ПРОШУ Разъяснить
ПРОШУ Разъяснить
КЛУБ Автовладельцев
ПРОШУ Разъяснить
Зачем на шинах отдельные "шашки" протектора будто бы дополнительно надрезаны? Что дают эти прорези? И правда ли, что шины различных компаний время от времени очень отличаются своими качествами?
В современных шинах каждый выступ протектора может быть рассечен обилием узеньких "ножевых" прорезей, иногда довольно сложной формы. В отличие от широких канавок меж выступами, предназначение которых удалять воду из пятна контакта шины с дорогой, сделать лучше ее сцепление с рыхловатой грунтовой либо снежной дорогой, узенькие прорези обеспечивают завышенную упругость каждой "шашки" протектора в контакте с дорогой. По мере совершенствования технологии производства шин сама "идеология" этих прорезей усложнялась и они начинали делать новые функции.
Рис. 1 указывает различия в деформации отдельной "шашки" протектора при содействии с местной выпуклостью покрытия. Понятно: шероховатое покрытие дороги увеличивает сцепные свойства шин, да и сами они должны очень "цепляться" за шероховатость. Жесткой, цельной резине протектора это удается ужаснее (рис. 1, а), чем разбитой на маленькие упругие элементы (рис. 1, б).
Узенькие "ножевые" прорези при определенных критериях существенно увеличивают сцепление шины с покрытием, создавая эффект "липкости", приблизительно так, как это происходит у авто "игрушек", которые крепятся к стеклу на присосках. Входя в зону контакта, выступ протектора нагружается и деформируется (рис. 2): объем пустот возрастает, а давление падает. Воздуху заполнить эти объемы тем труднее, чем выше скорость движения и меньше время контакта выступа с дорогой. Это полезное свойство в большей мере может проявляться на гладких и даже влажных покрытиях (к примеру, на льду). На шершавых важнее упругость, о которой уже сказано.
Эти характеристики резины издавна известны... обувщикам. К примеру, если вы заходите в вестибюль метро с отполированным и влажным после мойки полом, то тут более неопасна обувь на эластичной подошве с прорезями, а еще лучше - пористой. Но очень небезопасна обувь на жесткой (и тем паче подкованной) подошве.
Все эти эффекты - казалось бы обыкновенные и тривиальные - расчетам поддаются плохо. И хотя шинная наука на месте не стоит, любая компания, разрабатывая новые модели шин, опирается сначала на скопленный опыт и собственные, нередко засекреченные "выработки", охраняемые от соперников. Потому понятно, что шины различных компаний всегда чем-нибудь будут отличаться. Ну а потребителю остается, видимо, доверяться советам профессионалов.
Рис.1. Взаимодействие с покрытием жесткого (а) выступа протектора и надрезанного, эластичного (б).
Рис.2. Эффект "присоски" на гладком покрытии.
Нередко приходится ездить по дорогам с неровным, разбитым покрытием. Не раз слышал о больших качествах литых дисков колес и желаю приобрести такие для собственного "Москвича". Что вы посоветуете?
Вправду, по целому ряду характеристик так именуемые литые диски (поточнее, выполненные из легких сплавов - сама разработка их производства может быть различной) превосходят штампованные из сравнимо узкого железного листа. Они жестче, меньше деформируются от случайных ударов (хотя легкий сплав по удельной прочности и уступает стали). Твердость достигается тем, что стены литого диска удается сделать достаточно толстыми. Невзирая на это, он выходит легче железного.
Но как неплохи жесткие диски в томных критериях эксплуатации - к примеру, на очень разбитых дорогах? Тут металлической обод колеса при сильном ударе о кромку дорожной выбоины сминается, принимая на себя огромную часть энергии удара. В итоге меньше мучаются шина и Ремонт и эксплуатация подвески. А жесткий, несминаемый диск способен практически прокусить защемившуюся боковину шины - скоро на ней возникает соответствующая "грыжа" - означает, покрышке пришел конец. Езда на легкосплавных дисках по дорогам с нехорошим покрытием ускоряет также износ подвески и кузова - на их действуют более жесткие удары и вибрации.
Вывод: если ездите в главном по очень покоробленным дорогам, то навряд ли целенаправлено тратиться на покупку дорогих легкосплавных дисков.
Главное, что позволяет сохранить автомобиль на русских дорогах, - осмотрительность. Тот, кто следует этому правилу, может позволить для себя даже на наших колдобинах и низкопрофильные шины, и прекрасные диски. Понятно ведь, что в одних и тех же критериях один автолюбитель ухитряется ездить, не повреждая колес, а другой обзаводится "квадратными" уже в первых поездках.
КЛУБ Автовладельцев
ПРОШУ Разъяснить
Зачем на шинах отдельные "шашки" протектора будто бы дополнительно надрезаны? Что дают эти прорези? И правда ли, что шины различных компаний время от времени очень отличаются своими качествами?
В современных шинах каждый выступ протектора может быть рассечен обилием узеньких "ножевых" прорезей, иногда довольно сложной формы. В отличие от широких канавок меж выступами, предназначение которых удалять воду из пятна контакта шины с дорогой, сделать лучше ее сцепление с рыхловатой грунтовой либо снежной дорогой, узенькие прорези обеспечивают завышенную упругость каждой "шашки" протектора в контакте с дорогой. По мере совершенствования технологии производства шин сама "идеология" этих прорезей усложнялась и они начинали делать новые функции.
Рис. 1 указывает различия в деформации отдельной "шашки" протектора при содействии с местной выпуклостью покрытия. Понятно: шероховатое покрытие дороги увеличивает сцепные свойства шин, да и сами они должны очень "цепляться" за шероховатость. Жесткой, цельной резине протектора это удается ужаснее (рис. 1, а), чем разбитой на маленькие упругие элементы (рис. 1, б).
Узенькие "ножевые" прорези при определенных критериях существенно увеличивают сцепление шины с покрытием, создавая эффект "липкости", приблизительно так, как это происходит у авто "игрушек", которые крепятся к стеклу на присосках. Входя в зону контакта, выступ протектора нагружается и деформируется (рис. 2): объем пустот возрастает, а давление падает. Воздуху заполнить эти объемы тем труднее, чем выше скорость движения и меньше время контакта выступа с дорогой. Это полезное свойство в большей мере может проявляться на гладких и даже влажных покрытиях (к примеру, на льду). На шершавых важнее упругость, о которой уже сказано.
Эти характеристики резины издавна известны... обувщикам. К примеру, если вы заходите в вестибюль метро с отполированным и влажным после мойки полом, то тут более неопасна обувь на эластичной подошве с прорезями, а еще лучше - пористой. Но очень небезопасна обувь на жесткой (и тем паче подкованной) подошве.
Все эти эффекты - казалось бы обыкновенные и тривиальные - расчетам поддаются плохо. И хотя шинная наука на месте не стоит, любая компания, разрабатывая новые модели шин, опирается сначала на скопленный опыт и собственные, нередко засекреченные "выработки", охраняемые от соперников. Потому понятно, что шины различных компаний всегда чем-нибудь будут отличаться. Ну а потребителю остается, видимо, доверяться советам профессионалов.
Рис.1. Взаимодействие с покрытием жесткого (а) выступа протектора и надрезанного, эластичного (б).
Рис.2. Эффект "присоски" на гладком покрытии.
Нередко приходится ездить по дорогам с неровным, разбитым покрытием. Не раз слышал о больших качествах литых дисков колес и желаю приобрести такие для собственного "Москвича". Что вы посоветуете?
Вправду, по целому ряду характеристик так именуемые литые диски (поточнее, выполненные из легких сплавов - сама разработка их производства может быть различной) превосходят штампованные из сравнимо узкого железного листа. Они жестче, меньше деформируются от случайных ударов (хотя легкий сплав по удельной прочности и уступает стали). Твердость достигается тем, что стены литого диска удается сделать достаточно толстыми. Невзирая на это, он выходит легче железного.
Но как неплохи жесткие диски в томных критериях эксплуатации - к примеру, на очень разбитых дорогах? Тут металлической обод колеса при сильном ударе о кромку дорожной выбоины сминается, принимая на себя огромную часть энергии удара. В итоге меньше мучаются шина и Ремонт и эксплуатация подвески. А жесткий, несминаемый диск способен практически прокусить защемившуюся боковину шины - скоро на ней возникает соответствующая "грыжа" - означает, покрышке пришел конец. Езда на легкосплавных дисках по дорогам с нехорошим покрытием ускоряет также износ подвески и кузова - на их действуют более жесткие удары и вибрации.
Вывод: если ездите в главном по очень покоробленным дорогам, то навряд ли целенаправлено тратиться на покупку дорогих легкосплавных дисков.
Главное, что позволяет сохранить автомобиль на русских дорогах, - осмотрительность. Тот, кто следует этому правилу, может позволить для себя даже на наших колдобинах и низкопрофильные шины, и прекрасные диски. Понятно ведь, что в одних и тех же критериях один автолюбитель ухитряется ездить, не повреждая колес, а другой обзаводится "квадратными" уже в первых поездках.