ЗАПОЛЯРНЫЕ КОЛЬЦА НОКИА
ЗАПОЛЯРНЫЕ КОЛЬЦА НОКИА
ТЕХНИКА
Шины
ЗАПОЛЯРНЫЕ КОЛЬЦА НОКИА
"Нокиан Тайрс" (Nokian Tyres) - самый северный производитель шин в мире. Тут же, в Лапландии, недалеко от города Ивало, что в 300 километрах к северу от Полярного круга, расположился полигон компании для испытаний зимних шин.
Сергей МИШИН
Рабочий сезон зимнего полигона - с ноября по май. Под ногами только снег да лед, потому обустраивать дорогостоящие особые испытательные дороги не надо. Обо всем позаботилась природа. Трассы проложены по замерзшей глади 3-х озер и проселочной дороге, окаймляющей местность полигона. Из рукотворного - только кабинет с жилым помещением, маленький гараж да заправка.
Самое длинноватое озеро приспособили для оценки шин в разгоне и торможении на льду (три параллельные километровые полосы по 20 метров шириной любая). Тут же приютилась маленькая замкнутая восьмисотметровая трасса. На другом озере размечено ледяное кольцо поперечником 300 метров, где определяют боковые сцепные характеристики шин на льду, и высокоскоростная дорога протяженностью 2300 м. Еще одна ледовая трасса - для особых показов и "школы северного вождения" - проложена на 3-ем озере.
По периметру полигона в приполярном лесу проходит просека с заснеженной 15-километровой дорогой, где много поворотов, маленьких спусков и подъемов. Тут оценивают поведение автомобиля, обутого в испытуемые шины, на снегу. Не считая того, есть и особая широкая полоса длиной 500 метров, горная дорога с серпантинами, проложенная по склону прибрежной сопки с внедрением рельефа местности - уклоны до 20%.
Жить по полгода посреди зимы, вдалеке от цивилизации, пусть и со всеми удобствами - не каждому по нраву, потому персонал полигона разбит на смены и работает вахтовым способом. Вахту стоят четыре-пять водителей-испытателей высшей квалификации и "дворник".
1-ые, мастера на все руки, делают то, что связано с испытаниями (замеры на сложной электрической аппаратуре, анализ инфы, экспертные оценки). Не гнушаются и предварительный работой - переобуть машину, смонтировать шины, отбалансировать колеса - все держится на их. "Дворник" же чистит все испытательные и подъездные дороги (очевидно, не ручной метлой).
Работа начинается с замеров главных характеристик шин. Их проводят на особом автомобиле-стенде с третьей навесной осью, на нее и ставят колеса с испытуемыми шинами (фото вверху справа). Особыми прижимающими устройствами их можно прижать к дороге с той либо другой силой, задать подходящую скорость вращения оси, повернуть колеса на хоть какой угол. Определяют и записывают в электрическую память конкретные характеристики продольного и поперечного сцепления на снегу и льду.
После чего шины ставят уже на обыденный автомобиль для испытаний: замеров на дороге и оценки поведения в разных режимах во различных зимних критериях.
Для определения сцепных параметров шин авто разгоняют с насыщенной пробуксовкой и замеряют время набора скорости от 5 до 25 км/ч. Тормозной путь, напротив, замеряют с 25 до 5 км/ч при заблокированных фронтальных колесах. При всем этом задние тормоза отключены, чтоб убрать вероятные боковые уводы при насыщенном торможении. Боковое сцепление шин оценивают по наибольшей скорости, достигнутой на ледяном круге.
Но числа - штука хоть и беспристрастная, но сухая, как оценить плюсы шин на языке чувств? Большущее значение присваивают тут экспертной оценке поведения автомобиля на дороге в разных режимах движения (разгон, торможение, прохождение поворотов) и комфортабельности шин (шум, плавность хода и демпфирование колебаний на неровностях). Если требуется - в сопоставлении с соперниками. При всем этом проставляют оценки по обычной для профессионалов финской школьной системе: низшая - 4, высшая - 10.
Но в модельном ряду компании, естественно, не только лишь зимние шины, потому есть у "Нокиан Тайрс" и особый летний полигон. Под боком у завода, в городке Нокиа.
Фото Сергея Мишина
ТЕХНИКА
Шины
ЗАПОЛЯРНЫЕ КОЛЬЦА НОКИА
"Нокиан Тайрс" (Nokian Tyres) - самый северный производитель шин в мире. Тут же, в Лапландии, недалеко от города Ивало, что в 300 километрах к северу от Полярного круга, расположился полигон компании для испытаний зимних шин.
Сергей МИШИН
Рабочий сезон зимнего полигона - с ноября по май. Под ногами только снег да лед, потому обустраивать дорогостоящие особые испытательные дороги не надо. Обо всем позаботилась природа. Трассы проложены по замерзшей глади 3-х озер и проселочной дороге, окаймляющей местность полигона. Из рукотворного - только кабинет с жилым помещением, маленький гараж да заправка.
Самое длинноватое озеро приспособили для оценки шин в разгоне и торможении на льду (три параллельные километровые полосы по 20 метров шириной любая). Тут же приютилась маленькая замкнутая восьмисотметровая трасса. На другом озере размечено ледяное кольцо поперечником 300 метров, где определяют боковые сцепные характеристики шин на льду, и высокоскоростная дорога протяженностью 2300 м. Еще одна ледовая трасса - для особых показов и "школы северного вождения" - проложена на 3-ем озере.
По периметру полигона в приполярном лесу проходит просека с заснеженной 15-километровой дорогой, где много поворотов, маленьких спусков и подъемов. Тут оценивают поведение автомобиля, обутого в испытуемые шины, на снегу. Не считая того, есть и особая широкая полоса длиной 500 метров, горная дорога с серпантинами, проложенная по склону прибрежной сопки с внедрением рельефа местности - уклоны до 20%.
Жить по полгода посреди зимы, вдалеке от цивилизации, пусть и со всеми удобствами - не каждому по нраву, потому персонал полигона разбит на смены и работает вахтовым способом. Вахту стоят четыре-пять водителей-испытателей высшей квалификации и "дворник".
1-ые, мастера на все руки, делают то, что связано с испытаниями (замеры на сложной электрической аппаратуре, анализ инфы, экспертные оценки). Не гнушаются и предварительный работой - переобуть машину, смонтировать шины, отбалансировать колеса - все держится на их. "Дворник" же чистит все испытательные и подъездные дороги (очевидно, не ручной метлой).
Работа начинается с замеров главных характеристик шин. Их проводят на особом автомобиле-стенде с третьей навесной осью, на нее и ставят колеса с испытуемыми шинами (фото вверху справа). Особыми прижимающими устройствами их можно прижать к дороге с той либо другой силой, задать подходящую скорость вращения оси, повернуть колеса на хоть какой угол. Определяют и записывают в электрическую память конкретные характеристики продольного и поперечного сцепления на снегу и льду.
После чего шины ставят уже на обыденный автомобиль для испытаний: замеров на дороге и оценки поведения в разных режимах во различных зимних критериях.
Для определения сцепных параметров шин авто разгоняют с насыщенной пробуксовкой и замеряют время набора скорости от 5 до 25 км/ч. Тормозной путь, напротив, замеряют с 25 до 5 км/ч при заблокированных фронтальных колесах. При всем этом задние тормоза отключены, чтоб убрать вероятные боковые уводы при насыщенном торможении. Боковое сцепление шин оценивают по наибольшей скорости, достигнутой на ледяном круге.
Но числа - штука хоть и беспристрастная, но сухая, как оценить плюсы шин на языке чувств? Большущее значение присваивают тут экспертной оценке поведения автомобиля на дороге в разных режимах движения (разгон, торможение, прохождение поворотов) и комфортабельности шин (шум, плавность хода и демпфирование колебаний на неровностях). Если требуется - в сопоставлении с соперниками. При всем этом проставляют оценки по обычной для профессионалов финской школьной системе: низшая - 4, высшая - 10.
Но в модельном ряду компании, естественно, не только лишь зимние шины, потому есть у "Нокиан Тайрс" и особый летний полигон. Под боком у завода, в городке Нокиа.
Фото Сергея Мишина