СТРЕТЧ В УНИФОРМЕ
СТРЕТЧ В УНИФОРМЕ
ТЕХНИКА
/НАШЕ ЗНАКОМСТВО
СТРЕТЧ В УНИФОРМЕ
Длинноватая "10-ка" -
Красивая БАЗА
ДЛЯ Глубочайшего ТЮНИНГА
И Особых
МОДИФИКАЦИЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ
ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН
Такси на базе VAZ 21108 было в первый раз представлено на Лейпцигской выставке в апреле 2000 года. Энтузиазм к нему показали бедные страны - Турция и Греция: подписан протокол о намерениях закупить две-три тыщи таких машин. Мы решили поглядеть, на чем будут раскатывать потомки афинян и троянцев, и взяли для ознакомления ярко-желтый автомобиль с клетчатым фонарем на крыше.
Салон такси должен быть подешевле (означает, поординарнее), отделка - более гигиеничной, моющейся. Потому двери и сидения обтянуты искусственной кожей - такие легче содержать в чистоте. На порогах в тех местах, о которые спотыкаются нетрезвые пассажиры (а кто еще заказывает шефа?), - узкий защитный пластик. Под ним краска не сотрется, вид будет опрятней.
Есть положенное для такси спецоборудование: радиостанция (какое же сегодня такси без связи!) и современный таксометр - портативный бортовик с мини-кассой, выдающей чек. В общем, хоть на данный момент на линию! Но, на какую?
Думается, для русских таксопарков такая машина будет дороговата (с движком 2111 - от 210 тыс. рублей), но не для Европы. Горячие Турция и Греция наверное запросят машины с кондюками. "СуперАвто" их уже устанавливает по заказу (изделие тольяттинской компании "Фрост"), а в этом году на заводском конвейере "обкатывается" установка американских кондюков "Фриджет".
И еще. Для такси, в особенности экПодвесканого, очевидно не хватает дизельного мотора. В Западной Европе подавляющая часть таких машин ездит на дизтопливе. Если этот вариант появится, им, может быть, заинтересуются и в других странах.
БРОНЕВИК БЕЗ БАШНИ
Дочерняя компания АвтоВАЗа (вернее сказать, ПСА - создание особых автомобилей) "БРОНТО" занимается бронированием вазовских машин не 1-ый год. Но до сего времени в броню одевали только инкассаторскую "Ниву". Сейчас ее примерили и на "10-ку".
Завершается сертификация и начинается штучное создание бронированных модификаций VAZ 21103 и удлиненного "Премьера" 21108, выпускаемого компанией "СуперАвто". У их и индексы собственные - 211032 и 211082, с 6-ой цифрой "2", как у броневика "Форс" (212182). Интересно, что заводским бронированием занимаются только немногие производители (в числе их "Mercedes", "Audi" и ЗИЛ).
Кузов готовят к бронированию еще "черным" (так его именуют на заводе, пока он еще не обработан). На этом шаге подваривают усилители, дополнительные крепления и закладные элементы. Потом кузов по общему сборочному потоку проходит фосфатирование, катафорез, грунтование и расцветку. После сборки в "СуперАвто" машина попадает в цех "БРОНТО". Тут снимают стекла, обивку салона и дверей.
Салон защищают стопроцентно - потолок и щит передка - панелями из кевлара; пол - смешанно (на плоских участках бронелист, на извивах кевлар); боковины, двери и все другое - листовой броней. Листы укрепляют в главном болтами. Сварки минимум, ну и ту ведут очень аккуратненько, чтоб не нарушать коррозионной стойкости кузова. Мультислойные бронированные стекла объединения "Магистраль" из Гусь-Хрустального - особая гордость бронтовцев. По их словам, это единственный надежный производитель бронестекла: тут по уникальной технологии выпускают крепкую и легкую "прозрачную броню". В фронтальных дверцах стекла опускные, в задних недвижные. По опыту эксплуатации инкассаторских "нив" все авто оснащают кондюком.
Наружность бронированной машины, как и положено, практически неотличима от обыкновенной. Даже ширина растра (полосок темной краски по периметру, стекол, закрывающих место их вклейки в кузов) ветрового и заднего окон такая же, как на "10-ках" с сборочного потока. Выдать могут только цельные стекла задних дверей - у обыкновенной "100 восьмой" они с маленький вертикальной стойкой, отделяющей опускное стекло. Не считая того, даже пустая машина посиживает чуток ниже обыкновенной.
Бронированная дверь раскрывается на удивление просто и запирается приятно - как будто сама захлопывается под своим весом. Особенностей броневика больше в салоне, чем в его наружности. Широкие средние стойки, накладки, перекрывающие задние треугольные стекла, - все это укутано сероватой ворсовой тканью и смотрится комфортно. А главное - ощущаешь себя защищенным. Но от какого орудия? Ведь класс бронирования машины соответствует защите только от пистолетного выстрела... Мои сомнения развеял заместитель директора "БРОНТО" Евгений Рыжеватых: "Во-1-х, бронирование - это всегда компромисс меж эффективностью защиты и повышением массы автомобиля; во-2-х, даже при обстреле из автомата пассажиров таковой машины не убьешь - пуля-то, проходя через бронелист, теряет значительную часть энергии, так что в худшем случае ранит; в-3-х, мы можем по заказу защитить заднюю часть салона и от автоматной очереди".
Единственное, что вызвало у меня досаду - работа стеклоподъемников в фронтальных дверцах. На опускание стекла (ход чуток больше 15 см, всего только половина проема) уходит целая минутка, а на подъем - полторы! Все это время приходится держать палец на кнопке. В памяти всплывают уроки военной подготовки: скорострельность автомата Калашникова - 900 выстрелов за минуту!
Если ехать на броневике степенно, с чувством собственного плюсы (а машина к этому располагает), то в ее поведении практически не находится особенностей. Приметно чуток более натужное троганье с места, несколько затянутый разгон, ну и торможение дается с легким напряжением - требуется завышенное усилие на педали, как для очень нагруженной машины. Катится броневик отлично, плавность хода отменная. Маленькие соединения, выбоинки в асфальте автомобиль не замечает - тяжкий кузов просто не успевает среагировать. Видимо, подвеске здорово достается (она оставлена без конфигураций), и, вероятнее всего, это скажется на ее долговечности.
После того как мы прокатились по тесноватой площадке, появилось очередное необычное наблюдение. Руль этой машины (без усилителя!) совсем не кажется томным при парковке и маневрировании на очень малеханькой скорости. Думаю, это разъясняется модифицированной развесовкой: толика нагрузки на задние колеса тут больше, чем на фронтальные. Пожалуй, стоит сказать и о шумах - точнее, об их отсутствии - обвешанный броней кузов сберегает и уши собственных пассажиров.
Стоимость таковой машины - от 600 тыс. рублей. По сопоставлению с ввезенными броневиками - просто даром.
ТЕХНИКА
/НАШЕ ЗНАКОМСТВО
СТРЕТЧ В УНИФОРМЕ
Длинноватая "10-ка" -
Красивая БАЗА
ДЛЯ Глубочайшего ТЮНИНГА
И Особых
МОДИФИКАЦИЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ
ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН
Такси на базе VAZ 21108 было в первый раз представлено на Лейпцигской выставке в апреле 2000 года. Энтузиазм к нему показали бедные страны - Турция и Греция: подписан протокол о намерениях закупить две-три тыщи таких машин. Мы решили поглядеть, на чем будут раскатывать потомки афинян и троянцев, и взяли для ознакомления ярко-желтый автомобиль с клетчатым фонарем на крыше.
Салон такси должен быть подешевле (означает, поординарнее), отделка - более гигиеничной, моющейся. Потому двери и сидения обтянуты искусственной кожей - такие легче содержать в чистоте. На порогах в тех местах, о которые спотыкаются нетрезвые пассажиры (а кто еще заказывает шефа?), - узкий защитный пластик. Под ним краска не сотрется, вид будет опрятней.
Есть положенное для такси спецоборудование: радиостанция (какое же сегодня такси без связи!) и современный таксометр - портативный бортовик с мини-кассой, выдающей чек. В общем, хоть на данный момент на линию! Но, на какую?
Думается, для русских таксопарков такая машина будет дороговата (с движком 2111 - от 210 тыс. рублей), но не для Европы. Горячие Турция и Греция наверное запросят машины с кондюками. "СуперАвто" их уже устанавливает по заказу (изделие тольяттинской компании "Фрост"), а в этом году на заводском конвейере "обкатывается" установка американских кондюков "Фриджет".
И еще. Для такси, в особенности экПодвесканого, очевидно не хватает дизельного мотора. В Западной Европе подавляющая часть таких машин ездит на дизтопливе. Если этот вариант появится, им, может быть, заинтересуются и в других странах.
БРОНЕВИК БЕЗ БАШНИ
Дочерняя компания АвтоВАЗа (вернее сказать, ПСА - создание особых автомобилей) "БРОНТО" занимается бронированием вазовских машин не 1-ый год. Но до сего времени в броню одевали только инкассаторскую "Ниву". Сейчас ее примерили и на "10-ку".
Завершается сертификация и начинается штучное создание бронированных модификаций VAZ 21103 и удлиненного "Премьера" 21108, выпускаемого компанией "СуперАвто". У их и индексы собственные - 211032 и 211082, с 6-ой цифрой "2", как у броневика "Форс" (212182). Интересно, что заводским бронированием занимаются только немногие производители (в числе их "Mercedes", "Audi" и ЗИЛ).
Кузов готовят к бронированию еще "черным" (так его именуют на заводе, пока он еще не обработан). На этом шаге подваривают усилители, дополнительные крепления и закладные элементы. Потом кузов по общему сборочному потоку проходит фосфатирование, катафорез, грунтование и расцветку. После сборки в "СуперАвто" машина попадает в цех "БРОНТО". Тут снимают стекла, обивку салона и дверей.
Салон защищают стопроцентно - потолок и щит передка - панелями из кевлара; пол - смешанно (на плоских участках бронелист, на извивах кевлар); боковины, двери и все другое - листовой броней. Листы укрепляют в главном болтами. Сварки минимум, ну и ту ведут очень аккуратненько, чтоб не нарушать коррозионной стойкости кузова. Мультислойные бронированные стекла объединения "Магистраль" из Гусь-Хрустального - особая гордость бронтовцев. По их словам, это единственный надежный производитель бронестекла: тут по уникальной технологии выпускают крепкую и легкую "прозрачную броню". В фронтальных дверцах стекла опускные, в задних недвижные. По опыту эксплуатации инкассаторских "нив" все авто оснащают кондюком.
Наружность бронированной машины, как и положено, практически неотличима от обыкновенной. Даже ширина растра (полосок темной краски по периметру, стекол, закрывающих место их вклейки в кузов) ветрового и заднего окон такая же, как на "10-ках" с сборочного потока. Выдать могут только цельные стекла задних дверей - у обыкновенной "100 восьмой" они с маленький вертикальной стойкой, отделяющей опускное стекло. Не считая того, даже пустая машина посиживает чуток ниже обыкновенной.
Бронированная дверь раскрывается на удивление просто и запирается приятно - как будто сама захлопывается под своим весом. Особенностей броневика больше в салоне, чем в его наружности. Широкие средние стойки, накладки, перекрывающие задние треугольные стекла, - все это укутано сероватой ворсовой тканью и смотрится комфортно. А главное - ощущаешь себя защищенным. Но от какого орудия? Ведь класс бронирования машины соответствует защите только от пистолетного выстрела... Мои сомнения развеял заместитель директора "БРОНТО" Евгений Рыжеватых: "Во-1-х, бронирование - это всегда компромисс меж эффективностью защиты и повышением массы автомобиля; во-2-х, даже при обстреле из автомата пассажиров таковой машины не убьешь - пуля-то, проходя через бронелист, теряет значительную часть энергии, так что в худшем случае ранит; в-3-х, мы можем по заказу защитить заднюю часть салона и от автоматной очереди".
Единственное, что вызвало у меня досаду - работа стеклоподъемников в фронтальных дверцах. На опускание стекла (ход чуток больше 15 см, всего только половина проема) уходит целая минутка, а на подъем - полторы! Все это время приходится держать палец на кнопке. В памяти всплывают уроки военной подготовки: скорострельность автомата Калашникова - 900 выстрелов за минуту!
Если ехать на броневике степенно, с чувством собственного плюсы (а машина к этому располагает), то в ее поведении практически не находится особенностей. Приметно чуток более натужное троганье с места, несколько затянутый разгон, ну и торможение дается с легким напряжением - требуется завышенное усилие на педали, как для очень нагруженной машины. Катится броневик отлично, плавность хода отменная. Маленькие соединения, выбоинки в асфальте автомобиль не замечает - тяжкий кузов просто не успевает среагировать. Видимо, подвеске здорово достается (она оставлена без конфигураций), и, вероятнее всего, это скажется на ее долговечности.
После того как мы прокатились по тесноватой площадке, появилось очередное необычное наблюдение. Руль этой машины (без усилителя!) совсем не кажется томным при парковке и маневрировании на очень малеханькой скорости. Думаю, это разъясняется модифицированной развесовкой: толика нагрузки на задние колеса тут больше, чем на фронтальные. Пожалуй, стоит сказать и о шумах - точнее, об их отсутствии - обвешанный броней кузов сберегает и уши собственных пассажиров.
Стоимость таковой машины - от 600 тыс. рублей. По сопоставлению с ввезенными броневиками - просто даром.