Замеряем октановое число чем заправляемся?
Проверим российский прибор для экспресс-анализа свойства бензина.
Темный чемоданчик, трубка и блок с табло – предлагаемая кандидатура сложной лабораторной установке.
Заправка на непроверенной АЗС - излишний повод для волнений. Как осознать, что за горючее покупаешь? К паПодвескау свойства особенного доверия нет, а больше - никаких гарантий.
Критериев свойства бензина много, но важный его параметр – октановое число. Конкретно недостающая детонационная стойкость, которую оно охарактеризовывает, негативно сказывается на мощности, расходе горючего, а, главное – на ресурсе и надежности мотора. Реальный способ, который может дать основание для претензии к АЗС в суде - стандартные тесты на лабораторной установке УИТ-65 либо УИТ-85. Но рядовому автомобилисту это сделать трудно – нужно хорошо отобрать пробу, да еще в присутствии комиссии, в которую непременно должен заходить сотрудник АЗС, дать ее в аккредитованную лабораторию (такие тоже не на каждом углу) и ожидать результатов. Тяжело, длительно и недешево! К тому же малоэффективно – неплохо бы отлавливать негожее горючее до заправки, а не после.
Но, как выяснилось, все-же существует несколько устройств для подготовительного контроля свойства бензина. Водномоторникам известен Digatron, есть еще особые октанометры, но они все очень дороги - рядовому потребителю малодоступны. Потому мы решили испытать «Индикатор свойства бензина OKTИС-2», изготовленный во Владимире. Стоимость – около 3500 рублей.
Неувязка с проверкой появилась сходу, но не техно… На первой АЗС, когда мы на очах охраны попробовали нахлобучить устройство на пистолет, работники просто поинтересовались – а чем это мы увлечены? На 2-ой выслали к начальству. А вот с третьей пришлось уносить ноги, так сторож был не в духе. Но самое досадное - хотя прибор что-то и демонстрировал, было неясно, веровать ему либо нет? Мы же, как-никак, специалисты - пришлось «сдаваться» в лабораторию. Вновь посетили несколько фирменных АЗС, накупили 92-х, 95-х и 98-х бензинов и дали их людям в белоснежных халатиках – пусть померят всеми методами октан, также плотность, косвенно отражающую состав горючего.
Для чего эти трудности? Потом, что механизм работы прибора построен на измерении диэлектрической проницаемости горючего, которая очень находится в зависимости от его химсостава, технологии получения и набора присадок. Чтоб осознать, как чувствителен прибор к первому фактору, специально подобрали три группы горючего: «тяжелое», с содержанием ароматики в 42%; «среднее» (34%); «легкое», в каком ароматики было около 30%, зато много оксигенатов. Откалибровали прибор по «среднему» горючему, результаты сопоставления – в таблице понизу статьи.
А это что - аттракцион неслыханной щедрости? Нет, просто бодяга!
Погрешность по 92-м бензинам составила около 2%, по 95-м – около 1%. Этого довольно, чтоб отличить по детонационной стойкости высококачественный бензин от очевидной бодяги. А вот с 80-ми бензинами ОКТИС выдал аж 93,9 единицы октанового числа. УИТ же отдал куда более реальные значения – Глаза 81,3, а ОЧМ – 79.4! Такое обычно дает бензин, имеющий в собственном составе что-то плохое, в большинстве случаев – метанол. Это и понятно: НПЗ уже сворачивают создание 80-го, и он становится недостатком. Поэтому напороться на очевидный самопал проще обычного. Что с нами и случилось!
Словом, вот наше мировоззрение. Доверять ОКТИСу можно, а к его свидетельствам необходимо относиться так: если, допустим, на 92-м бензине он покажет 90,5 либо 93,4, такое горючее брать можно. У нас – не четкая установка, а индикатор: что может, то и указывает. Но если показания прибора уходят от ожидаемых цифр на десяток-другой единиц, хоть в сторону уменьшения, хоть роста, - от этой АЗС нужно держаться подальше.
Пару слов о калибровке в лабораторных критериях. Мы прибегли к ней только для того, чтоб получить заранее достоверный итог. Но для оценочных проверок калибровку проводят на месте, за три минутки. И прибор конкретно для их и предназначен - он не арбитражный, а информационный.
На десерт – ложка дегтя: специалисты без нее не могут. Не пытайтесь предъявлять претензии по качеству бензина, основываясь на показаниях ОКТИСа. Это не экспертный способ, потому ни трибунал, ни производитель, ни торговец их не признают. Информация прибора – только вам.
Темный чемоданчик, трубка и блок с табло – предлагаемая кандидатура сложной лабораторной установке.
Заправка на непроверенной АЗС - излишний повод для волнений. Как осознать, что за горючее покупаешь? К паПодвескау свойства особенного доверия нет, а больше - никаких гарантий.
Критериев свойства бензина много, но важный его параметр – октановое число. Конкретно недостающая детонационная стойкость, которую оно охарактеризовывает, негативно сказывается на мощности, расходе горючего, а, главное – на ресурсе и надежности мотора. Реальный способ, который может дать основание для претензии к АЗС в суде - стандартные тесты на лабораторной установке УИТ-65 либо УИТ-85. Но рядовому автомобилисту это сделать трудно – нужно хорошо отобрать пробу, да еще в присутствии комиссии, в которую непременно должен заходить сотрудник АЗС, дать ее в аккредитованную лабораторию (такие тоже не на каждом углу) и ожидать результатов. Тяжело, длительно и недешево! К тому же малоэффективно – неплохо бы отлавливать негожее горючее до заправки, а не после.
Но, как выяснилось, все-же существует несколько устройств для подготовительного контроля свойства бензина. Водномоторникам известен Digatron, есть еще особые октанометры, но они все очень дороги - рядовому потребителю малодоступны. Потому мы решили испытать «Индикатор свойства бензина OKTИС-2», изготовленный во Владимире. Стоимость – около 3500 рублей.
Неувязка с проверкой появилась сходу, но не техно… На первой АЗС, когда мы на очах охраны попробовали нахлобучить устройство на пистолет, работники просто поинтересовались – а чем это мы увлечены? На 2-ой выслали к начальству. А вот с третьей пришлось уносить ноги, так сторож был не в духе. Но самое досадное - хотя прибор что-то и демонстрировал, было неясно, веровать ему либо нет? Мы же, как-никак, специалисты - пришлось «сдаваться» в лабораторию. Вновь посетили несколько фирменных АЗС, накупили 92-х, 95-х и 98-х бензинов и дали их людям в белоснежных халатиках – пусть померят всеми методами октан, также плотность, косвенно отражающую состав горючего.
Для чего эти трудности? Потом, что механизм работы прибора построен на измерении диэлектрической проницаемости горючего, которая очень находится в зависимости от его химсостава, технологии получения и набора присадок. Чтоб осознать, как чувствителен прибор к первому фактору, специально подобрали три группы горючего: «тяжелое», с содержанием ароматики в 42%; «среднее» (34%); «легкое», в каком ароматики было около 30%, зато много оксигенатов. Откалибровали прибор по «среднему» горючему, результаты сопоставления – в таблице понизу статьи.
А это что - аттракцион неслыханной щедрости? Нет, просто бодяга!
Погрешность по 92-м бензинам составила около 2%, по 95-м – около 1%. Этого довольно, чтоб отличить по детонационной стойкости высококачественный бензин от очевидной бодяги. А вот с 80-ми бензинами ОКТИС выдал аж 93,9 единицы октанового числа. УИТ же отдал куда более реальные значения – Глаза 81,3, а ОЧМ – 79.4! Такое обычно дает бензин, имеющий в собственном составе что-то плохое, в большинстве случаев – метанол. Это и понятно: НПЗ уже сворачивают создание 80-го, и он становится недостатком. Поэтому напороться на очевидный самопал проще обычного. Что с нами и случилось!
Словом, вот наше мировоззрение. Доверять ОКТИСу можно, а к его свидетельствам необходимо относиться так: если, допустим, на 92-м бензине он покажет 90,5 либо 93,4, такое горючее брать можно. У нас – не четкая установка, а индикатор: что может, то и указывает. Но если показания прибора уходят от ожидаемых цифр на десяток-другой единиц, хоть в сторону уменьшения, хоть роста, - от этой АЗС нужно держаться подальше.
Пару слов о калибровке в лабораторных критериях. Мы прибегли к ней только для того, чтоб получить заранее достоверный итог. Но для оценочных проверок калибровку проводят на месте, за три минутки. И прибор конкретно для их и предназначен - он не арбитражный, а информационный.
На десерт – ложка дегтя: специалисты без нее не могут. Не пытайтесь предъявлять претензии по качеству бензина, основываясь на показаниях ОКТИСа. Это не экспертный способ, потому ни трибунал, ни производитель, ни торговец их не признают. Информация прибора – только вам.