ДАЙ ПРИКУРИТЬ!
ДАЙ ПРИКУРИТЬ!
КЛУБ Автовладельцев
/ПО НАУКЕ
ДАЙ
ПРИКУРИТЬ!
ПУСКАЯ ЧУЖУЮ МАШИНУ,
МОЖНО ОСТАТЬСЯ БЕЗ Своей
ТЕКСТ / АНТОН УТКИН
Картина 2-ух сведенных нос к носу автомобилей с протянутыми из-под капотов проводами привычна зимой - в эту пору аккумуляторные батареи начинают привередничать и "звать" на помощь (другими словами требуют "прикурить") более сильных сородичей. Предпосылки тому, обычно, личные: у осторожного обладателя машина заводится без сторонней помощи, а разгильдяя, напротив, часто подводит. В теплую погоду батарея простит ему все: полдня стоянки с включенными подфарниками, саморазряд по слою пропитанной кислотой грязищи на крышке, подсохшие сверху пластинки, если уровень электролита инспектировали всего один раз - на заводе и т. д. Но ударивший мороз спросит с нее, замученной, не меньше, чем со свежайшей - держи, дескать, три сотки ампер в течение 10 секунд! А в ответ - несколько раз вжик-вжик и тишь...
Вобщем, тот, кто довел аккумулятор до ручки, не непременно будет бегать по двору с проводами: "всего" тыща рублей - и неувязка снята, а новый источник питания даже при самом варварском воззвании уж год-то выдержит... Но другим из "беззаботных ездоков" чуть хватает на бензин - они попробуют дотянуть до весны со старенькой батареей. Обычно отыскивают доноров электричества шоферы казенных машин, пошедших "по рукам". И в конце концов, больше возникает просто "чайников", даже летом сажающих аккумулятор изнурительными попытками запуска мотора с залитыми свечками. Но приведенные ниже советы, как следует "прикуривать по науке", будут полезнее не вышеперечисленным категориям водителей, а напротив - тому, кто ДАЕТ "прикурить".
Общепринятое правило таково: давать в помощь свою батарею только для запуска ИСПРАВНОГО мотора, который не смогли завести только из-за севшей своей. Потому, скажем, запах бензина под капотом должен заставить задуматься - может быть, там переливает карбюратор (не держит игла), и, безрезультативно прокручивая движок стартером, владелец прямо за собственной батареей посадит и вашу. Древнейшие, закаменевшие высоковольтные провода, трамблер, в каком основание прерывателя качается ходуном в разбитом подшипнике, заросшая грязюкой катушка зажигания - лицезрев схожее, не стоит и пробовать. Извини, дескать, но поначалу приведи машину в порядок.
Время от времени чувство соболезнования к ближнему и желание посодействовать оборачиваются и совсем большими расходами - к примеру, если "прикуривают" машину с маленьким замыканием в проводке либо стартере. К примеру, на "Жигулях" силовой провод сечением 16 мм2, идущий от батареи к стартеру, при халатной установке может касаться приемной трубы глушителя - с следующим расплавлением изоляции и замыканием на "массу". 1-ый признак таковой аварии (если, естественно, машина не полыхнет сходу) - едкий запах товаров разложения ПВХ и серной кислоты, выброшенной из закипевшего аккума. То же самое произойдет и с вашей машиной при попытке подключиться к клеммам закороченной батареи. Бывает, что и стартер, как молвят, "берет на себя" - замкнувший на корпус якорь еле крутится, а ток пропускает большой, стремительно выводя из строя батарею.
Очень рискованно "прикуривать" машину, в какой при включении зажигания стрелки устройств отклоняются, а массивные потребители, к примеру фары, работают вполовину. Такое бывает при трещинке внутренней перемычки в батарее, и, как следует, там, под ее крышкой, может быть возгорание. В самом худшем случае действия развиваются так. После подключения проводов от машины-донора исправный мотор просто пускается, батарея начинает заряжаться, идет электролиз, выделяется гремучий газ... При повторном включении стартера в точке соприкосновения половинок треснувшей перемычки происходит разогрев до температуры воспламенения и гремит взрыв. Батарея разлетается на кусочки, а отзывчивый ассистент совместно с владельцем, дико визжа, катаются по земле с ошпаренными кислотой лицами...
Осматривая машину, тем временем расспрашиваем горемыку, как она себя вела. Если стартер бодро крутил промороженный движок минутки две, а позже равномерно скис - прощайтесь и уезжайте - опыт в повторе не нуждается. Если намедни мотор троил, чихал, глох на холостых и пускался с трудом - то же самое: мол, отыскивай буксир и дуй на сервис, а мне на работу пора. Не будем насиловать свою батарею и в этом случае, если мороз ниже -20°С, также если требуют крутнуть мотор намного большего объема, чем у машины-донора. Скажем, шевелить поршнями "Тойоты-Лендкрузер-4,5", где любой из 6 цилиндров практически в два раза больше "жигулевского", - занятие очевидно не для подольского 6СТ-55А. И, очевидно, не "прикуривайте" дизельный мотор, даже если владелец будет хныкать и божиться, что тот заведется с "полпинка"... (А почему от собственной батареи не завел?) Не стоит связываться с мотором, который не работал больше недели, разве что самому подкачать горючее вручную, убедившись, что поплавковая камера заполнилась. И, в конце концов, три раза задумайтесь, если у вас старая впрысковая импортная машина. Не достаточно ли что: перегрузка батареи, внутренний обрыв и, как следствие, всплеск напряжения в бортовой сети - там и до пробоя электроники рукою подать. Контроллер стоит $1000 - аккурат полмашины, а размер благодарности "прикуренного" будет куда скромнее...
Но, представим, условия благоприятны: обыденный "жигуленок", за бортом минус 10, а под капотом - ослабленный ремень генератора, ну и владелец подтверждает, что последние пару дней "что-то там посвистывало". Стало быть, генератор недозаряжал батарею, а вчера вечерком включенные фары ее "высосали". Ну что ж, тогда поделимся электричеством, чтоб человек расслабленно доехал до сервиса.
Концы проводов, подключающих батарею-помощницу к бортовой сети, обычно подсоединяют в случайной последовательности и, обычно, все идет нормально. К примеру, шоферы автобаз "прикуривают" каждую машину втроем, прижимая концы нарубленных кусков сварочного кабеля к выводным штырям батарей - искрение безизбежно, но все же взрывы аккумов довольно редки. И все таки лучше "прикуривать по науке", сведя риск разрушить машину и здоровье к минимуму. Провода должны быть сечением более 16 мм2 с сильными зажимами типа "крокодил" на концах, при этом не обжатыми на пучке жил кабеля, а накрепко припаяными. Порядок их подсоединения показан на фото цифрами. Самое ответственное - действие 4, замыкающее цепь. В момент подключения неизбежен дребезг контакта, а означает и искрение, ведь зарядный ток при работающем движке автомобиля-донора составляет 10-ки ампер. Соответственно, точка последнего подсоединения выбрана подальше от источающих гремучий газ батарей - это неважно какая прочно привинченная к мотору деталь, к примеру, натяжная планка генератора либо ушко (крюк) для вывешивания агрегата (так именуемый рым).
Очередность первых 3-х позиций выбрана исходя из того, что безопаснее сначала подсоединить плюсовый провод, чтоб случаем не чиркнуть им по "массе" при присоединенном минусовом. А ценность в предохранении от ненамеренного недлинного замыкания отдан, очевидно, машине-донору, чья заряженная батарея может наделать бед, ну и ее работающий генератор спаливать ни к чему. Отсоединять провода после запуска мотора либо неудачной его пробы необходимо в оборотной последовательности - по этим же самым причинам.
И главное: сходу отправьте владельца машины за руль - пусть включает по команде стартер, а все четыре "крокодила" подсоединяйте ЛИЧНО. Спутать последовательность еще допустимо, но полярность... Если просто кинуть "чайнику" концы и он навесит "крокодил" № 1 на "минус" заместо "плюса", то при подсоединении зажима № 4 ваш новый аккумулятор, замкнутый накоротко, одномоментно перевоплотится в 5-киловаттный электрокамин! В наилучшем случае дело окончится его подменой, а в худшем - взрывом из-за резкого вскипания электролита... Так что будьте бдительны - батарея не прощает ошибок!
Порядок подсоединения проводов для "прикуривания" машины с севшей батареей.
Итог "прикуривания" без "крокодилов" - искрение кабеля на клемме вызвало взрыв банки, отлично что только одной...