Жива ВОДА
Жива ВОДА
ТЕХНИКА
Новинки
Материалы рубрики подготовил Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Жива ВОДА
Компания "Делфай" готовит революцию в технике подвесок - это как нельзя кстати в преддверии нового века.
Сделать подвеску адаптивной стремятся сегодня многие. Из последних моделей довольно вспомнить купе "Мерседес-Бенц-CL500" либо настраиваемые на ходу рессоры компании "Маннесманн-Закс" (ЗР, 1999, № 11). Все это работает, но стоит очень недешево, так как просит либо мощной гидравлической системы, либо быстродействующих надежных клапанов, работающих в томных режимах. Компания "Делфай" (США) пошла другим методом и направила взгляд на амортизаторную жидкость. Что, если вынудить ее изменять вязкость по команде компьютера? Такие воды издавна известны, с ними экспериментировали на гоночных автомобилях, но использовать обширнее не рискнули - характеристики оказались нестабильными, очень зависели от температуры. А ведь в амортизаторах температурный режим далековато не легкий: если сначала зимней поездки жидкость охлаждена, скажем, до -25°С, то после резвой езды по ухабам она может разогреться чуть ли не до кипения!
И вот наконец удалось совершить прорыв (как - это хранится в строжайшей тайне!) и сделать размеренную, управляемую магнитным полем жидкость MRF (Magneto-Rheological Fluid). Поточнее, не совершенно жидкость: вернее было бы именовать ее взвесью наночастиц (3-10 мкм) карбонильного железа в синтетической углеводородной базе. В отсутствие наружных полей такая взвесь ничем не отличается от обыденного маловязкого амортизаторного масла, но стоит "пронзить" ее линиями силового поля, как вязкость неоднократно возрастает - прямо до полного застывания. При этом процесс переключения может повторяться до 1000 раз за секунду (!) и просит издержек мощности всего 20 Вт на амортизатор. Последний станет, пожалуй, даже проще обыденного, так как сейчас ход сжатия и отбоя регулируется не переключением клапанов, а управляющим напряжением на соленоиде, размещенном снутри. Новенькая подвеска "МагнеРайд" была установлена на "Кадиллаке-Катера", и журналистам предоставили возможность сделать несколько кругов и маневров на полигоне. При малой жесткости подвески "Кадиллак" вел себя как традиционный "янки" - очень раскачивался и накренялся в поворотах, реакции на руле были несколько расплывчатыми. Потом включили Подвескаивный режим, и автомобиль преобразился. Наклоны при переставке фактически пропали, руль стал "острым", хотя и появилось несколько жестковатое "козление". Но это - в последних положениях регулятора. А ведь вероятны к тому же бессчетные промежные!
Будет ли новенькая подвеска дороже? Наверняка, но не очень: ведь сами рессоры резко упростились, а стабилизаторы поперечной стойкости оказались просто ненадобными. Новые датчики системе навряд ли необходимы - она может обойтись установленными для систем Abs и ЭПС.