КУДА УЕДУТ ШИНЫ
КУДА УЕДУТ ШИНЫ
РЕЗИНА И СИНТЕТИКА, Малость ВОЗДУХА И Электрические ДАТЧИКИ - РЕЦЕПТ КОЛЕСА Грядущего
Но, подобрав комфортные "ботинки" на грядущий сезон, любопытно отвлечься от прозы жизни и заглянуть в будущее. Какими будут шины через пару лет?
Стремительно, Неопасно, Экономно
Путь шинникам указывают производители автомобилей. Одно из основных требований - Законодательство. Шина должна обеспечивать неплохую устойчивость и маневренность машины, цепко "держать" дорогу не только лишь на сухом, да и влажном покрытии и, очевидно, быть крепкой. Хотя рост "максималки" в ближайшее время замедлился (похоже, достигнут разумный предел), спецы как и раньше уделяют много внимания высокоскоростным свойствам "обуви".
Большая часть водителей изредка инспектируют давление в колесах. Шинникам приходится мириться с нашей ленью: современная покрышка должна сохранять рабочие свойства при пониженном (не нулевом!) давлении.
Понижение шума и вибраций - еще одна боль в голове. Ведь характеристики комфортности косвенно оказывают влияние и на Законодательство. Потому законодательные требования планомерно ужесточают. Кстати, очередные поправки в Европе введут в 2003 году.
Стараясь достигнуть компромисса (ведь улучшая один показатель, несложно иПодвескаить другие), конструкторы работают сходу в нескольких направлениях: понижают массу шины, колдуют над рисунками протектора, улучшают резиновые консистенции, пробуют использовать нетрадиционные для шинной промышленности экологически незапятнанные материалы.
ПРОЩАЙ, ЗАПАСКА!
Многие компании уже создают покрышки, на которых можно ехать даже при нулевом давлении. Пока их устанавливают только на дорогие авто, но в обозримой перспективе такими шинами будут комплектовать и массовые машины.
Компания "Мишлен" в этом году резко прирастит выпуск покрышек PAX, разработанных еще посреди 90-х годов прошедшего века. При проколе шина опирается на резиновое кольцо, уложенное снутри. Рекорды скорости на таком колесе ставить нельзя, а проехать (при этом без особенного дискомфорта) 10-ки и даже сотки км до сервисной станции - не неувязка.
Суровый недочет таковой неопасной конструкции - избыточный вес. 1-ые шины РАХ были тяжелее обыденных на 8 кг. При помощи компьютерного моделирования конструкторы снизили "привес" в два раза. А на данный момент тесты проходит новенькая версия: внутреннее кольцо из полиуретана стало легче еще на 2 кг.
Похожие конструкции предлагают "Гудьир", "Континенталь", "Бриджстоун" и другие большие производители. Спецы считают, что к 2020 году покрышки, которым не жутки проколы, будут на всех (!) автомобилях. И не только лишь ради безопасности - запаска совсем уйдет в отставку. Въедливые "счетоводы" прикинули, что за каждый дециметр полезного места автомобиля клиент платит в среднем 4-5 евро. Означает, неопасные шины позволят выиграть приблизительно 400-500 евро!
РЕЦЕПТЫ ЗАВТРАШНИХ ГУРМАНОВ
Может быть, с возрастом фраза "купил резину" совсем растеряет смысл. Компания "Гудьир" совместно с компанией "Эмиритайр" вовсю работают над шиной из полиуретана. Такие покрышки легче обыденных, а означает, они посодействуют понизить расход горючего и уменьшить неподрессоренные массы. Правда, о серийном производстве разговор пока не идет. Но упорство профессионалов наверное принесет плоды.
Основной компонент, который сейчас используют для роста износостойкости шины, - технический углерод, который просто смешивается с каучуком. Но у углерода уже есть сильный соперник - кремниевая кислота. Благодаря ей понижается сопротивление качению, при всем этом улучшается сцепление на сухом и влажном покрытии. Но будут ли использовать кремниевую кислоту в серийных шинах, пока не ясно: такие покрышки дороже и труднее в изготовлении и переработке.
Не считая технического углерода и кремниевой кислоты, пробуют и другие материалы - к примеру, цеолиты и глины. Тот же "Гудьир" в процессе длительных исследовательских работ сделал биополимерный наполнитель на базе крахмала. Как заверяют южноамериканские спецы, новое вещество понижает сопротивление качению без ухудшения других параметров шины. И, что в особенности принципиально, этот наполнитель экологически чист.
Так как на конвейере авто "обувают" обычно во всесезонные покрышки, задачка производителя - "сварить" шину, идиентично отлично работающую при отрицательных и положительных температурах. Хорошо продвинулась на этом пути компания "Мишлен", выпустив на рынок шины с маркировкой "Road+Winter" (дорожная + зимняя). Такая "резина" сохраняет работоспособность до минус 5°С. Для Западной Европы этого довольно.
"Электрическая" ШИНА
К чипам и датчикам, спрятанным в скрытых местах машины, автомобилисты уже привыкли. А скоро электроника проникнет... и в шины. Уже сейчас дорогие авто оснащают системами для контроля давления в колесах (ЗР, 1999, № 10). Датчики, установленные на ниппелях, отправляют радиосигнал на информационное табло.
Выслеживать падение давления можно и с помощью датчиков скорости, установленных на колесе. Если шина начинает "травить", ее внешний поперечник миниатюризируется, а скорость вращения растет. При снижении давления до 1,2 бар перед водителем вспыхивает контрольная лампа.
Но производители не собираются на этом останавливаться, пытаясь обучить шину... "ощущать" дорогу. Компания "Континенталь" представила измерительную систему SWT (Side Wall Torsion Sensor - датчик деформации боковины. Подробнее см. ЗР, 1999, № 8). В резиновую смесь добавлен ферромагнитный порошок - на внутренней боковине шины нанесены намагниченные участки.
Рядом с колесом - в высшей части шины и у обода - установлены датчики, фиксирующие боковые (при поворотах) и продольные (при разгоне и торможении) силы. Информация, снятая с шины, адресована вспомогательным системам, корректирующим траекторию перемещения автомобиля, - Abs, ESP и т. д. Пока покрышка умеет определять только направление силы, вызывающей деформацию боковины, но скоро спецы обучат ее также определять эти величины.
1-ый шаг к "электрической" шине изготовлен - далее ей предстоит набираться разума. На покрышку планируют взгромоздить не только лишь измерительные функции. Основная задачка - вынудить электронику держать под контролем сцепление резины с дорогой. Тогда протектору не нужен набросок - шина сама будет подстраиваться под хоть какое покрытие. А означает, появится дополнительная возможность понизить шум и расход горючего, сразу повысив Законодательство.
Многие спецы приходят к воззрению, что шину (тем паче "электрическую") необходимо разрабатывать под определенную модель автомобиля: нужно подстраивать ее свойства под подвеску, рулевое, тормоза и вспомогательные системы.
В Собственном ОТЕЧЕСТВЕ
Будущее русской шинной индустрии впрямую находится в зависимости от перспектив автопрома. Наикрупнейший производитель - ВАЗ обещает поставить на сборочный поток "Калину", обновить "Жигули", ну и у сегодняшних моделей есть перспектива для развития. Означает, большая часть русских шин будут иметь посадочный поперечник 13 и 14 дюймов. Колеса большей размерности уместятся в ниши этих автомобилей только со сверхнизкопрофильными покрышками. А они пока не для нас - до'роги в производстве и для нехороших дорог не применимы. Многообещающие модели не преодолеют планку 200 км/ч, означает, им не необходимы резвые, но дорогие покрышки.
Но наши шинники вместе с зарубежными спецами (российские фабрики один за одним попадают в сферу интересов забугорных концернов) вовсю работают над новыми рисунками протектора, пробуют современные материалы и резиновые консистенции. Охото веровать, что уже в этом году русские автовладельцы ощутят отдачу от зарубежных финансовложений.
РЕЗИНА И СИНТЕТИКА, Малость ВОЗДУХА И Электрические ДАТЧИКИ - РЕЦЕПТ КОЛЕСА Грядущего
Но, подобрав комфортные "ботинки" на грядущий сезон, любопытно отвлечься от прозы жизни и заглянуть в будущее. Какими будут шины через пару лет?
Стремительно, Неопасно, Экономно
Путь шинникам указывают производители автомобилей. Одно из основных требований - Законодательство. Шина должна обеспечивать неплохую устойчивость и маневренность машины, цепко "держать" дорогу не только лишь на сухом, да и влажном покрытии и, очевидно, быть крепкой. Хотя рост "максималки" в ближайшее время замедлился (похоже, достигнут разумный предел), спецы как и раньше уделяют много внимания высокоскоростным свойствам "обуви".
Большая часть водителей изредка инспектируют давление в колесах. Шинникам приходится мириться с нашей ленью: современная покрышка должна сохранять рабочие свойства при пониженном (не нулевом!) давлении.
Понижение шума и вибраций - еще одна боль в голове. Ведь характеристики комфортности косвенно оказывают влияние и на Законодательство. Потому законодательные требования планомерно ужесточают. Кстати, очередные поправки в Европе введут в 2003 году.
Стараясь достигнуть компромисса (ведь улучшая один показатель, несложно иПодвескаить другие), конструкторы работают сходу в нескольких направлениях: понижают массу шины, колдуют над рисунками протектора, улучшают резиновые консистенции, пробуют использовать нетрадиционные для шинной промышленности экологически незапятнанные материалы.
ПРОЩАЙ, ЗАПАСКА!
Многие компании уже создают покрышки, на которых можно ехать даже при нулевом давлении. Пока их устанавливают только на дорогие авто, но в обозримой перспективе такими шинами будут комплектовать и массовые машины.
Компания "Мишлен" в этом году резко прирастит выпуск покрышек PAX, разработанных еще посреди 90-х годов прошедшего века. При проколе шина опирается на резиновое кольцо, уложенное снутри. Рекорды скорости на таком колесе ставить нельзя, а проехать (при этом без особенного дискомфорта) 10-ки и даже сотки км до сервисной станции - не неувязка.
Суровый недочет таковой неопасной конструкции - избыточный вес. 1-ые шины РАХ были тяжелее обыденных на 8 кг. При помощи компьютерного моделирования конструкторы снизили "привес" в два раза. А на данный момент тесты проходит новенькая версия: внутреннее кольцо из полиуретана стало легче еще на 2 кг.
Похожие конструкции предлагают "Гудьир", "Континенталь", "Бриджстоун" и другие большие производители. Спецы считают, что к 2020 году покрышки, которым не жутки проколы, будут на всех (!) автомобилях. И не только лишь ради безопасности - запаска совсем уйдет в отставку. Въедливые "счетоводы" прикинули, что за каждый дециметр полезного места автомобиля клиент платит в среднем 4-5 евро. Означает, неопасные шины позволят выиграть приблизительно 400-500 евро!
РЕЦЕПТЫ ЗАВТРАШНИХ ГУРМАНОВ
Может быть, с возрастом фраза "купил резину" совсем растеряет смысл. Компания "Гудьир" совместно с компанией "Эмиритайр" вовсю работают над шиной из полиуретана. Такие покрышки легче обыденных, а означает, они посодействуют понизить расход горючего и уменьшить неподрессоренные массы. Правда, о серийном производстве разговор пока не идет. Но упорство профессионалов наверное принесет плоды.
Основной компонент, который сейчас используют для роста износостойкости шины, - технический углерод, который просто смешивается с каучуком. Но у углерода уже есть сильный соперник - кремниевая кислота. Благодаря ей понижается сопротивление качению, при всем этом улучшается сцепление на сухом и влажном покрытии. Но будут ли использовать кремниевую кислоту в серийных шинах, пока не ясно: такие покрышки дороже и труднее в изготовлении и переработке.
Не считая технического углерода и кремниевой кислоты, пробуют и другие материалы - к примеру, цеолиты и глины. Тот же "Гудьир" в процессе длительных исследовательских работ сделал биополимерный наполнитель на базе крахмала. Как заверяют южноамериканские спецы, новое вещество понижает сопротивление качению без ухудшения других параметров шины. И, что в особенности принципиально, этот наполнитель экологически чист.
Так как на конвейере авто "обувают" обычно во всесезонные покрышки, задачка производителя - "сварить" шину, идиентично отлично работающую при отрицательных и положительных температурах. Хорошо продвинулась на этом пути компания "Мишлен", выпустив на рынок шины с маркировкой "Road+Winter" (дорожная + зимняя). Такая "резина" сохраняет работоспособность до минус 5°С. Для Западной Европы этого довольно.
"Электрическая" ШИНА
К чипам и датчикам, спрятанным в скрытых местах машины, автомобилисты уже привыкли. А скоро электроника проникнет... и в шины. Уже сейчас дорогие авто оснащают системами для контроля давления в колесах (ЗР, 1999, № 10). Датчики, установленные на ниппелях, отправляют радиосигнал на информационное табло.
Выслеживать падение давления можно и с помощью датчиков скорости, установленных на колесе. Если шина начинает "травить", ее внешний поперечник миниатюризируется, а скорость вращения растет. При снижении давления до 1,2 бар перед водителем вспыхивает контрольная лампа.
Но производители не собираются на этом останавливаться, пытаясь обучить шину... "ощущать" дорогу. Компания "Континенталь" представила измерительную систему SWT (Side Wall Torsion Sensor - датчик деформации боковины. Подробнее см. ЗР, 1999, № 8). В резиновую смесь добавлен ферромагнитный порошок - на внутренней боковине шины нанесены намагниченные участки.
Рядом с колесом - в высшей части шины и у обода - установлены датчики, фиксирующие боковые (при поворотах) и продольные (при разгоне и торможении) силы. Информация, снятая с шины, адресована вспомогательным системам, корректирующим траекторию перемещения автомобиля, - Abs, ESP и т. д. Пока покрышка умеет определять только направление силы, вызывающей деформацию боковины, но скоро спецы обучат ее также определять эти величины.
1-ый шаг к "электрической" шине изготовлен - далее ей предстоит набираться разума. На покрышку планируют взгромоздить не только лишь измерительные функции. Основная задачка - вынудить электронику держать под контролем сцепление резины с дорогой. Тогда протектору не нужен набросок - шина сама будет подстраиваться под хоть какое покрытие. А означает, появится дополнительная возможность понизить шум и расход горючего, сразу повысив Законодательство.
Многие спецы приходят к воззрению, что шину (тем паче "электрическую") необходимо разрабатывать под определенную модель автомобиля: нужно подстраивать ее свойства под подвеску, рулевое, тормоза и вспомогательные системы.
В Собственном ОТЕЧЕСТВЕ
Будущее русской шинной индустрии впрямую находится в зависимости от перспектив автопрома. Наикрупнейший производитель - ВАЗ обещает поставить на сборочный поток "Калину", обновить "Жигули", ну и у сегодняшних моделей есть перспектива для развития. Означает, большая часть русских шин будут иметь посадочный поперечник 13 и 14 дюймов. Колеса большей размерности уместятся в ниши этих автомобилей только со сверхнизкопрофильными покрышками. А они пока не для нас - до'роги в производстве и для нехороших дорог не применимы. Многообещающие модели не преодолеют планку 200 км/ч, означает, им не необходимы резвые, но дорогие покрышки.
Но наши шинники вместе с зарубежными спецами (российские фабрики один за одним попадают в сферу интересов забугорных концернов) вовсю работают над новыми рисунками протектора, пробуют современные материалы и резиновые консистенции. Охото веровать, что уже в этом году русские автовладельцы ощутят отдачу от зарубежных финансовложений.