РУЛЬ, Руль И . БЫЧИЙ ХВОСТ
РУЛЬ, Руль И... "БЫЧИЙ ХВОСТ"
КЛУБ
Автовладельцев
РУЛЬ, Руль И... "БЫЧИЙ ХВОСТ"
Казалось бы, полностью обычное устройство в автомобиле - руль - тоже имеет свою историю, и довольно увлекательную. Ведает Сергей КАНУННИКОВ.
Начнем с того, что существовал автомобиль совсем без руля! Шофер управлял им при помощи длинноватого изогнутого рычага. Сначала века за этим рычагом закрепилось меткое прозвище - "бычий хвост". Такое управление применялось, а именно, на "Даймлере" 1899 года, "Олдсмобиле" 1901-го, выпускавшемся по лицензии русским "Дуксом", и других моделях.
На многих первых автомобилях руль был некруглым. Обод с огромным вырезом, как у современного самолетного руля, имел к тому же вертикальный рычаг для удобства руления. Практически все штурвалы тогда размещались горизонтально. Они были маленького поперечника с толстым ободом - практически как на данный момент.
Равномерно и угол наклона управляющий колонки приблизился к современному. Толстые рули делали из дерева, с тремя-четырьмя спицами. В наше время обод из дерева - символ особенного престижа. А вот количество спиц уменьшалось и в 1955 году дошло до одной: односпицевый руль на "Ситроене-DS19" стал, во-1-х, одной из составляющих сенсационности автомобиля, а во-2-х, фирменной чертой следующих "ситроенов".
Кнопка звукового сигнала посреди руля появилась в 30-х годах. Но уже тогда управление звуковым сигналом на неких автомобилях было вынесено на отдельное кольцо. Такая конструкция сохранялась достаточно длительно. Она знакома по "Победе" третьего поколения, "Волге" ГАЗ-21, VAZ 2101, ИЖ-412.
В 50-х годах из США пришла мода на очень тонкие ободы рулей с очень утопленной, как тогда числилось, неопасной ступицей. Тонкие рули, считавшиеся роскошными, еще как-то были оправданны на американских машинах с гидроусилителями. Европейские же тонкие рули, а именно на тех же VAZ 2101 и ИЖе, вспоминаются без симпатии.
В 30-40-х годах на неких автомобилях, к примеру на "Татре-87", появились рули со спицами, набранными из достаточно тонких пружинящих проволок. Предполагалось, что при аварии такая конструкция будет смягчать удар водителя о руль. Но появилась другая опасность - ступица оставалась на месте, а проволоки при сильном ударе время от времени рвались, причиняя другие травмы.
Мысль некруглого руля не утомляется будоражить воображение стилистов. На "Империал-Кастом-Саутгемптон" 1960 года руль был приплюснут в высшей части. На данный момент подобные рули в стиле формулы 1 предлагают некие спец компании. Но на формульных болидах рулевое сверхчувствительное - перехватывать баранку не нужно, не то что в обыденных машинах. Кстати, на рули "формул" выведено кнопочное управление разными системами, в том числе переключением передач.
Быстросъемные рули используют на гоночных машинах с 30-х годов - без этого в кокпит просочиться нереально. А на серийном "Мерседесе-300SL" первого выпуска руль был хотя и несъемным, но откидывающимся. По другому сесть в тесноватый Подвескаивный автомобиль с очень высочайшими порогами просто не удавалось.
Рис. 1. Система управления "Де Дион-Бутон", сочетающая фактически руль, рычаг сцепления, ручки моторного тормоза, опережения зажигания и... акселератора.
Рис. 2. Управляющее колесо "Панар-Левассор" с ручками газа и опережения зажигания.
КЛУБ
Автовладельцев
РУЛЬ, Руль И... "БЫЧИЙ ХВОСТ"
Казалось бы, полностью обычное устройство в автомобиле - руль - тоже имеет свою историю, и довольно увлекательную. Ведает Сергей КАНУННИКОВ.
Начнем с того, что существовал автомобиль совсем без руля! Шофер управлял им при помощи длинноватого изогнутого рычага. Сначала века за этим рычагом закрепилось меткое прозвище - "бычий хвост". Такое управление применялось, а именно, на "Даймлере" 1899 года, "Олдсмобиле" 1901-го, выпускавшемся по лицензии русским "Дуксом", и других моделях.
На многих первых автомобилях руль был некруглым. Обод с огромным вырезом, как у современного самолетного руля, имел к тому же вертикальный рычаг для удобства руления. Практически все штурвалы тогда размещались горизонтально. Они были маленького поперечника с толстым ободом - практически как на данный момент.
Равномерно и угол наклона управляющий колонки приблизился к современному. Толстые рули делали из дерева, с тремя-четырьмя спицами. В наше время обод из дерева - символ особенного престижа. А вот количество спиц уменьшалось и в 1955 году дошло до одной: односпицевый руль на "Ситроене-DS19" стал, во-1-х, одной из составляющих сенсационности автомобиля, а во-2-х, фирменной чертой следующих "ситроенов".
Кнопка звукового сигнала посреди руля появилась в 30-х годах. Но уже тогда управление звуковым сигналом на неких автомобилях было вынесено на отдельное кольцо. Такая конструкция сохранялась достаточно длительно. Она знакома по "Победе" третьего поколения, "Волге" ГАЗ-21, VAZ 2101, ИЖ-412.
В 50-х годах из США пришла мода на очень тонкие ободы рулей с очень утопленной, как тогда числилось, неопасной ступицей. Тонкие рули, считавшиеся роскошными, еще как-то были оправданны на американских машинах с гидроусилителями. Европейские же тонкие рули, а именно на тех же VAZ 2101 и ИЖе, вспоминаются без симпатии.
В 30-40-х годах на неких автомобилях, к примеру на "Татре-87", появились рули со спицами, набранными из достаточно тонких пружинящих проволок. Предполагалось, что при аварии такая конструкция будет смягчать удар водителя о руль. Но появилась другая опасность - ступица оставалась на месте, а проволоки при сильном ударе время от времени рвались, причиняя другие травмы.
Мысль некруглого руля не утомляется будоражить воображение стилистов. На "Империал-Кастом-Саутгемптон" 1960 года руль был приплюснут в высшей части. На данный момент подобные рули в стиле формулы 1 предлагают некие спец компании. Но на формульных болидах рулевое сверхчувствительное - перехватывать баранку не нужно, не то что в обыденных машинах. Кстати, на рули "формул" выведено кнопочное управление разными системами, в том числе переключением передач.
Быстросъемные рули используют на гоночных машинах с 30-х годов - без этого в кокпит просочиться нереально. А на серийном "Мерседесе-300SL" первого выпуска руль был хотя и несъемным, но откидывающимся. По другому сесть в тесноватый Подвескаивный автомобиль с очень высочайшими порогами просто не удавалось.
Рис. 1. Система управления "Де Дион-Бутон", сочетающая фактически руль, рычаг сцепления, ручки моторного тормоза, опережения зажигания и... акселератора.
Рис. 2. Управляющее колесо "Панар-Левассор" с ручками газа и опережения зажигания.