СМЕНИТЕ КОЖУ!
СМЕНИТЕ КОЖУ!
Страница ИСТОРИИ
СМЕНИТЕ КОЖУ!
Как прадеды чинили сцепление.
Сергей КАНУННИКОВ
Сначала XX века на большинстве автомобилей ставили сцепление, ведомый диск которого представлял собой усеченный железный конус. Он заходил в соответственное углубление маховика. Обычно конус сужающейся частью направляли к движку. Такую схему применяли, а именно, на "Руссо-Балте" (см. ЗР, 1999, № 4). Некие компании, к примеру "Рено", делали напротив: сужающаяся часть конуса была обращена к коробке, а основание соприкасалось со особым кольцом, прикрепленным к маховику, - ведущим диском. Когда шофер надавливал на педаль, конус, преодолевая усилие пружины, утапливался в маховик - диски расцеплялись. Накладка на ведомом конусе была кожаная. Понятно, что служила она недолго.
Для подмены накладки снимали диск, разъединив приводной телескопический вал. Обычно для этого демонтировали движок либо коробку. Умельцы выдумали другой метод. Сняв вилку, меж сцеплением и коробкой ставили домкрат (см. рис.). С его помощью конусный диск очень утапливали в маховик и вынимали одну часть вала из другой. Потом отворачивали гайки крепления ведущего диска и, медлительно (чтоб пружина не "выстрелила") отпуская домкрат, извлекали оба диска из маховика.
Многим автовладельцам приходилось подменять накладки. Сначала века действовали приблизительно так же. Правда, медные заклепки сбивали очень осторожно, чтоб не разрушить проходящие через их распорные пружинки и сохранить кожу. Ведь новейшую накладку обычно размечали по старенькой. Сделав пробойником отверстия, раскроив и вырезав накладку острым ножиком, сглаживали ее толщину. Время от времени эту работу поручали экспертам - сапожнику либо шорнику. Равномерно натягивая кожу, по одной устанавливали пружины и приклепывали накладку к диску (как писали в пособиях тех пор: "сторона шерсти размещается вовнутрь"). Примеряя кожу к ведущему диску, рашпилем совсем подгоняли ее толщину по месту так, чтоб меж дисками не было зазоров.
Собирали сцепление в оборотной последовательности, вновь сжимая пружину домкратом. Позже кропотливо регулировали ход вилки. Этой операции хватало км на 400-500, за этот срок кожа обминалась и уже начинала изнашиваться. Регулировку необходимо было повторять, а там и до последующей подмены неподалеку...
Ремонт сцепления: 1 - маховик; 2 - ведущий диск; 3 - ведомый диск; 4 - домкрат; 5 - приводной вал; 6 - вилка сцепления; 7 - коробка.