Доскорого свидания, ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА
Доскорого свидания, ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА
ТЕХНИКА
У КОЛЫБЕЛИ НОВИНОК
Доскорого свидания, ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА
Новые компьютерные технологии революционно изменяют работу дизайнера.
Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Евгений ЧЕРНЯКОВ
Что бы там ни гласили доверчивые материалисты, рождение нового автомобиля начинается с идеи. Она зарождается в головах больших менеджеров, расправляет крылья рекламных исследовательских работ, подвергается ощипыванию перьев со стороны профессионалов по экономике производства... И, в конце концов, с привязанной к лапке резолюцией "сделать тогда" летит к тем, кто, фактически, и займется ею по-настоящему. А конкретно - к дизайнерам, конструкторам и иным инженерам. Далее вероятны два варианта - традиционный пластилиновый и многообещающий компьютерный. Разглядим их по отдельности.
...И вот уже пяток дизайнеров поскрипывает карандашами, шуршит кистями и водит перьями. Каждый отрисовывают свое, всекрете мечтая, что конкретно в его кипу эскизов упрется перст того самого начальника, который произнесет: "Попробуем-ка мы вот это!". Только творческая конкурентность на этом не завершится, так как право на будущее остается, как минимум, у 2-ух вариантов.
Дизайнер занимает свое место за компом, берет в руки планшет и перо... А перо-то необыкновенное - мгновенная настройка делает его карандашом, аэрографом либо кистью хоть какой конфигурации и жесткости, и на дисплее возникают мазки определенного (1-го из 16 миллионов) колера. Поменять колер можно в всякую секунду и отмачивать кисточки не придется - они же виртуальные. Освобожденный от этих маленьких неудобств дизайнер выдает один за одним наброски. Он занят свободным творчеством? Ну что вы, для чего непроизводительно расходовать время. Самым сперва в компьютер закладывают все ограничения, определяющие общую концепцию модели - сборку, число мест, может быть, какие-то пропорции. Сегодняшние менеджеры считают, что фантазия взлетит выше, если деликатно ее ограничить.
Промежные фавориты облачаются в халатики и заместо рисовально-чертильных принадлежностей вооружаются лопаточками, скребочками и гладилками. Им предстоит работать с покладистой вязкой массой, известной каждому ребенку под заглавием пластилин. Пока идет речь только о моделях в определенном масштабе - обычно 1:10 либо 1:5. Основная цель одна - сделать начальные идеи трехмерными, придать им объем. То, что хорошо смотрится на плоском ватмане, возможно окажется совсем неприемлемым, обретя длину, ширину и высоту. Конкурс длится, и последующий шаг к сборочному потоку сделает только одна модель. Ясней ясного, конкурсанты старательно и длительно работают над формой - а денежки-то, меж иным, расходуются, управление торопит, возможный потребитель торопится к сопернику...
Компьютерный дизайнер набрал достаточное число эскизов и перебежал к более увлекательному занятию - сегодняшние программки (а наилучшая из их для этой цели - "АутоСтудио" компании "Элиас/вейвфронт") позволяют по нескольким рисункам в различных проекциях сделать трехмерный образ! На дисплее он, естественно, остается плоской картинкой - но зато ее можно как угодно поворачивать, рассматривая с той и другой стороны, мгновенно перекрашивать в хоть какой цвет, подсвечивать виртуальными фонариками, ловя ненужные блики на сложных поверхностях... Вобщем, и реальную, физическую модель сделать несложно - передать данные о форме поверхности фрезерному станку с ЧПУ (есть и еще больше современные методы). А сейчас представьте - как легче избрать форму будущей новинки - из 2-ух невзрачно-бурых пластилиновых слепков либо из 10-ка сверкающих всеми красками виртуальных моделей? Да при том еще, что последние - все до единой - будь они воплощены в металле, без усилий подходят для установки заблаговременно данных агрегатов. Что за трудности прячет внутри себя толща пластилина - с таковой уверенностью сказать нельзя.
Остался один вариант формы, но пластилиновые работы длятся. Да еще в большем масштабе - сейчас 1:1. Самому дизайнеру с этим не разделаться, и ему в выручку приходят 10-ки экспертов. Скажем, на УАЗе, не самом большом из русских автозаводов, только лепкой занималось без малого 30 человек! Любопытно, что большой пластилиновый макет обычно несимметричен - слева и справа по-разному прорезаны фары, отличается форма бамперов, решеток - и хотя общая форма остается прежней, уже утвержденной, эти Ремонт и эксплуатация визуально очень очень меняют модель. В то же самое время, пока половинки макета ожидают одобрения начальства, над многообещающей машиной начинают трудиться спецы по эргономичности. Их полигон - проволочный каркас, определяющий пропорции внутреннего места. Либо, как у обеспеченного "Мерседеса", непростая конструкция из 10-ов штанг с электромоторами - можно придвинуть либо удалить борт, сдвинуть руль, панель устройств. Но на то он и "Mercedes", чтоб платить за таковой инструмент миллионы баксов.
Получив по первым наброскам форму "оболочки" - внешнюю форму модели, дизайнер начинает ее "раскрашивать" - располагает светотехнику, определяет границы остекления. На одной и той же базе он получает несколько полностью близких к реальности по виду виртуальных трехмерных моделей. Выбор меж ними - естественно, прерогатива управления. Еще несколько эскизов - и на моделях можно открывать двери, в общих чертах просматривается салон. Сюда запускают компьютерных "человечков" - худеньких и толстых, больших и не очень. Они деловито снуют по салону, рассаживаются по местам, тянутся к ручкам... Уже на данный момент получится сказать, что окажется комфортно, а что лучше поменять.
Пластилиновая глыба едет в аэро трубу. В этом большом и дорогом сооружении спецы будут вылавливать ненужные завихрения воздуха на поверхности, тыкать носом дизайнера, которому и придется корректировать собственный план "в целях наилучшего обтекания потоком". Вот, в конце концов, работа над видом подошла к концу. Сейчас ее необходимо переводить в форму цифр и чертежей. Труд еще тот - по специальной разметке на поверхности пластилина большущим угольником считывать координаты сотен, тыщ точек. Есть, правда, устройства, делающие это автоматом и с большой точностью. Но они так дороги, что даже относительно благополучный ГАЗ не купил для себя такое, а платит в год сотки тыщ баксов, чтоб его на некоторое количество дней привезли из Америки спецы компании "Венчур" - обмерить уже готовые макеты.
Виртуальная аэродинамическая труба куда более компактно, чем настоящая, полностью помещается снутри компьютера. А скорость получения результатов зависит не от проворства инженеров, а только от мощности микропроцессора (естественно, это не умеренная "персоналка", а внушительная рабочая станция). Можно здесь же внести конфигурации и повторить опыт. А что касается описаний поверхности модели, то компьютер вначале работает в определениях цифр и никаких дополнительных расчетов не требуется. Скажем, "Туламашзавод" до этого заказывал форму байков в Италии и за полмиллиона баксов в год получал несколько стеклопластиковых "скорлупок", над которыми предстояло сушить голову инженерам и технологам. С покупкой программки "Ауто Студио" и суперкомпьютера ONYX от итальянцев отказались, и весь путь проектирования туляки проходят сами, без всякого языкового и технологического барьера.
Последующая модель делается уже из дерева. В большинстве случаев авто прогрессу служит лиственница. Часто даже на этой стадии возникает несколько макетов, на их дорабатывают аэродинамику, шлифуют дизайн наружных частей... Другое принципиальное дерево - бук. Из него делают формы, на которых опытные работники вручную выстукивают кузовные Ремонт и эксплуатация моделей-прототипов. Ремонт и эксплуатация соединяют, красят, вставляют стекла... и вот пред нами самая 1-ая партия, десяток-другой машин. Часть из их здесь же направится на крэш-тесты, другие будут наматывать километры по полигону. В целом - автомобиль готов, заканчивается цикл, начатый два-три года вспять с первых эскизов. Сколько воды утекло, сколько средств истрачено, сколько 10-ов (сотен) человек учавствовали в процессе. Случается, модель успевает уже немного устареть и просит конфигураций. А соперники поджимают...
Пару лет вспять ЗИЛ растерял всех собственных профессионалов по выколачиванию деталей на древесных формах. Кто-то ушел на пенсию, кто-то трудится в автосервисе... Но оказалось, что возможно обойтись и без их. Приобретенная дизайнером форма поступает конструкторам, которые снова же на компьютере при помощи систем автоматического проектирования делят модель на элементы, рассчитывают методы соединения и передают данные на изготовка промышленных пресс-форм. В принципе, виртуальные технологии позволяют обойтись совсем без физических макетов, и только традиция (либо инерция) принуждает прибегать к ним и сейчас. Но в любом случае их количество куда меньше! Кстати, и крэш-тесты можно проводить на дисплее компьютера, подстраховываясь натурными тестами только в самых ответственных случаях. Экономию несложно посчитать - разбить на полигоне один реальный автомобиль стоит приблизительно 1 миллион баксов.
Помните новые киноленты с головокружительными эффектами? Итак вот, и бот Терминатор II, и чудовища Джуманджи сделаны при помощи программ, очень схожих на дизайнерские (и, кстати, тех же компаний). Понятно, что сейчас есть возможность сделать полностью близкий к реальности маркетинговый ролик, показывающий в действии еще не выпущенную продукцию...
Пластилиновая ворона, обидно помахивая крыльями, покидает дизайн-центры авто компаний. Она летит в свое старенькое скромное жилье - детские игротеки, сказки и мульты. Когда-нибудь компьютерщики доберутся и сюда...
Иллюстрации предоставлены компанией "Элиас/вейвфронт"
Иллюстрации на этих страничках представляют различные стадии компьютерной и (вверху справа) традиционной дизайнерской работы.
Наша справка
Программки компании "Элиас/вейвфронт" при разработке новых моделей употребляют фактически все забугорные авто компании - "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер", ФИАТ, "Вольво", БМВ, "Рено", "Ниссан", "Тойота"... Поспешают за прогрессом и наши автостроители - уже заполучили надлежащие системы УАЗ, ЗИЛ, "Ижмаш" и КамАЗ, идет работа с ВАЗом и ГАЗом.
ТЕХНИКА
У КОЛЫБЕЛИ НОВИНОК
Доскорого свидания, ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА
Новые компьютерные технологии революционно изменяют работу дизайнера.
Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Евгений ЧЕРНЯКОВ
Что бы там ни гласили доверчивые материалисты, рождение нового автомобиля начинается с идеи. Она зарождается в головах больших менеджеров, расправляет крылья рекламных исследовательских работ, подвергается ощипыванию перьев со стороны профессионалов по экономике производства... И, в конце концов, с привязанной к лапке резолюцией "сделать тогда" летит к тем, кто, фактически, и займется ею по-настоящему. А конкретно - к дизайнерам, конструкторам и иным инженерам. Далее вероятны два варианта - традиционный пластилиновый и многообещающий компьютерный. Разглядим их по отдельности.
...И вот уже пяток дизайнеров поскрипывает карандашами, шуршит кистями и водит перьями. Каждый отрисовывают свое, всекрете мечтая, что конкретно в его кипу эскизов упрется перст того самого начальника, который произнесет: "Попробуем-ка мы вот это!". Только творческая конкурентность на этом не завершится, так как право на будущее остается, как минимум, у 2-ух вариантов.
Дизайнер занимает свое место за компом, берет в руки планшет и перо... А перо-то необыкновенное - мгновенная настройка делает его карандашом, аэрографом либо кистью хоть какой конфигурации и жесткости, и на дисплее возникают мазки определенного (1-го из 16 миллионов) колера. Поменять колер можно в всякую секунду и отмачивать кисточки не придется - они же виртуальные. Освобожденный от этих маленьких неудобств дизайнер выдает один за одним наброски. Он занят свободным творчеством? Ну что вы, для чего непроизводительно расходовать время. Самым сперва в компьютер закладывают все ограничения, определяющие общую концепцию модели - сборку, число мест, может быть, какие-то пропорции. Сегодняшние менеджеры считают, что фантазия взлетит выше, если деликатно ее ограничить.
Промежные фавориты облачаются в халатики и заместо рисовально-чертильных принадлежностей вооружаются лопаточками, скребочками и гладилками. Им предстоит работать с покладистой вязкой массой, известной каждому ребенку под заглавием пластилин. Пока идет речь только о моделях в определенном масштабе - обычно 1:10 либо 1:5. Основная цель одна - сделать начальные идеи трехмерными, придать им объем. То, что хорошо смотрится на плоском ватмане, возможно окажется совсем неприемлемым, обретя длину, ширину и высоту. Конкурс длится, и последующий шаг к сборочному потоку сделает только одна модель. Ясней ясного, конкурсанты старательно и длительно работают над формой - а денежки-то, меж иным, расходуются, управление торопит, возможный потребитель торопится к сопернику...
Компьютерный дизайнер набрал достаточное число эскизов и перебежал к более увлекательному занятию - сегодняшние программки (а наилучшая из их для этой цели - "АутоСтудио" компании "Элиас/вейвфронт") позволяют по нескольким рисункам в различных проекциях сделать трехмерный образ! На дисплее он, естественно, остается плоской картинкой - но зато ее можно как угодно поворачивать, рассматривая с той и другой стороны, мгновенно перекрашивать в хоть какой цвет, подсвечивать виртуальными фонариками, ловя ненужные блики на сложных поверхностях... Вобщем, и реальную, физическую модель сделать несложно - передать данные о форме поверхности фрезерному станку с ЧПУ (есть и еще больше современные методы). А сейчас представьте - как легче избрать форму будущей новинки - из 2-ух невзрачно-бурых пластилиновых слепков либо из 10-ка сверкающих всеми красками виртуальных моделей? Да при том еще, что последние - все до единой - будь они воплощены в металле, без усилий подходят для установки заблаговременно данных агрегатов. Что за трудности прячет внутри себя толща пластилина - с таковой уверенностью сказать нельзя.
Остался один вариант формы, но пластилиновые работы длятся. Да еще в большем масштабе - сейчас 1:1. Самому дизайнеру с этим не разделаться, и ему в выручку приходят 10-ки экспертов. Скажем, на УАЗе, не самом большом из русских автозаводов, только лепкой занималось без малого 30 человек! Любопытно, что большой пластилиновый макет обычно несимметричен - слева и справа по-разному прорезаны фары, отличается форма бамперов, решеток - и хотя общая форма остается прежней, уже утвержденной, эти Ремонт и эксплуатация визуально очень очень меняют модель. В то же самое время, пока половинки макета ожидают одобрения начальства, над многообещающей машиной начинают трудиться спецы по эргономичности. Их полигон - проволочный каркас, определяющий пропорции внутреннего места. Либо, как у обеспеченного "Мерседеса", непростая конструкция из 10-ов штанг с электромоторами - можно придвинуть либо удалить борт, сдвинуть руль, панель устройств. Но на то он и "Mercedes", чтоб платить за таковой инструмент миллионы баксов.
Получив по первым наброскам форму "оболочки" - внешнюю форму модели, дизайнер начинает ее "раскрашивать" - располагает светотехнику, определяет границы остекления. На одной и той же базе он получает несколько полностью близких к реальности по виду виртуальных трехмерных моделей. Выбор меж ними - естественно, прерогатива управления. Еще несколько эскизов - и на моделях можно открывать двери, в общих чертах просматривается салон. Сюда запускают компьютерных "человечков" - худеньких и толстых, больших и не очень. Они деловито снуют по салону, рассаживаются по местам, тянутся к ручкам... Уже на данный момент получится сказать, что окажется комфортно, а что лучше поменять.
Пластилиновая глыба едет в аэро трубу. В этом большом и дорогом сооружении спецы будут вылавливать ненужные завихрения воздуха на поверхности, тыкать носом дизайнера, которому и придется корректировать собственный план "в целях наилучшего обтекания потоком". Вот, в конце концов, работа над видом подошла к концу. Сейчас ее необходимо переводить в форму цифр и чертежей. Труд еще тот - по специальной разметке на поверхности пластилина большущим угольником считывать координаты сотен, тыщ точек. Есть, правда, устройства, делающие это автоматом и с большой точностью. Но они так дороги, что даже относительно благополучный ГАЗ не купил для себя такое, а платит в год сотки тыщ баксов, чтоб его на некоторое количество дней привезли из Америки спецы компании "Венчур" - обмерить уже готовые макеты.
Виртуальная аэродинамическая труба куда более компактно, чем настоящая, полностью помещается снутри компьютера. А скорость получения результатов зависит не от проворства инженеров, а только от мощности микропроцессора (естественно, это не умеренная "персоналка", а внушительная рабочая станция). Можно здесь же внести конфигурации и повторить опыт. А что касается описаний поверхности модели, то компьютер вначале работает в определениях цифр и никаких дополнительных расчетов не требуется. Скажем, "Туламашзавод" до этого заказывал форму байков в Италии и за полмиллиона баксов в год получал несколько стеклопластиковых "скорлупок", над которыми предстояло сушить голову инженерам и технологам. С покупкой программки "Ауто Студио" и суперкомпьютера ONYX от итальянцев отказались, и весь путь проектирования туляки проходят сами, без всякого языкового и технологического барьера.
Последующая модель делается уже из дерева. В большинстве случаев авто прогрессу служит лиственница. Часто даже на этой стадии возникает несколько макетов, на их дорабатывают аэродинамику, шлифуют дизайн наружных частей... Другое принципиальное дерево - бук. Из него делают формы, на которых опытные работники вручную выстукивают кузовные Ремонт и эксплуатация моделей-прототипов. Ремонт и эксплуатация соединяют, красят, вставляют стекла... и вот пред нами самая 1-ая партия, десяток-другой машин. Часть из их здесь же направится на крэш-тесты, другие будут наматывать километры по полигону. В целом - автомобиль готов, заканчивается цикл, начатый два-три года вспять с первых эскизов. Сколько воды утекло, сколько средств истрачено, сколько 10-ов (сотен) человек учавствовали в процессе. Случается, модель успевает уже немного устареть и просит конфигураций. А соперники поджимают...
Пару лет вспять ЗИЛ растерял всех собственных профессионалов по выколачиванию деталей на древесных формах. Кто-то ушел на пенсию, кто-то трудится в автосервисе... Но оказалось, что возможно обойтись и без их. Приобретенная дизайнером форма поступает конструкторам, которые снова же на компьютере при помощи систем автоматического проектирования делят модель на элементы, рассчитывают методы соединения и передают данные на изготовка промышленных пресс-форм. В принципе, виртуальные технологии позволяют обойтись совсем без физических макетов, и только традиция (либо инерция) принуждает прибегать к ним и сейчас. Но в любом случае их количество куда меньше! Кстати, и крэш-тесты можно проводить на дисплее компьютера, подстраховываясь натурными тестами только в самых ответственных случаях. Экономию несложно посчитать - разбить на полигоне один реальный автомобиль стоит приблизительно 1 миллион баксов.
Помните новые киноленты с головокружительными эффектами? Итак вот, и бот Терминатор II, и чудовища Джуманджи сделаны при помощи программ, очень схожих на дизайнерские (и, кстати, тех же компаний). Понятно, что сейчас есть возможность сделать полностью близкий к реальности маркетинговый ролик, показывающий в действии еще не выпущенную продукцию...
Пластилиновая ворона, обидно помахивая крыльями, покидает дизайн-центры авто компаний. Она летит в свое старенькое скромное жилье - детские игротеки, сказки и мульты. Когда-нибудь компьютерщики доберутся и сюда...
Иллюстрации предоставлены компанией "Элиас/вейвфронт"
Иллюстрации на этих страничках представляют различные стадии компьютерной и (вверху справа) традиционной дизайнерской работы.
Наша справка
Программки компании "Элиас/вейвфронт" при разработке новых моделей употребляют фактически все забугорные авто компании - "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер", ФИАТ, "Вольво", БМВ, "Рено", "Ниссан", "Тойота"... Поспешают за прогрессом и наши автостроители - уже заполучили надлежащие системы УАЗ, ЗИЛ, "Ижмаш" и КамАЗ, идет работа с ВАЗом и ГАЗом.