способностей покупателя: неподготовленный не со всякой аппаратурой управится. Понятно много случаев, когда станцию с богатым набором способностей ее владелец умудрялся так зарегулировать, что без вмешательства спеца она уже не работала. Дерево необходимо рубить по для себя.
Vector VT-27 Lux. Стоимость – около 4000 руб. Размеры – 180?35?140 мм. Число каналов европ./росс. – 450/450. Спектральный шумоподавитель. Высококонтрастный ЖК-дисплей. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Сенсорное управление. 10-сегментный S-метр. SCN, DW. Тангента с клавишами переключения каналов и блокировкой. Соединение микрофона и станции защищено от «статики». Речевой микропроцессор ESP. Аппарат для широкого круга потребителей. Страна-производитель – Китай.
Что предлагает рынок? Самые дешевенькие станции (стоимость – ниже 3000 руб.) как и раньше популярны, хотя у их минимум сервисных функций – только шумоподавитель да индикация канала на экране. Примеры – MegaJet MJ-100, Vector VT-27 Comfort. У радиостанций за 3000–4000 руб. есть ЖК-дисплей и хороший набор сервисных функций. Вот эталоны: MegaJet MJ-200 PLUS, TTI TCB-880, Vector VT-27 Lux. Того, кто издавна освоил Си-Би-связь в тонкостях, заинтригует станция подороже – функциональная, с более широкими способностями, вроде Vector VT-27 Navigator. В конце концов, есть переносные радиостанции, приспособленные к работе как в автомобиле, так и вне его. Их представляет «Штурман-882».
Но не только лишь совершенством либо ценой аппаратуры определяется качество радиосвязи. Даже простейшую станцию очень принципиально верно смонтировать на автомобиле и настроить. Об этих тонкостях и согласовании радиостанции с антенной мы побеседуем раздельно.
Vеctor VT-27 Navigator. Стоимость – 5600 руб. Размеры – 150?40?140 мм. Число каналов европ./росс. – 450/450. Спектральный шумоподавитель. Большой цветной экран. Передатчик защищен от перегрева огромным силуминовым радиатором. Провод тангенты силиконовый – мягенький и крепкий. Дополнительные кнопки и джойстик на ней позволяют одной рукою переключать каналы, регулировать громкость, настраивать шумоподавитель и т. д. Кнопки износоустойчивые, силиконовые. Соединение микрофона со станцией защищено от «статики», черта линейная. Есть функции SCN, DW, CTCSS, S-метр, KCB-метр, ESР-процессор, каналы памяти. Станция работает и в «дырках». Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Эта станция сначала нацелена на службы спасения, аварийные. Страна-производитель – Южная Корея.
НАША СПРАВКА
CTCSS (Continuous Tone-Coded Squelch System) – система, при которой УНЧ (усилитель низкой частоты) закрыт электрическим замком, ключ к нему – поступающий от другого оператора звуковой тон (не слышимый ухом) с полезным сигналом. Ключ открывает УНЧ вызываемого оператора – и оба слышат только друг дружку. CTCSS позволяет сделать закрытую группу лиц, работающих на одной частоте. Пример – группа таксистов и диспетчер.
DW (Dual Watch) – одновременное прослушивание 2-ух каналов. Это как два приемника, настроенные каждый на свою волну и включающиеся по очереди. К примеру, канал 15 – собственный, а 9 – аварийный.
ESP (Electronic Speech Processor) – электрическое устройство для обработки, улучшения разборчивости речи либо других звуков. Подобные системы популярны у безголосых звезд шоу-бизнеса.
«Штурман-882». Стоимость – 5800 руб. Переносная станция для работы в автомобиле и вне его. Размеры – 180?40?60 мм (с аккумами). Число каналов европ./росс. – 40/40. Плюс два дополнительных, укрытых канала, работающих в «дырках», где меньше шумов... и сторонних ушей. Шумоподавитель спектральный. Светодиодный экран. Чувствительность – 0,12 мкВ, избирательность потрясающая – 75дБ. Для переносной станции эти характеристики – решающие. Мощность передатчика: 8 Вт при питании от бортовой сети автомобиля, 6 Вт – от собственных аккумов. Функция Vох. Можно подключить компьютерную гарнитуру. Звук звучный, речь разборчивая. С комплектом аккумов емкостью 2700 мАч может работать на прием 64 часа. Советуем любителям экстремального отдыха, охотникам, рыбакам, автотуристам и т. д. Изготовитель – Наша родина, КБ «Беркут».
КСВ (коэффициент стоячей волны) – отношение суммы напряжений активного и реактивного сигналов (направленного в антенну и вернувшегося вспять) к их разности. Он охарактеризовывает реальный КПД передатчика и дальность связи. При неплохом согласовании сигналов КСВ равен единице. А вот при КСВ больше 3,0 станция может сгореть: практически вся энергия идет на ее нагрев.
PA (Public Address System) – с выносным громкоговорителем. Таковой «мегафон» позволяет разговаривать с другими водителями и пешеходами, к примеру задремавшими.
S-метр – устройство, показывающее уровень сигнала. Оно может быть стрелочным, на ЖК-дисплее обычно смотрится «активной линейкой». Если оператор случаем выключил громкость, об этом напомнит S-метр, получивший сигнал.
SCN – сканер, помогающий отыскать рабочий канал, настроить станцию (время от времени каналы и сетки на станциях обозначены по-разному). Функция та же, что в автоприемнимке.
Vox – функция активации радиостанции голосом. Позволяет разговаривать в эфире, не отрывая рук от руля.
Амплитудный шумоподавитель – электрическое устройство, создающее некоторый барьер для шумов, а соответственно и для полезного сигнала. Если амплитуда сигнала выше барьера, последний раскрывается – и сигнал проходит в УНЧ. Есть шумоподавители с ручной настройкой и автоматические, последние грубее и наименее эффективны.
Избирательность – способность выделять главный сигнал из всего принятого диапазона сигналов-шумов. Измеряется в дБ – чем больше показатель, тем лучше, при этом зависимость эта нелинейная: 75 дБ – хороший показатель, а, к примеру, 60 дБ – средний!
Линейная черта микрофона – его способность выдавать на передатчик сигнал 1-го уровня, независимо от расстояния до губ говорящего.
Спектральный шумоподавитель оценивает и уровень сигнала, и его форму. Это помогает отличить нужный сигнал от шумов – и даже слабенький пропустить через высочайший для шумов барьер. Итог – меньше шума, больше дальность связи.
Тангента – тумблер, при нажатии которого врубается передатчик, при отпускании – приемник.
Чувствительность – способность приемника снимать с антенны слабенький сигнал. Измеряется в мкВ. Чем меньше этот показатель, тем лучше. К примеру, для переносной станции с недлинной антенной 0,12 мкВ – хороший итог.