ЗАДОМ НАПЕРЕД
ЗАДОМ НАПЕРЕД
КЛУБ Автовладельцев
/ЗИМНИЙ ВАРИАНТ
ЗАДОМ НАПЕРЕД
Либо Небезопасные Опыты
ТЕКСТ И ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН
Законопослушный европеец не станет подвергать сомнению аннотации заводов-изготовителей. Сказано держать в шине две атмосферы - будет инспектировать трижды в денек. А установить ее стрелкой "против шерсти" - боже упаси! По другому воспитан наш автовладелец - привыкший все советы подвергать сомнению, он всегда ожидает подкола. Касается ли дело покупки масла либо эксплуатации шин - непринципиально.
Итак, вопрос 1-ый: какое давление в шинах прибыльнее при движении по льду? Одни молвят - лучше подкачать, другие - приспустить. Кто прав?
Фабрики - изготовители шин и автомобилей советуют придерживаться нормы, но, к огорчению, эксплуатация шин с наименьшим давлением - не уникальность. Тем паче, что "минус пол-атмосферы" на глаз не найти. Потому мы решили тормознуть конкретно на таком отклонении. Во-1-х, давление может убывать равномерно и неприметно для водителя. А во-2-х, если специально снижать давление, то не достаточно кто решится спустить шины на огромную величину.
Не будем касаться личной оценки - конфигурации в поведении автомобиля (кроме плавности хода) для водителя средней руки при всем этом неощутимы. А то, что проявили приборы, мы привели в табл. 1. Замеры проводились на автомобиле VAZ 2110 с 3-мя вариациями давления в шинах Бл-85: норма, увеличенное и уменьшенное.
Худшие разгон и торможение на льду объясняются понижением удельного давления: пятно контакта больше, а это ведет к ухудшению сцепления. Тормозной путь на рыхловатом снегу сократился в первом случае из-за роста удельного давления и продавливания снега шинами до асфальта, во 2-м - "расплющенная" шина нагребает впереди себя больший снежный валик.
РЕЗЮМЕ
Уменьшение давления в шине усугубляет поведение автомобиля на льду, наращивает тормозной путь и время разгона. К тому же долгая езда на приспущенных шинах вызывает раннее разрушение каркаса.
Наращивать давление тоже не стоит, потому что усугубляется курсовая устойчивость автомобиля. Он заблаговременно "поскальзывается" в повороте (шина становится более жесткой, миниатюризируется ее увод, ранее наступает срыв в боковое скольжение). Так что давление лучше держать в норме.
Второго вопроса - о воздействии направленного рисунка протектора - мы уже касались в № 9 за 1997 год. А именно, поясним, есть ли разница в установке шин "по стрелке" либо "против" при движении по влажной дороге. Сейчас побеседуем о поведении "классики" и "Самары" на снегу.
Для работы мы избрали зимние нешипованные шины "Гудьир UG5" с ярко выраженным направлением рисунка.
Сначала, о впечатлениях, потому что, на наш взор, поведение автомобилей на снегу и льду приметно изменяется зависимо от направления рисунка шин. Итак, поначалу ездим "по стрелке", а потом "против".
С шинами, установленными напротив, усугубилась комфортабельность, возрос шум, как будто на маленьких неровностях шины стали более жесткими.
При троганье и разгоне грань буксования изловить очень трудно: шины резко срываются в пробуксовку. На "классике" по сопоставлению с фронтальным приводом положение усугубляется к тому же тем, что машина при разгоне "пританцовывает" и всегда просит подруливания. Ситуация обостряется до очень противной, если под колесами сырой рыхловатый снег и вода, потому что самоочищения протектора не происходит. При торможении очень резок срыв колес в блокировку, плохо чувствуется ее начало.
Ужаснее стала и проходимость шин в глубочайшем снегу. Они норовят провернуться еще ранее, а при пробуксовке совершенно "не гребут". В особенности ярко это выражается на "классике" - осязаемо возросшее сопротивление качению фронтальных колес и ухудшенные сцепные характеристики задних (отсутствие эффекта самоочистки протектора, забивание его снегом) приводят к тому, что шина ведет себя не лучше Бл-85. Единственное утешение - в хоть какой ситуации можно без заморочек выехать задним ходом. К тому же в рыхловатом снегу очень отлично торможение на "юз", но многим ли это необходимо? (См. табл. 2.)
РЕЗЮМЕ
У зимней шины (как, вобщем, и у хоть какой другой) набросок протектора подбирается для лучшего разгона и торможения, маневренности и стойкости, комфортабельности и экономичности, проходимости и износостойкости. Для шин с направленным рисунком весь комплекс параметров отрабатывается, естественно, "в подходящем направлении". Потому при "перевороте" шины в наилучшем случае увеличивается один из характеристик при одновременном понижении других. И значит это только то, что следует придерживаться (опять-таки!) советов завода-изготовителя.