КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ!
"КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ!"
ТЕХНИКА
ОБОЗРЕНИЕ ЗР
"КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ!"
Путешествие
по истории авто кузовов
с начала века
и до наших дней.
Сергей КАНУННИКОВ
Встречают, как понятно, по одежде... Десятилетия конструкторы и дизайнеры улучшают формы кузовов, сразу стараясь как можно рациональнее, зависимо от предназначения автомобиля, расположить узлы и агрегаты, пассажиров и багаж. Но требования у покупателей со времени возникновения самобеглых экипажей были самые различные, потому-то и появилось огромное количество типов кузовов. У каждого есть имя (а то и несколько), время от времени имеющееся с доавтомобильных времен. Некие конструкции можно отнести сходу к нескольким типам, в чем вы сможете убедиться сами. Итак...
Один из часто встречающихся типов - автомобиль, обязанный собственному наименованию французскому городку. Это - ступенчатый, как принято гласить, трехобъемный кузов. Обычно у седанов четыре двери, но встречаются и шестидверные (к ним мы вернемся позднее). Привлекательность автомобиля разъясняется практичностью: тут с удобством (степень его находится в зависимости от размеров) располагаются четыре-пять человек, а вещи движутся в изолированном багажном отделении. Обычный обладатель автомобиля (понятно, у их, а не у нас, где до недавнешних пор на седанах ездили практически все автовладельцы) - степенный семьянин. С начала 80-х такие кузова время от времени именуют нотчбеками - как раз за ступенчатость ("нотч" дословно - зазубрина) и, разумеется, по аналогии с другим "беком" - хэтч. В Англии автомобиль известен и под другим именованием - салун, на Апеннинах - берлина (по-итальянски - карета), в Германии - лимузин. Отсюда и неурядица - в почти всех странах под лимузином предполагают нечто другое.
Двудверный "ступенчатый" кузов время от времени называют двудверным седаном, но почаще - купе. За автомобилем-купе в первой четверти ХХ века закрепилась репутация машины делового человека, которому по роду занятий приходится много ездить. Это отыскало отражение и в заглавиях тех пор - доктор-купе, бизнес-купе. Несколько позднее дизайнеры сообразили, что двудверной машине можно придать колер Подвескаивности - это не очень прирастит стоимость, но пощекочет самолюбие обладателя. Так появились купе в Подвескаивном стиле, либо, как их называли в 70-е, машины для "кафе-рейсерс" - гонщиков вокруг кафе. Некие компании, для большей уверительности, присвоили таким автомобилям "титул" Подвеска-купе (обычно так именуют не четырехместные, а двухместные купе "2+2"). В прежние годы их время от времени назвали к тому же по-другому: тудор либо коч. А в Италии купе до сего времени берлинетта, другими словами малая берлина.
Есть автомобили и купе без средних стоек и рамок дверных стекол, в особенности много их было в США в 50-70-е годы. Это дизайнерское решение - компромисс меж комфортом и всепогодностью автомобиля и возможностью слияния с природой открытого авто. На ходу, если все стекла опущены, в салон попадает много воздуха, что в особенности интригующе, если он калифорнийский либо средиземноморский. На взор машина без стоек легче, воздушней, чем обыденные автомобиль и купе. 4-х дверные кузова без рамок стекол и стоек называли Подвеска-седан, а двудверные - гран-туризмо, подчеркивая таким макаром исключительность автомобиля.
Сейчас малочисленные серийные Подвеска-седаны нередко называют хардтопами. У этого наименования своя история. Еще до войны конструкторы решали пробы сделать кузов с автоматом убирающейся жесткой крышей. Создание такового автомобиля было очень симпатичной мыслью - совмещались комфортность купе с плюсами автомобиля с откидным верхом. Такая модификация была у "Пежо-402" в 1936 году. К огорчению, конструкция вышла очень сложной и дорогой. Далее сотворения прототипов дело тогда не пошло. В 50-е в США выпускали " Форд Галакси Скайлайнер" с автоматом убиравшейся в багажник жесткой крышей. Этому-то кузову и дали имя хардтоп, практически - жесткий верх. На данный момент "Мерседес-Бенц CLK", на котором возродили позабытую конструкцию, достаточно неуклюже нарекли родстером с жесткой крышей. Кстати, сейчас хардтопом именуют и съемную жесткую крышку над грузовым отсеком пикапа.
Но вернемся к закрытым кузовам. Лимузин в большинстве государств - шикарный автомобиль с перегородкой (подъемным стеклом) меж рядами сидений. Сильным мира этого, сидячим по этикету сзади, нужен начальственный интим и защита от ушей водителя и сторожа. Сначала века на дорогих автомобилях шофер нередко размещался под одной крышей с пассажирами, но вне салона. Последний начинался только за его спиной, а для связи служила переговорная труба. Так сохранялись традиции богатых конных экипажей (лимузинов), где кучер был строго изолирован от владельцев. Автомобили-седаны, пока их сегодняшнее заглавие еще не прижилось, называли "лимузинами с внутренним управлением". Германская терминология сохранила с того времени постоянный лимузин, а в другие языки вошло понятие автомобиль.
Пульман-лимузин - лимузин с удлиненной базой и, обычно, с дополнительными откидными сиденьями - страпонтенами. В салоне пульман-лимузина можно расположить целый кабинет либо, если угодно, кабинет для работы со столиком, телефоном, телеком, баром и множеством других нужных и не очень вещей. Сейчас такие кузова нередко именуют по-американски - стретч (дословно - растянутый). Современные стретчи по внутренней сборке не настолько консервативны, как традиционные лимузины, в их базе может быть и автомобиль, и универсал, и хоть какой другой кузов. Размещение сидений, количество дверей, дополнительное оборудование тоже может быть самым различным. Делают стретчи, обычно, по заказу.
Грузопассажирские авто, известные у нас как универсалы, удостоились, пожалуй, большего количества наименований. В первый раз такие двухобъемные кузова появились в США. Своим рождением они должны тем южноамериканским фирмам, которые стремились соединить комфорт автомобиля с вместительностью маленького грузовика. В США универсалы до сего времени именуют стейшн вэгон либо просто вэгон. В Европе некие производители (а именно, ФИАТ) заимствовали это заглавие (время от времени в сокращении - STW). Правда, в 60-е годы универсал на базе малютки ФИАТ-500 именовался джардиньера, что дословно переводится как этажерка, подставка для цветов. В Германии многие компании присваивают универсалам собственные имена, к примеру, "Опель-Караван", "БМВ-Туринг", "Фольксваген-Вариант". Но общее заглавие грузопассажирского кузова, принятое в германских каталогах, - комби. Тот же термин употребляет на данный момент и чешский завод "Шкода", хотя ранее его грузопассажирские машины обозначались STW. Во Франции универсалы именуют брик (брейк), а в Англии - истейт кар либо просто истейт, другими словами автомобиль для поместья, имения. "Близкие родственники" универсалов - фургоны и пикапы, маленькие грузовые машины, очень комфортные для перевозки маленьких партий грузов. Современные пикапы время от времени имеют пяти-шестиместные модификации с увеличенной кабиной и 4-мя дверцами.
Кузов, представляющий из себя нечто среднее меж седаном и универсалом, на данный момент называют хэтчбек, другими словами с лючком сзади (другое заглавие - фастбек). Хэтчбеки появились в 60-х и сходу захватили признание. Невзирая на емкий багажник, они оказались избавлены от репутации универсалов, которые все-же время от времени относили к грузовикам. В хэтчбеке, в особенности двудверном, есть нечто Подвескаивное (вспомните хотя бы семейку "самар"). Грань меж купе и хэтчбеком провести иногда очень тяжело (попытайтесь сделать это применительно к "Опелю-Тигра" либо "Калибре"), все же есть и те и другие.
А сейчас об однообъемном кузове. Он родился от брака микроавтобуса с легковым автомобилем. Универсальней некуда! Можно с комфортом высадить семь-восемь человек, а можно сложить сидения и везти груз, как в маленьком фургоне. Так сначала 80-х появилось новое для кузовов имя - универсал завышенной вместимости (УПВ). Правда, сразу заявили о для себя "традиционные" универсалы с высочайшей крышей, типа "Хонды-Шаттл" первого поколения. Их также называли УПВ. В конце концов к однообъемникам "наклеилось" куцее, на южноамериканский лад заглавие - мини-вэн (вэн в США - грузовой фургон). Примеры сегодняшних УПВ: Izh 27156 (серьезно!), " Ситроен Берлинго", просто совмещающие функции грузовичка и пассажирского автомобиля методом трансформации салона.
Пройдемся сейчас по открытым кузовам. Все 1-ые авто были открытыми. Они, естественно, даровали ездокам практически полное слияние с природой, но оставляли беззащитными в непогодицу (некоторым подобием зонта служил время от времени легкий матерчатый верх, в наилучшем случае - к тому же боковины). Совершенствуясь, взлетая на гребни моды, открытые машины дожили до наших дней и, разумеется, будут воспользоваться известным спросом и в дальнейшем. Самые всераспространенные тут кузова - автомобиль с откидным верхом и фаэтон. До сего времени нет точного разделения этих понятий ни в справочной литературе, ни в классификациях компаний, но термин "фаэтон" употребляют все пореже. У первого из их не убираются рамки стекол и стойки, как на открытых "Победе" и "Москвиче-400-420А", у другого же рамок и стоек вообщем нет. В 10-20-х годах открытые кузова без стоек называли турист либо, если не было и ветрового стекла, - торпедо. Уж вот где было слияние с природой! В Великобритании двудверные открытые кузова ранее называли дропхид купе, другими словами купе со съемным верхом. Равномерно открытых машин становилось меньше, покупатели тяготели к более удобным конструкциям. Кстати, автомобиль с откидным верхом с несущим кузовом выходил к тому же дороже закрытых прародителей.
Ренессанс кабриолетов пришелся на начало 80-х, когда в автомобилестроении появились новые технологии и материалы. Обеспеченные Различное опять захотели почувствовать дуновение встречного ветра и узреть, как он развевает локоны спутницы. В США и Англии за современными открытыми кузовами закрепилось имя конвертибл (трансформируемый). Мягенькую крышу (обычно совместно со стойками), обычно, складывает особый механизм - выходит некоторое подобие гармошки. Но есть решение поординарнее - крышу скатывают в рулон, а рамки стекол и стойки, естественно, остаются на месте, таковой автомобиль похож на автомобиль либо купе. Схожий кузов (кстати, его время от времени именуют ролдэх) - самая доступная возможность узреть из машины небо над головой.
В 20-х появились относительно дешевые кузова, имитирующие автомобили с откидным верхом. Крыша их с виду была "раскладной", делали даже декоративные механизмы ее опускания. "Обманный" кузов окрестили фо-кабриолет, другими словами неверный автомобиль с откидным верхом. Мода на такие авто повторилась в конце 60-х - начале 70-х, когда получили распространение машины с темной, отделанной особым материалом крышей. Но заглавие из 20-х к тому времени было уже позабыто, а скоро и мода прошла.
Гибрид пульман-лимузина и автомобиля с откидным верхом (сейчас их практически не делают) окрестили полностью разумно - пульман-кабриолет (ЗИЛ-111Д). Таковой автомобиль очень комфортен для торжеств и парадов, когда самым высочайшим личностям нужно приветствовать люд.
Подвескаивные открытые авто с числом мест два либо два плюс два называют родстерами. Крыша у их убирается в особое отделение за сидением либо в багажник. На довоенных родстерах ее время от времени не было совсем - их называли спайдер. Эти машины имели непосредственное отношение к Подвескау, участвовали в разных соревнованиях. На данный момент родстер и спайдер - синонимы. В США подобные авто в первой четверти века имели другие наименования: ранэбаут, рейсэбаут либо спидстер, которые подчеркивали скоростные свойства этих машин. Двудверный Подвескаивный кузов со съемной средней частью крыши получил имя тарга.
Малость о настолько фаворитных сейчас внедорожниках. На первых внедорожниках кузова были самыми простыми - без дверей, с матерчатым верхом, а потом практически поголовно они стали универсалами. Были макеты и с другими кузовами, в том числе лимузин ЗИС-110П, который предполагалось использовать для выезда управляющих СССР на охоту и в колхозы. Прижились, естественно, более утилитарные машины. Сейчас термин "вседорожный автомобиль" устоялся. Под ним понимают вэдовую, обычно, рамную машину с огромным дорожным просветом и кузовом универсал, который, вобщем, может иметь съемную мягенькую либо жесткую пластиковую крышу.
Многие кузова сейчас встречаются очень изредка, некие пропали совсем. На заре авто века четырехместные машины снаружи представляли собой площадку с 2-мя лавками. Если лавки стояли лицом друг к другу, кузов называли виз-а-ви, если одна за другой - дос-а-до. Совершенно недолго сначала века прожили кузова тонно (бочка). Чтоб просочиться в автомобиль, необходимо было повернуть сидение - дверей, как таких, не было (ЗР, 1997, № 10, с. 153). Прямо до 30-х годов строили дорогие авто с убирающейся крышей над фронтальным сидением; на ранешних машинах ее время от времени и совсем не было. Эти кузова, близкие к лимузинам тех пор, наследовали экипажные традиции. Их наименования - брогам, брум, купе де вилль - тоже пришли из доавтомобильной эры. В США подобные кузова называли таун кар, а с убирающейся крышей над задним сидением назвали ландо. Они давали пассажирам проветриться либо, снова же, поприветствовать окружающих. Схожих конструкций сейчас не существует, а вот наименования остались.
Посреди современных концепт-каров встречаются машины уникальных форм. Есть макеты с трансформируемыми на все случаи жизни кузовами, как, к примеру, "Peugeot 806 Ранэбаут" (ЗР, 1997, № 11). Автомобиль-купе можно перевоплотить в автомобиль с откидным верхом и даже в пикап для активного отдыха. Практичность таких конструкций непонятна. Но тенденция уже наметилась - трансформируемых кузовов становится больше. Может быть, через несколько лет они составят тему последующего обзора.
"Дюзенберг J" - родстер конца 20-х. Дополнительное сидение в багажнике называли "тещино место".
Современный автомобиль " Кадиллак Севиль".
Подвескаивный "Ягуар-ХК 8" с кузовом купе "2+2".
Универсал от "Audi" - "Авант".
5-и дверный хэтчбек "Peugeot 306XR".
Мини-вэн " Опель Зинтра" - максимум универсальности.
"Опель-Комбо" с кузовом УПВ.
Время от времени таковой кузов именуют фаэтон, но "Опель" называет его "Кабрио".
Главные ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ КУЗОВОВ
Принятые в Рф Иноязычные варианты
Автомобиль Нотчбек, салун,
берлина, лимузин
Купе Двудверный автомобиль,
берлинетта
Универсал Стейшн вэгон, комби,
брик, истейт кар
Хэтчбек Фастбек
Автомобиль с откидным верхом Кабрио, конвертибл
Родстер Спайдер
Родстер "Ауди TTS".
"Дэу-Букрен" с кузовом тарга.
Современный внедорожник " Форд Эксплорер".