ВАТТНЫЕ ТОРМОЗА
"ВАТТНЫЕ" ТОРМОЗА
ТЕХНИКА
БЛИЗКОЕ ЗАВТРА
"ВАТТНЫЕ" ТОРМОЗА
Медная жила электропровода заместо железного троса поможет приостановить автомобиль в аварийной ситуации, если откажет гидравлика.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Каждый автовладелец знает о существовании в его машине запасной механической тормозной системы, так именуемом стояночном тормозе. Но, положа руку на сердечко, у многих ли она работает, как предписано эталонами? Задние тормозные колодки изнашиваются, тросы растягиваются либо, того ужаснее, намертво "прикипают" к оболочкам из-за коррозии. И вот уже ручка привода беспомощно трещит по зубчатому сектору, нисколечко не влияя на замедление автомобиля. (Многие бывалые водители даже бравируют тем, что могут тронуться с места на подъеме без "ручника", а уходя, оставляют машину с включенной передачей.) Чтоб нормально фукнционировать, ручному тормозу требуются повторяющиеся регулировки, связанные с откручиванием заржавевших гаек в положении "лежа под ней, родимой".
Разработка компании "Лукас Вэрити" способна освободить от всех этих проблем. Предлагается кардинальное решение: все тросы - долой. Заместо их - электромотор с винтообразной передачей, прижимный колодки к тормозному диску. Принципиально, что при выключении питания колодки так и останутся прижатыми: винтообразная передача тут самотормозящаяся.
Но это еще далековато не все, что сулит нам электропривод. Расположенный меж кнопкой "ручника" и электромотором блок управления различает, находится автомобиль в движении либо стоит на месте, и зависимо от этого включает одну из 2-ух заложенных программ. Так, для фиксации стоящего автомобиля довольно только краткосрочно коснуться кнопки, и колодки намертво зажмут диск тормоза. При этом усилие ограничено только мощностью электропривода и передаточным числом редуктора, так что ваша машина остается недвижной на любом уклоне. Если же "ручник" употребляется в движении как аварийная система, то торможение происходит, только пока кнопка удерживается в нажатом состоянии. Убрали с нее палец - и движок реверсируется, растормаживая колеса. Можно связать блок управления с датчиками системы Abs (при ее наличии), и она не позволит колесам заблокироваться. Это очень принципиально, если учитывать, что мощность нового тормоза сравнима с мощностью рабочей гидравлической системы!
Для любителей комфорта предусмотрена автоматическая противооткатная функция: автомобиль не скатится вспять после остановки перед светофором либо в пробке на уклоне. Тормоз сработает "сам собой", без вашего роли.
Как растормозить машину после стоянки? Да просто пустить движок, включить передачу и отпустить сцепление. Электроника все делает сама. Это просто находка для тех, кто не раз жег задние тормоза, забыв отпустить "ручник". А с кем такое не бывало?
Пока ноу-хау компании "Лукас Вэрити" не получило реального воплощения на серийных моделях автомобилей, но это, видимо, дело последнего времени.