Abs - Лечущее средство, НО НЕ ПАНАЦЕЯ
Abs - Лечущее средство, НО НЕ ПАНАЦЕЯ
Тесты
ТЕСТ
Abs - Лечущее средство, НО НЕ ПАНАЦЕЯ
Авто в последние годы больше "зарастают" разными устройствами, призванными облегчить жизнь водителю. Одно из их - антиблокировочная система тормозов.
Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Сергея Иванова и создателя
Сначала о том, что общеизвестно. Ездить стремительно и неопасно можно только при надежных и действенных тормозах, способных очень стремительно приостановить передвигающийся автомобиль. Но сделать это удается далековато не всегда. Если коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием недостаточен, колесо начнет проскальзывать либо совсем заблокируется и тормозной путь при всем этом возрастет. Потому на скользкой дороге приходится с ювелирной точностью дозировать усилие на педали, не допуская блокировки колес. Это по силам только очень опытным водителям, которых, к огорчению, не так много. Управлять скользящим автомобилем с заблокированными колесами нереально - он "понесет" вас по непредсказуемой линии движения. Это испытали многие.
Беря во внимание, что за рулем водители самой разной квалификации, на автомобилях стали устанавливать автоматические устройства, которые позволяют при всех усилиях на педали тормоза, при хоть какой скорости и при любом состоянии дорожного покрытия не допускать блокировки колес. Такие устройства получили заглавие антиблокировочных систем (Abs) и сейчас входят в стандартное оборудование очень многих моделей.
Попробуем на самом простом уровне представить принцип деяния антиблокировочной системы. Если в процессе торможения какое-либо из колес начнет блокироваться, датчик здесь же отметит понижение его угловой скорости. Получив такую информацию, электрические "мозги" Abs немедля выдадут команду исполнительным устройствам на мгновение растормозить колесо, чтоб не допустить его блокировки. В современных системах процесс этот происходит с частотой 10-15 раз за секунду, что тянет за собой эффект "дрожи" педали тормоза под ногой водителя. В конечном итоге Abs должна позволить водителю сохранить контроль над автомобилем даже на скользкой дороге.
Выходит, что, если на автомобиле установлена антиблокировочная система тормозов, о коварстве скользкой дороги можно запамятовать? Тормози как хочешь - машина все равно встанет как вкопанная? Опасное и, к огорчению, достаточно распространенное заблуждение.
Для того, чтоб узнать, как эффективна Abs, мы решили провести тест-эксперимент. Чтоб обеспечить его чистоту (однообразные свойства шин, состояние подвески, углы установки управляемых колес и т. д.), тесты проводили на одном автомобиле. В качестве подопытного был избран " Форд Мондео", где довольно легко отключить Abs. Эта модель заинтриговала нас к тому же поэтому, что на ней использованы дисковые тормозные механизмы на фронтальной оси и барабанные - на задней. Эта схема типична для российских легковых автомобилей. И вообщем, "Мондео" - автомобиль довольно массовый (не у нас, естественно).
Невзирая на то, что экземпляр, предоставленный для теста консульством "Форда", был фактически новым (1997 года выпуска, пробег 3000 км), перед дорожными испытаниями мы проверили техническое состояние подвески, а главное, тормозной системы на диагностическом тормозном щите с беговыми барабанами компании "Бош" модели SDL-300. Результаты контрольных замеров приведены в таблице.
Интересно, что в процессе диагностики Abs автомобиля не срабатывала. Разъясняется все очень просто: щит позволяет исследовать сразу только колеса одной из осей автомобиля (фронтальной либо задней), а одним из критерий работы Abs является поступление сигналов от всех колес.
Убедившись в исправности подвески и тормозной системы, перебегаем к дорожным испытаниям. Варианты покрытия избрали обычные, на наш взор, для зимних критерий и, что принципиально, очень показательные исходя из убеждений работы Abs. Плотно укатанный снег на прямом участке трассы, сухой асфальтобетон под колесами одной стороны автомобиля и лед под колесами - другой (так именуемый "микст"), тоже на "прямике" и укатанный снег в повороте.
На каждом из покрытий торможение производилось по таковой схеме: при включенной Abs с неизменным усилием на педали тормоза, которое повышали в каждом последующем заезде на 5-6 кгc - от мало вероятного (5-6 кгc) до близкого к максимально допустимым - 40-50 кгc. С выключенной Abs по таковой же схеме. А потом еще с выключенной Abs и прерывающимся нажатием на педаль тормоза ("российская Abs").
Такие варианты были выбраны не случаем. 1-ый и 2-ой позволяют оценить поведение автомобиля, которым управляет обыденный шофер средней, а может быть, даже и низкой квалификации. При этом режим торможения с усилиями на педали, близкими к максимально допустимым, может появиться и у водителя довольно опытнейшего в критичной ситуации. Понимаете, как это бывает: увидел внезапное препятствие и сходу - хлоп по тормозам, совершенно позабыв, что в этом случае это далековато не наилучший выход. Ведь стопроцентное хладнокровие и моментальный анализ обстановки в самых сложных моментах - признак огромного мастерства. А много ли мастеров без кавычек на наших дорогах?
Прерывающееся торможение указывает способности автомобиля, не оборудованного Abs, когда им управляет шофер высочайшей квалификации. Кстати, хороший тест на умение тормозить и ощущать машину.
Во всех заездах скорость движения автомобиля до торможения была равна 60 км/ч. Ширина коридора, ограниченного конусами, - 3,5 м. Для корректировки результатов зависимо от изменяющегося коэффициента сцепления дорожного покрытия и шин серии заездов поочередно повторялись. Итак, результаты теста.
1-ое, что единогласно отметили специалисты, довольно маленькое (7-8 кгс) усилие на педали тормоза, при котором колеса блокируются либо срабатывает Abs (это отлично чувствуется по соответствующему шуму и "толчкам" на педали тормоза). Отсюда вывод: чувствительность тормозной системы "Форда-Мондео" очень высока на дорогах с низким коэффициентом сцепления. Просто говоря, на педаль давишь еле-еле, а машина тормозит внезапно интенсивно. Таковой вот "могучий" усилитель тормозов. Для автомобиля, оборудованного Abs, в этом нет особенного криминала. А вот когда система принудительно отключена, точно дозировать замедление очень тяжело - работать ногой необходимо "филигранно". Скажем прямо: результаты замеров тормозного пути на участках с однородным покрытием (укатанный плотный снег) нас ничем не изумили. Соответствующие траекторные и курсовые отличия автомобиля от прямолинейного направления движения были приметны только при отключенной Abs.
При торможении на "миксте" автомобиль с включенной Abs уверенно держал курс и добивался малых манипуляций рулем независимо от интенсивности торможения. Без Abs торможение броско значительными отклонениями автомобиля от курса даже при малых усилиях (5-7 кгс) на педали тормоза, а 10-12 кгс - это уже предел утраты стойкости со всеми вытекающими последствиями - разворотом автомобиля на 90-150° и выходом за границу зачетного коридора. Прерывающееся торможение позволяло квалифицированному водителю "одолеть" умную антиблокировочную систему и достигнуть даже несколько большей эффективности торможения, чем с Abs. Но требовался большой навык и сноровка, чтоб не допустить блокировки тормозов и удержать рыскающий автомобиль на полосе.
Тормозить на "Мондео" без Abs в повороте - занятие практически безвыходное. Тормоза блокируются очень рано и... Эффективность противоборства заносу зависит снова же от умения водителя. Антиблокировочная система ситуацию приметно улучшает, и все таки есть одно "но". Сцепление колес со скользким покрытием в повороте далековато не безупречное, и при большенном усилии на педали даже Abs не способен препятствовать уходу автомобиля на больший радиус. Правда, активного заноса, как в первом случае, не наблюдается.
Более тщательно результаты замеров представлены на графиках и там же прокомментированы. А мы позволим для себя дать несколько советов и сделать некие выводы. Во-1-х, не третируйте шинами "по сезону". Эффективность торможения, с Abs либо без нее, впрямую находится в зависимости от коэффициента сцепления. Когда колесо скользит по поводу и без - какие здесь тормоза. 2-ое - Abs не панацея от всех бед. Система только помогает свести к минимуму последствия ошибок, допущенных водителем. Понятно, что почаще ошибается тот, чье мастерство меньше, потому опытнейшему водителю помощь Abs нужна куда пореже, чем новенькому. И последнее. Если даже вы считаете себя величавым мастером, не стоит идти на отключение системы. Не нужно забывать, что человеку характерно завышать свои способности, а Законодательство все-же зависит не столько от наличия либо отсутствия на автомобиле тех либо других систем, сколько от того, как работает самая основная система - голова водителя.
Результаты контрольных замеров на щите
Параметр Фронтальные Задние
колеса колеса
Трение качения, Н 149,75 92,0
Наибольшая сила торможения
на колесе, Н 2568,25 1663,5
Наибольшая сила нажатия
на педаль, Н 173,5 395,0
На этих кадрах - торможение в повороте: Abs позволяет без особенных заморочек задерживать автомобиль на данной линии движения.
На снимках - торможение на "миксте" с отключенной Abs и неизменным усилием на педали. Автомобиль разворачивает, и он выходит из коридора, ограниченного конусами.
1. На покрытии с умеренно низким коэффициентом сцепления (укатанный снег) эффективность торможения с Abs фактически не находится в зависимости от усилия на педали. Без системы можно достигнуть наилучшего замедления, но в достаточно узеньком спектре усилий от 6 до 25 кгс (см. графики). При этом после 15 кгс, где кривая тормозного пути начинает ползти ввысь, автомобиль уже приметно рыскает. При усилии на педали более 35 кгс машину нереально удержать на полосе - ее разворачивает. Так что, если придется тормозить резко, основная надежда на Abs. Признаемся, что одурачить систему прерывающимся торможением не удалось. Видимо, из-за того, что на равномерном покрытии трудно ощутить момент начала скольжения колес.
2. На "миксте" ситуация обостряется. После того момента, когда вступила в работу Abs, эффективность торможения становится фактически неизменной. Без системы довольно стремительно приостановить машину более чем проблематично. Ведь усилие приходится дозировать в спектре 1-1,5 кгс. Навряд ли такое под силу даже величавому мастеру, в особенности в острой ситуации. Стоит только чуток перестараться - и автомобиль интенсивно разворачивается, а позже и совсем, крутясь, начинает сшибать конуса, которыми отмечен зачетный коридор. Зато тут удалось получить хороший итог при прерывающемся торможении. Но какой ценой? Шофер трудился, как мортышка, стуча по педали ногой (и не просто так, а с подходящей, пойманной "шестым чувством" периодичностью) и сразу парируя рулем резкие рывки машины в сторону.
3. В повороте повторяется картина "микста" с некими отличиями. Без Abs дозировать усилие приходится в том же нереально узеньком спектре, а с Abs при огромных усилиях автомобиль все таки начинает сносить, и тормозной путь возрастает.
Редакция благодарит
консульство компании "Форд"
и техцентр Би Лайн "Сокольники"
за помощь в подготовке материала.
Тесты
ТЕСТ
Abs - Лечущее средство, НО НЕ ПАНАЦЕЯ
Авто в последние годы больше "зарастают" разными устройствами, призванными облегчить жизнь водителю. Одно из их - антиблокировочная система тормозов.
Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Сергея Иванова и создателя
Сначала о том, что общеизвестно. Ездить стремительно и неопасно можно только при надежных и действенных тормозах, способных очень стремительно приостановить передвигающийся автомобиль. Но сделать это удается далековато не всегда. Если коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием недостаточен, колесо начнет проскальзывать либо совсем заблокируется и тормозной путь при всем этом возрастет. Потому на скользкой дороге приходится с ювелирной точностью дозировать усилие на педали, не допуская блокировки колес. Это по силам только очень опытным водителям, которых, к огорчению, не так много. Управлять скользящим автомобилем с заблокированными колесами нереально - он "понесет" вас по непредсказуемой линии движения. Это испытали многие.
Беря во внимание, что за рулем водители самой разной квалификации, на автомобилях стали устанавливать автоматические устройства, которые позволяют при всех усилиях на педали тормоза, при хоть какой скорости и при любом состоянии дорожного покрытия не допускать блокировки колес. Такие устройства получили заглавие антиблокировочных систем (Abs) и сейчас входят в стандартное оборудование очень многих моделей.
Попробуем на самом простом уровне представить принцип деяния антиблокировочной системы. Если в процессе торможения какое-либо из колес начнет блокироваться, датчик здесь же отметит понижение его угловой скорости. Получив такую информацию, электрические "мозги" Abs немедля выдадут команду исполнительным устройствам на мгновение растормозить колесо, чтоб не допустить его блокировки. В современных системах процесс этот происходит с частотой 10-15 раз за секунду, что тянет за собой эффект "дрожи" педали тормоза под ногой водителя. В конечном итоге Abs должна позволить водителю сохранить контроль над автомобилем даже на скользкой дороге.
Выходит, что, если на автомобиле установлена антиблокировочная система тормозов, о коварстве скользкой дороги можно запамятовать? Тормози как хочешь - машина все равно встанет как вкопанная? Опасное и, к огорчению, достаточно распространенное заблуждение.
Для того, чтоб узнать, как эффективна Abs, мы решили провести тест-эксперимент. Чтоб обеспечить его чистоту (однообразные свойства шин, состояние подвески, углы установки управляемых колес и т. д.), тесты проводили на одном автомобиле. В качестве подопытного был избран " Форд Мондео", где довольно легко отключить Abs. Эта модель заинтриговала нас к тому же поэтому, что на ней использованы дисковые тормозные механизмы на фронтальной оси и барабанные - на задней. Эта схема типична для российских легковых автомобилей. И вообщем, "Мондео" - автомобиль довольно массовый (не у нас, естественно).
Невзирая на то, что экземпляр, предоставленный для теста консульством "Форда", был фактически новым (1997 года выпуска, пробег 3000 км), перед дорожными испытаниями мы проверили техническое состояние подвески, а главное, тормозной системы на диагностическом тормозном щите с беговыми барабанами компании "Бош" модели SDL-300. Результаты контрольных замеров приведены в таблице.
Интересно, что в процессе диагностики Abs автомобиля не срабатывала. Разъясняется все очень просто: щит позволяет исследовать сразу только колеса одной из осей автомобиля (фронтальной либо задней), а одним из критерий работы Abs является поступление сигналов от всех колес.
Убедившись в исправности подвески и тормозной системы, перебегаем к дорожным испытаниям. Варианты покрытия избрали обычные, на наш взор, для зимних критерий и, что принципиально, очень показательные исходя из убеждений работы Abs. Плотно укатанный снег на прямом участке трассы, сухой асфальтобетон под колесами одной стороны автомобиля и лед под колесами - другой (так именуемый "микст"), тоже на "прямике" и укатанный снег в повороте.
На каждом из покрытий торможение производилось по таковой схеме: при включенной Abs с неизменным усилием на педали тормоза, которое повышали в каждом последующем заезде на 5-6 кгc - от мало вероятного (5-6 кгc) до близкого к максимально допустимым - 40-50 кгc. С выключенной Abs по таковой же схеме. А потом еще с выключенной Abs и прерывающимся нажатием на педаль тормоза ("российская Abs").
Такие варианты были выбраны не случаем. 1-ый и 2-ой позволяют оценить поведение автомобиля, которым управляет обыденный шофер средней, а может быть, даже и низкой квалификации. При этом режим торможения с усилиями на педали, близкими к максимально допустимым, может появиться и у водителя довольно опытнейшего в критичной ситуации. Понимаете, как это бывает: увидел внезапное препятствие и сходу - хлоп по тормозам, совершенно позабыв, что в этом случае это далековато не наилучший выход. Ведь стопроцентное хладнокровие и моментальный анализ обстановки в самых сложных моментах - признак огромного мастерства. А много ли мастеров без кавычек на наших дорогах?
Прерывающееся торможение указывает способности автомобиля, не оборудованного Abs, когда им управляет шофер высочайшей квалификации. Кстати, хороший тест на умение тормозить и ощущать машину.
Во всех заездах скорость движения автомобиля до торможения была равна 60 км/ч. Ширина коридора, ограниченного конусами, - 3,5 м. Для корректировки результатов зависимо от изменяющегося коэффициента сцепления дорожного покрытия и шин серии заездов поочередно повторялись. Итак, результаты теста.
1-ое, что единогласно отметили специалисты, довольно маленькое (7-8 кгс) усилие на педали тормоза, при котором колеса блокируются либо срабатывает Abs (это отлично чувствуется по соответствующему шуму и "толчкам" на педали тормоза). Отсюда вывод: чувствительность тормозной системы "Форда-Мондео" очень высока на дорогах с низким коэффициентом сцепления. Просто говоря, на педаль давишь еле-еле, а машина тормозит внезапно интенсивно. Таковой вот "могучий" усилитель тормозов. Для автомобиля, оборудованного Abs, в этом нет особенного криминала. А вот когда система принудительно отключена, точно дозировать замедление очень тяжело - работать ногой необходимо "филигранно". Скажем прямо: результаты замеров тормозного пути на участках с однородным покрытием (укатанный плотный снег) нас ничем не изумили. Соответствующие траекторные и курсовые отличия автомобиля от прямолинейного направления движения были приметны только при отключенной Abs.
При торможении на "миксте" автомобиль с включенной Abs уверенно держал курс и добивался малых манипуляций рулем независимо от интенсивности торможения. Без Abs торможение броско значительными отклонениями автомобиля от курса даже при малых усилиях (5-7 кгс) на педали тормоза, а 10-12 кгс - это уже предел утраты стойкости со всеми вытекающими последствиями - разворотом автомобиля на 90-150° и выходом за границу зачетного коридора. Прерывающееся торможение позволяло квалифицированному водителю "одолеть" умную антиблокировочную систему и достигнуть даже несколько большей эффективности торможения, чем с Abs. Но требовался большой навык и сноровка, чтоб не допустить блокировки тормозов и удержать рыскающий автомобиль на полосе.
Тормозить на "Мондео" без Abs в повороте - занятие практически безвыходное. Тормоза блокируются очень рано и... Эффективность противоборства заносу зависит снова же от умения водителя. Антиблокировочная система ситуацию приметно улучшает, и все таки есть одно "но". Сцепление колес со скользким покрытием в повороте далековато не безупречное, и при большенном усилии на педали даже Abs не способен препятствовать уходу автомобиля на больший радиус. Правда, активного заноса, как в первом случае, не наблюдается.
Более тщательно результаты замеров представлены на графиках и там же прокомментированы. А мы позволим для себя дать несколько советов и сделать некие выводы. Во-1-х, не третируйте шинами "по сезону". Эффективность торможения, с Abs либо без нее, впрямую находится в зависимости от коэффициента сцепления. Когда колесо скользит по поводу и без - какие здесь тормоза. 2-ое - Abs не панацея от всех бед. Система только помогает свести к минимуму последствия ошибок, допущенных водителем. Понятно, что почаще ошибается тот, чье мастерство меньше, потому опытнейшему водителю помощь Abs нужна куда пореже, чем новенькому. И последнее. Если даже вы считаете себя величавым мастером, не стоит идти на отключение системы. Не нужно забывать, что человеку характерно завышать свои способности, а Законодательство все-же зависит не столько от наличия либо отсутствия на автомобиле тех либо других систем, сколько от того, как работает самая основная система - голова водителя.
Результаты контрольных замеров на щите
Параметр Фронтальные Задние
колеса колеса
Трение качения, Н 149,75 92,0
Наибольшая сила торможения
на колесе, Н 2568,25 1663,5
Наибольшая сила нажатия
на педаль, Н 173,5 395,0
На этих кадрах - торможение в повороте: Abs позволяет без особенных заморочек задерживать автомобиль на данной линии движения.
На снимках - торможение на "миксте" с отключенной Abs и неизменным усилием на педали. Автомобиль разворачивает, и он выходит из коридора, ограниченного конусами.
1. На покрытии с умеренно низким коэффициентом сцепления (укатанный снег) эффективность торможения с Abs фактически не находится в зависимости от усилия на педали. Без системы можно достигнуть наилучшего замедления, но в достаточно узеньком спектре усилий от 6 до 25 кгс (см. графики). При этом после 15 кгс, где кривая тормозного пути начинает ползти ввысь, автомобиль уже приметно рыскает. При усилии на педали более 35 кгс машину нереально удержать на полосе - ее разворачивает. Так что, если придется тормозить резко, основная надежда на Abs. Признаемся, что одурачить систему прерывающимся торможением не удалось. Видимо, из-за того, что на равномерном покрытии трудно ощутить момент начала скольжения колес.
2. На "миксте" ситуация обостряется. После того момента, когда вступила в работу Abs, эффективность торможения становится фактически неизменной. Без системы довольно стремительно приостановить машину более чем проблематично. Ведь усилие приходится дозировать в спектре 1-1,5 кгс. Навряд ли такое под силу даже величавому мастеру, в особенности в острой ситуации. Стоит только чуток перестараться - и автомобиль интенсивно разворачивается, а позже и совсем, крутясь, начинает сшибать конуса, которыми отмечен зачетный коридор. Зато тут удалось получить хороший итог при прерывающемся торможении. Но какой ценой? Шофер трудился, как мортышка, стуча по педали ногой (и не просто так, а с подходящей, пойманной "шестым чувством" периодичностью) и сразу парируя рулем резкие рывки машины в сторону.
3. В повороте повторяется картина "микста" с некими отличиями. Без Abs дозировать усилие приходится в том же нереально узеньком спектре, а с Abs при огромных усилиях автомобиль все таки начинает сносить, и тормозной путь возрастает.
Редакция благодарит
консульство компании "Форд"
и техцентр Би Лайн "Сокольники"
за помощь в подготовке материала.