УАЗ-3153, УАЗ-3160. ПАЦИФИСТ Либо ДЕМБЕЛЬ?
УАЗ-3153, УАЗ-3160. ПАЦИФИСТ Либо ДЕМБЕЛЬ?
Тесты
Тест UAZ 3153, UAZ 3160
ПАЦИФИСТ Либо ДЕМБЕЛЬ?
Проходимость и крепкость ульяновских "вездеходов" более всего известны селянам и военным. До недавнешнего времени они были основными "потребителями" УАЗов.
Анатолий ФОМИН, Сергей ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Сколько ни модернизируй старенькый
"469-й", а необходимость в подмене его явна. И преемник уже издавна известен - UAZ 3160: фото его все лицезрели и статьи про него читали. Вот лишь на улицах этих машин не сыскать. Так что исходя из убеждений обычного автомобилиста это - совершенная экзотика. Почему? Во-1-х, на момент нашего теста завод сделал наименее 1200 таких автомобилей, а, во-2-х, стоимость новинки превосходила 220 тыщ рублей - это практически самый дорогой российский автомобиль, не считая совершенно уж редкостных VAZ 21106 и самобытных творений завода "Москвич". Остановимся на новеньком УАЗе подробнее.
Чтоб было от чего плясать, в качестве "печки" мы взяли UAZ 31519, отличающийся от стандартного "козлика" - 31512 более массивным движком рабочим объемом 2,9 л, усовершенствованной отделкой салона и железной крышей.
В ЧЕМ ОНИ НЕСХОЖИ?
Оба автомобиля обустроены схожими движками и коробками передач, но у их и много различий. Сначала, естественно, новый кузов "шестидесятого". А еще модифицированная рама, другое размещение крепежных подушек кузова, другая выпускная система и, может быть, самое принципиальное - мосты с неразрезной опорой. Добавим к этому, что у 3160 мелкомодульная раздаточная коробка с одним рычагом управления, сцепление с диафрагменной пружиной и дисковые фронтальные тормоза. В общем, прогресс налицо.
Конструкция фронтальной пружинной подвески нового УАЗа не достаточно чем отличается от той, что устанавливают на часть автомобилей 3151. Сзади - также трехлистовые рессоры увеличенной длины. Напомним, что у обыденных УАЗов впереди восемь, а сзади семь либо девять листов. К этому мы еще обратимся позднее, а пока - внимание кузову.
Садиться в UAZ 3160 намного комфортнее благодаря более широким дверям и комфортным подножкам. Правда, задним пассажирам очевидно не хватает внутренних ручек, за которые можно было бы взяться, взбираясь в салон, зато внешние достойны всяческих похвал - ничего наилучшего на российских автомобилях еще не встречалось: большая скоба, которую довольно легко потянуть на себя. Механизмы замков работают как часы, чего нельзя сказать про фиксаторы дверей в открытом состоянии - они очень слабенькие. Все же, если вспомнить еще про двойные уплотнители дверных просветов, то контраст со старенькой машиной получится разительный. Там верно закрыть дверь - практически искусство, сквозняки - норма жизни, а пластмассовые внешние ручки замечательно ломаются на морозе.
Охото отметить и заднюю дверь 3160, и довольно большой прикрываемый ею просвет. Но почему она раскрывается на право, как на японских машинах? Неужто поэтому, что ее срисовали оттуда? Либо, может быть, есть перспективы на экПодвеска в Англию? Будем но справедливы: дверь хоть и раскрывается не в ту сторону, но газовых пружин на нее не пожалели, и под тяжестью запасного колеса она не провисает и при перекосе рамы не заклинивает. Багажник у 3160 больше, чем у предшественника, - длиннее задний свес, а по краям комфортные кармашки.
Сейчас в салон. Здесь все как полагается в обычном автомобиле - нагого металла нет, всюду ковры и пластик. Против последнего не возразишь, хотя есть претензии к качеству, но ковры... Вобщем, и в 31519 на полу тоже сероватый синтетический ковер. Как быть, если машина "прописана" в глубинке, где на дорогах только пыль да грязь?
Снутри новый автомобиль приметно обширнее предшественника, и втроем сзади не тесновато. Самое существенное отличие салона UAZ 3160 - более низкая посадка водителя и пассажиров. Посиживать стало удобнее, в особенности на заднем сидение. У него, кстати, регулируется наклон спинки.
ПОРУЛИМ
Если честно, не верилось, что разница окажется настолько приметной. UAZ 3160 просто уезжал от собственного старшего единоплеменника, будто бы под его капотом был не таковой же мотор, а на пару 10-ов сил больше. Меж тем у него и основная пара "подлиннее", и масса посолиднее... На "нейтрали" "519-й" катился как будто на тормозах, а "60-й" - как на роликах. Ситуация понятная - обыденные УАЗы по-настоящему "раскатываются" только после 5000 км. Мосты новейшей машины, видимо, не нуждаются в таковой долгой "обкатке".
Навряд ли стоит гласить, что 3160 на ходу приметно тише, а вот маневренность... Об этом нужно сказать особо. Держать автомобиль в границах собственного ряда тяжело. Гидроусилитель очень мощнейший и лишен мельчайшей оборотной связи, рулевое неточно, у шин очень большой увод. Добавим, что фронтальные рессоры управляются со своими обязательствами не без усилий. В итоге машина "плавает" по дороге, и шофер должен быть в неизменном напряжении. Мы не ставили целью конкретно разобраться в аспектах руления на UAZ 3160, но и без этого можно констатировать: у автомобиля суровые трудности с маневренностью. На таком фоне UAZ 31519 с рессорной фронтальной подвеской, без гидроусилителя показался практически эталоном - по последней мере, на довольно ровненьком покрытии на нем не составляет труда придерживаться избранной линии движения. Естественно, при парковке баранку крутить тяжеловато, а большие ямы и колдобины отдаются на руле, но это уже другой разговор.
Новый автомобиль с пружинной подвеской приметно лучше предшественника на относительно ровненькой дороге - маленькие выпуклости сглаживают шины, а те, что побольше - глотает подвеска. Рессорная машина эти недостатки покрытия чувствует куда заметнее и реагирует на их намного шумнее. На разбитой же и промороженной грунтовке, куда обыденным легковым автомобилям вход заказан, ситуация изменяется с точностью до напротив. UAZ 3160 с пружинной подвеской скачет как мячик, и даже пристегнутые ремнями шофер и пассажиры иногда подлетают до потолка, а ругаемые всеми многолистовые рессоры 31519 честно делают свое дело: кое-где понизу под машиной прогуливаются ходуном мосты, а кузов только немного покачивается на неровностях. Это наглядно указывает демпфирующие возможности рессор и еще раз подтверждает, что способностей штатных амортизаторов на "пружинной" машине не хватает. Очередное: на больших колдобинах пружинную подвеску часто пробивает.
Совсем внезапным свойством обладает новый руль модели 3160, установленный в обеих машинах, - он прекрасно... гнется. Так отлично, что один из создателей несколько раз прищемил пальцы меж ним и козырьком приборной панели!
ТАМ, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ШОССЕ, КОНЧИЛАСЬ И МУФТА
Вот они, истинные дороги для УАЗов! К огорчению, хотимого сопоставления не вышло - муфта "Элмо" на UAZ 3160, подсоединяющая правую ступицу, отдала приказ длительно жить, и включать полный привод было нереально. Пришлось ограничиться проверкой геометрической проходимости. Невзирая на впечатляющий стабилизатор поперечной стойкости, ходы колес в фронтальной подвеске довольно значительны. В задней, благодаря более длинноватым малолистовым рессорам и серьгам, они даже больше, чем у обыденного УАЗа. Несколько увеличенный задний свес 3160 фактически не мешает, хотя более широкие картеры редукторов неразрезных мостов будут оказывать большее сопротивление при движении по колее. Так как база и колеи машин совпадают, разница в проходимости на схожих шинах должна быть мала.
На UAZ 31519 вначале было смонтировано огромное количество подвесных пластмассовых деталей, полезность которых в большинстве случаев непонятна как в эстетическом, так и в чисто практическом смысле. И если "намордник" защищает переднюю часть машины от повреждений маленькими камнями и песком, то боковые накладки откровенно никчемны, а "спойлер" на фронтальном бампере очень очень понижает угол заезда - зацепиться можно на полностью безопасном бугре.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Что представляет собой UAZ 31519, отлично понятно. Комфорта в этой машине минимум. Даже с железной крышей в автомобиле все равно холодно, а вой вентилятора "печки" перекрывает шум мотора и коробки. Но, по последней мере, сверенной годами конструкции не так жутко "родное" качество сборки.
На этом фоне 3160 смотрится молодцом. Но, к огорчению, лишь на нем. С подобными ввезенными автомобилями даже ассоциировать его неправильно. В то же время стоимость совершенно точно дает осознать, что прежнему контингенту машина не по кармашку, ну и не рассчитана на него. Если UAZ 31519 - очевидный "дембель" на гражданке, то 3160, по идее, должен быть убежденным "пацифистом". Хотя откуда ему взяться в военном семействе?
Под капотом отличия малы.
Салон UAZ 3160 фактически соответствует ожидаемому в российском легковом автомобиле.
Техно Черта
АВТОМОБИЛЯ UAZ 31601-012
Общие данные: число мест - 5; оснащенная масса - 1930 кг; полная масса - 2530 кг; наибольшая скорость - 130 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 24 с; расход горючего при 90 км/ч и в городском цикле - 11,4; 13,5 л/100 км; припас горючего - 90 л; горючее - А-76. Конструкция: рамная со железным кузовом. Размеры, мм: длина - 4240; ширина - 1828; высота - 1935; база - 2400; колея впереди/сзади - 1445/1445; дорожный просвет - 210; объем багажника - 1250/2833 л; радиус поворота - 6,3 м. Движок: карбюраторный, 4-х цилиндровый, рядный УМЗ-4218.10, размещен впереди продольно; рабочий объем - 2890 смз; поперечник цилиндра и ход поршня - 100х92 мм; степень сжатия - 6,7; мощность - 63 кВт/86 л. с. при 4000 об/мин; наибольший вращающий момент - 193 Н.м при 2200-2500 об/мин. Коробка: вэдовая, фронтальный мост отключаемый, межосевой дифференциал отсутствует, междуколесные дифференциалы - свободные, колесные муфты с ручным включением; коробка - механическая пятиступная; передаточные числа: I - 3,78; II - 2,69; III - 1,55; IV - 1,99; з. х. - 4,12; раздаточная коробка: I -1,00; II - 1,47. Подвеска: зависимая, впереди - на продольных рычагах с тягой Панара, сзади - на продольных малолистовых рессорах. Тормоза: с вакуумным усилителем, впереди - дисковые вентилируемые, сзади - барабанные. Рулевое: винт - шариковая гайка с усилителем. Размер шин: 225/75R16.
P.S. Когда верстался этот материал, стало понятно, что Ульяновский автозавод понизил стоимость на машины семейства "3160" на 40 тыщ рублей.
Фото Александра Полунина
Самое не плохое, что есть в UAZ 3160, - новый кузов. Все другое, как досадно бы это не звучало, еще в очень сыром состоянии. Чтоб заинтриговать реального покупателя, стоимость машины в сегодняшнем выполнении должна быть много ниже. UAZ 31519 - только малость облагороженный "469-й". Обычный и добросовестный автомобиль для тех, кто готов мириться с тем, что понятия "асфальт" и "комфорт" - не для их.
Редакция благодарит автомобильные салоны сети "Алан-Автомир" за предоставленные авто.
УАЗ-3153УАЗ-3153
УАЗ-3153
УАЗ-3153, УАЗ-3160УАЗ-3160УАЗ-3160
УАЗ-3160
УАЗ-3160УАЗ-3160
г.