Моторные масла То в жар, то в холод
Температурный спектр работы моторного масла лежит в границах 90-95 градусов Цельсия. Но из-за неисправности системы остывания мотора температура смазки может быть как ниже, так и выше обозначенного значения. Как отражается нарушение температурного режима ДВС на моторном масле?
Велика Наша родина – есть у нас и крутые извилистые горные дороги, и затяжные «тягуны» зауралья, и ровненькие, как стрела, равнинные шоссе. На севере из-за свирепых морозов водители на ночь не глушат моторы собственных грузовиков и утепляют их, накидывая поверх старенькые ватники. В южных областях (а сегодняшним летом и в средней полосе) солнце разогревает асфальт до температуры плавления, и охлаждающая система тягача, тянущего за собой груженную до максимума фуру, не совладевает с тепловой нагрузкой, позволяя стрелке показателя температуры входить в красноватую зону шкалы. Моторное масло нередко работает в самых что ни на есть экстремальных критериях, что приводит к его резвому окислению и резкому сокращению срока службы. Как досадно бы это не звучало, но механики почти всегда не вносят коррективу на особенные условия работы масла и не уменьшают срок его службы. Частично делается это по неведению, частично от желания сберечь на покупке 25-30 л. масла. В конечном итоге заместо относительно маленьких издержек на смену моторного масла перевозчик может «попасть» на полный ремонт мотора! Разберемся в дилемме серьезно.
Илья Мартыненко, управляющий отдела масел для коммерческой техники "ООО Мобил Ойл Лубрикантс" То в жар… Как мы уже упомянули, при перегреве мотора в моторном масле происходит насыщенное окисление пакета присадок и резкое ухудшение его рабочих черт. Для большей наглядности представим, как жарким летом тягач тащит в гору груженый до максимума полуприцеп. Штурм горы продолжается 30 минут. В течение сих пор температура охлаждающей воды подымается до отметки 100 градусов, что на 10 градусов больше рабочей температуры мотора. Но так как охлаждающая система ДВС заправлена охлаждающей жидкостью с температурой закипания 110-115 градусов, закипания воды не происходит. Но при всем этом, заметим, дизель работает с перегревом! Разглядим, как поведут себя в данной ситуации масла схожего класса свойства, схожей вязкости, например, 10W-40, но различные по базе: минеральное, полусинтетическое, стопроцентно синтетическое.
Согласно теории, которая доказана лабораторными испытаниями, проведенными в нашем исследовательском центре, даже настолько маленький просвет времени работы масла с перегревом приметно отражается на его ресурсе.
За 30 минут в перегретом на 10 градусов моторном масле образуются разные жирные кислоты, происходит отложение высокотемпературного нагара, лака, кокса, которые оказывают негативное воздействие на пакет присадок и базу в течение долгого времени. Другими словами всего один недолговременный перегрев мотора и, соответственно, масла понижает его ресурс. Вопрос как?
Идеальнее всего перегреву противоборствует масло, сделанное на стопроцентно синтетической базе. Зависимость конфигурации индекса вязкости стопроцентно синтетического масла от его температуры выражена существенно меньше, ежели минерального и полусинтетического. Другими словами, при перегреве синтетики не происходит значимого падения вязкости. Это очень принципиально, в особенности применительно к дизелям, отработавшим более половины собственного ресурса. Дело в том, что в изношенных сопряжениях, например, в подшипниках скольжения коленчатого вала, зазор увеличен. Разжиженное от деяния высочайшей температуры масло, даже при исправном масляном насосе, подающем требуемое давление в главную магистраль, не способно сделать надежный масляный клин, с помощью которого и «всплывает» вал. Другими словами масло должно сохранять вязкость и при больших температурах. Не достаточно того, базисное синтетическое масло еще лучше противоборствует окислению и, соответственно, меньше подвержено старению, деструкции. Прибавим к этому такие бесспорные достоинства синтетики, как высочайшие моющие и диспергирующие (способность масла держать загрязнения во взвешенном состоянии и не давать им выпадать в осадок) характеристики, благодаря которым в моторе отложения не скапливаются, а соединяются с отработкой. Кстати, вот поэтому несливаемый остаток и загрязнения не оказывают приметного воздействия на свежее масло. И, в конце концов, последнее: стопроцентно синтетическое масло стойко держит нагрев до сотки градусов, фактически не меняя собственных параметров. Другими словами подменять синтетику нет необходимости.
Масла, сделанные на минеральной и полусинтетической основах, при перегреве ведут себя не так стойко, как синтетика. Так, в масле на минеральной базе при температуре 100 градусов происходят лавинообразные, необратимые процессы окисления. Его ресурс всего за полчаса сокращается на 10%, а в системе смазки образуются различные высокотемпературные отложения. Потому при длительной работе мотора, заправленного минеральным маслом с перегревом, лучше поменять его при первой же способности. При всем этом учтите, что зависимо от состояния мотора и, а именно, от чистоты его системы смазки ресурс свежайшего масла может свалиться более чем на 25-30%. Если охлаждающая система автомобиля не обеспечивает размеренную температуру мотора, минеральное масло лучше не использовать.
Как поведет себя масло, сделанное на полусинтетической базе, сказать трудно. Причина – непонятно, что производитель масла предполагает под полусинтетикой! Это может быть как смесь минерального и синтетического масел (пропорция – секрет компании), так и минеральное базисное масло, прошедшее глубокую чистку, к примеру гидрокрекинг. Зависимо от этого стойкость масла к перегреву будет или приближаться к стопроцентно синтетическим, или к минеральным продуктам. Почему делать какие-либо выводы очень трудно, но можно представить, что за 30 минут работы при температуре 100 градусов полусинтетическое масло растеряет 5% собственного ресурса.
Итак, подведем итоги: работа моторного масла при температуре 100 градусов Цельсия в течение 30 минут отразится на его ресурсе последующим образом.
1. Стопроцентно синтетическое масло – не отразится.
2. Полусинтетическое масло – ресурс нужно уменьшить на 5%.
3. Минеральное масло – ресурс нужно уменьшить на 10%
…то в холод Сейчас разглядим другую крайность – недогрев мотора, другими словами его работу при температуре ниже 90 градусов. С самим маслом – не принципиально, на какой базе оно сделано – при пониженной температуре ничего отвратительного происходить не будет. Ведь разработчик мотора и производитель масла вначале подразумевают, что есть режимы прохладного запуска и прогрева ДВС, которые занимают довольно долгое время. Но чем ниже температура масла по отношению к номинальным 90- 95 градусам, тем больше утраты на внутреннее трение меж его слоями и тем выше расход горючего. Не достаточно того, процесс смесеобразования и горения горючего в камере сгорания не оптимален, а означает, в масло с картерными газами будет попадать окислитель – несгоревшая солярка. Как сократится срок службы масла, можно сказать, только проведя его исследование в лаборатории, потому что на скорость окисления пакета присадок оказывает влияние количество содержащейся в горючем серы. Если перевозчик заправляет машину дизельным топливом экологического класса Евро-4, то критичной температурой, ниже которой будет наблюдаться ускоренное окисление масла, я считаю 75 градусов Цельсия.
Велика Наша родина – есть у нас и крутые извилистые горные дороги, и затяжные «тягуны» зауралья, и ровненькие, как стрела, равнинные шоссе. На севере из-за свирепых морозов водители на ночь не глушат моторы собственных грузовиков и утепляют их, накидывая поверх старенькые ватники. В южных областях (а сегодняшним летом и в средней полосе) солнце разогревает асфальт до температуры плавления, и охлаждающая система тягача, тянущего за собой груженную до максимума фуру, не совладевает с тепловой нагрузкой, позволяя стрелке показателя температуры входить в красноватую зону шкалы. Моторное масло нередко работает в самых что ни на есть экстремальных критериях, что приводит к его резвому окислению и резкому сокращению срока службы. Как досадно бы это не звучало, но механики почти всегда не вносят коррективу на особенные условия работы масла и не уменьшают срок его службы. Частично делается это по неведению, частично от желания сберечь на покупке 25-30 л. масла. В конечном итоге заместо относительно маленьких издержек на смену моторного масла перевозчик может «попасть» на полный ремонт мотора! Разберемся в дилемме серьезно.
Илья Мартыненко, управляющий отдела масел для коммерческой техники "ООО Мобил Ойл Лубрикантс" То в жар… Как мы уже упомянули, при перегреве мотора в моторном масле происходит насыщенное окисление пакета присадок и резкое ухудшение его рабочих черт. Для большей наглядности представим, как жарким летом тягач тащит в гору груженый до максимума полуприцеп. Штурм горы продолжается 30 минут. В течение сих пор температура охлаждающей воды подымается до отметки 100 градусов, что на 10 градусов больше рабочей температуры мотора. Но так как охлаждающая система ДВС заправлена охлаждающей жидкостью с температурой закипания 110-115 градусов, закипания воды не происходит. Но при всем этом, заметим, дизель работает с перегревом! Разглядим, как поведут себя в данной ситуации масла схожего класса свойства, схожей вязкости, например, 10W-40, но различные по базе: минеральное, полусинтетическое, стопроцентно синтетическое.
Согласно теории, которая доказана лабораторными испытаниями, проведенными в нашем исследовательском центре, даже настолько маленький просвет времени работы масла с перегревом приметно отражается на его ресурсе.
За 30 минут в перегретом на 10 градусов моторном масле образуются разные жирные кислоты, происходит отложение высокотемпературного нагара, лака, кокса, которые оказывают негативное воздействие на пакет присадок и базу в течение долгого времени. Другими словами всего один недолговременный перегрев мотора и, соответственно, масла понижает его ресурс. Вопрос как?
Идеальнее всего перегреву противоборствует масло, сделанное на стопроцентно синтетической базе. Зависимость конфигурации индекса вязкости стопроцентно синтетического масла от его температуры выражена существенно меньше, ежели минерального и полусинтетического. Другими словами, при перегреве синтетики не происходит значимого падения вязкости. Это очень принципиально, в особенности применительно к дизелям, отработавшим более половины собственного ресурса. Дело в том, что в изношенных сопряжениях, например, в подшипниках скольжения коленчатого вала, зазор увеличен. Разжиженное от деяния высочайшей температуры масло, даже при исправном масляном насосе, подающем требуемое давление в главную магистраль, не способно сделать надежный масляный клин, с помощью которого и «всплывает» вал. Другими словами масло должно сохранять вязкость и при больших температурах. Не достаточно того, базисное синтетическое масло еще лучше противоборствует окислению и, соответственно, меньше подвержено старению, деструкции. Прибавим к этому такие бесспорные достоинства синтетики, как высочайшие моющие и диспергирующие (способность масла держать загрязнения во взвешенном состоянии и не давать им выпадать в осадок) характеристики, благодаря которым в моторе отложения не скапливаются, а соединяются с отработкой. Кстати, вот поэтому несливаемый остаток и загрязнения не оказывают приметного воздействия на свежее масло. И, в конце концов, последнее: стопроцентно синтетическое масло стойко держит нагрев до сотки градусов, фактически не меняя собственных параметров. Другими словами подменять синтетику нет необходимости.
Масла, сделанные на минеральной и полусинтетической основах, при перегреве ведут себя не так стойко, как синтетика. Так, в масле на минеральной базе при температуре 100 градусов происходят лавинообразные, необратимые процессы окисления. Его ресурс всего за полчаса сокращается на 10%, а в системе смазки образуются различные высокотемпературные отложения. Потому при длительной работе мотора, заправленного минеральным маслом с перегревом, лучше поменять его при первой же способности. При всем этом учтите, что зависимо от состояния мотора и, а именно, от чистоты его системы смазки ресурс свежайшего масла может свалиться более чем на 25-30%. Если охлаждающая система автомобиля не обеспечивает размеренную температуру мотора, минеральное масло лучше не использовать.
Как поведет себя масло, сделанное на полусинтетической базе, сказать трудно. Причина – непонятно, что производитель масла предполагает под полусинтетикой! Это может быть как смесь минерального и синтетического масел (пропорция – секрет компании), так и минеральное базисное масло, прошедшее глубокую чистку, к примеру гидрокрекинг. Зависимо от этого стойкость масла к перегреву будет или приближаться к стопроцентно синтетическим, или к минеральным продуктам. Почему делать какие-либо выводы очень трудно, но можно представить, что за 30 минут работы при температуре 100 градусов полусинтетическое масло растеряет 5% собственного ресурса.
Итак, подведем итоги: работа моторного масла при температуре 100 градусов Цельсия в течение 30 минут отразится на его ресурсе последующим образом.
1. Стопроцентно синтетическое масло – не отразится.
2. Полусинтетическое масло – ресурс нужно уменьшить на 5%.
3. Минеральное масло – ресурс нужно уменьшить на 10%
…то в холод Сейчас разглядим другую крайность – недогрев мотора, другими словами его работу при температуре ниже 90 градусов. С самим маслом – не принципиально, на какой базе оно сделано – при пониженной температуре ничего отвратительного происходить не будет. Ведь разработчик мотора и производитель масла вначале подразумевают, что есть режимы прохладного запуска и прогрева ДВС, которые занимают довольно долгое время. Но чем ниже температура масла по отношению к номинальным 90- 95 градусам, тем больше утраты на внутреннее трение меж его слоями и тем выше расход горючего. Не достаточно того, процесс смесеобразования и горения горючего в камере сгорания не оптимален, а означает, в масло с картерными газами будет попадать окислитель – несгоревшая солярка. Как сократится срок службы масла, можно сказать, только проведя его исследование в лаборатории, потому что на скорость окисления пакета присадок оказывает влияние количество содержащейся в горючем серы. Если перевозчик заправляет машину дизельным топливом экологического класса Евро-4, то критичной температурой, ниже которой будет наблюдаться ускоренное окисление масла, я считаю 75 градусов Цельсия.