Железные НАСТУПАЮТ
Железные НАСТУПАЮТ
/ОКОЛЬЦЕВАЛИ
Железные НАСТУПАЮТ
У ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ СВОИ НОВАЦИИ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ АФИНЕЕВСКИЙ, НАМИ
О том, что поршневые кольца делают из чугуна, что они хрупкие и при подмене их нужна осторожность, наслышаны многие. Конструкторы знают за ними и другие грешки. Поиски достойной подмены чугуну не прекращались и в свое время привели к стали. Ее упругость и термостойкость значительно выше, потому железные кольца работают стабильнее и подольше. Форма цилиндров не бывает безупречной - в производстве неминуемы отличия по овальности и цилиндричности, не считая того, цилиндры (в особенности "влажные" гильзы) деформируются при затяжке головки блока и прогреве мотора. Изготовленные из стали кольца лучше адаптируются к этому, сокращая прорыв газов в картер, угар масла и вредные выбросы.
И это еще не все. Благодаря большей прочности и упругости, высоту железного кольца можно делать на 20% меньше, чем металлического, сэкономив на трении, а заодно и облегчив. Возникает возможность форсировать движки, увеличив их теплонагруженность, так как перемычки меж канавками на поршнях из-за наименьшей высоты колец могут быть толще и прочнее.
При всех этих тривиальных преимуществах до недавнешних пор из стали если и делали, то только составные маслосъемные кольца. С компрессионными - не выходило: трудно было избежать "прихватов и натиров". Сталь, в отличие от чугуна, бедна скользким графитом и к тому же плохо держит смазку на поверхности.
Этот недочет удалось убрать, защитив рабочую поверхность колец особыми износоустойчивыми и антифрикционными покрытиями методом оксидирования, фосфатирования и т.д. Не считая того, притупляют и профилируют "острые" кромки колец. На сей день ведущие изготовители (Gоetze и Schottle Motoren-teile из Германии, Nippon Piston Ring и Riken Piston Ring из Стране восходящего солнца, Perfect Circle из Франции и Dana из США) уже довели выпуск железных поршневых колец до 40-50% общего производства.
В Рф со сталью работают ВАЗ (по лицензии Riken Piston Ring), мичуринский и ставропольский фабрики, но делают только маслосъемные сборные кольца. Только завод "Стакол" (Петухи, Владимирская область) выпускает и компрессионные, и маслосъемные кольца из стали. Более того, тут при участии НАМИ освоено создание уникальных маслосъемных колец с комбинированным расширителем. Он работает и в осевом, и в круговом направлении, потому упругость изделий не находится в зависимости от глубины канавки, как у обычных сборных колец.
Компрессионные в Петухах делают из проволоки, протягивая ее через фильеры и получая дополнительно упрочненный профиль, который навивают на оправку и режут на кольца. Обычно кольца штампуют из листа, потом обтачивают.
Вобщем, все это больше интересует конструкторов и производителей. А что может получить рядовой потребитель - ремонтник, автолюбитель?
В НАМИ были проведены сравнительные тесты российских железных колец и серийных металлических.
Поначалу инспектировали противозадирную стойкость без подготовительной обкатки. Приработка прошла отлично - на зеркале сохранились следы хона, и все поршневые кольца избежали прижогов и грубых рисок.
Потом обусловили расход масла на угар при работе движков в номинальном режиме и прорыв газов в картер. По этим показателям железные кольца обогнали собственных металлических оппонентов, приметно снизив и прорыв газов, и угар масла.
Вот вам и настоящая выгода от железных колец вообщем и продукции владимирцев а именно. Добавим, что набор железных Goetze либо SM стоит 400-600 руб., стандартный русский - 200-300 руб., а "Стакол" - 150-200 руб. Кстати, его коробка защищена от подделок голографической наклейкой и снабжена аннотацией по установке колец (подробнее см. ЗР, 2001, № 6).
Чугунное маслосъемное кольцо. Снутри - расширитель.
Железное сборное четырехэлементное маслосъемное кольцо с круговым расширителем, упирающимся в дно канавки на поршне.
Железное маслосъемное кольцо "Стакол" с двухфункциональным расширителем.
/ОКОЛЬЦЕВАЛИ
Железные НАСТУПАЮТ
У ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ СВОИ НОВАЦИИ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ АФИНЕЕВСКИЙ, НАМИ
О том, что поршневые кольца делают из чугуна, что они хрупкие и при подмене их нужна осторожность, наслышаны многие. Конструкторы знают за ними и другие грешки. Поиски достойной подмены чугуну не прекращались и в свое время привели к стали. Ее упругость и термостойкость значительно выше, потому железные кольца работают стабильнее и подольше. Форма цилиндров не бывает безупречной - в производстве неминуемы отличия по овальности и цилиндричности, не считая того, цилиндры (в особенности "влажные" гильзы) деформируются при затяжке головки блока и прогреве мотора. Изготовленные из стали кольца лучше адаптируются к этому, сокращая прорыв газов в картер, угар масла и вредные выбросы.
И это еще не все. Благодаря большей прочности и упругости, высоту железного кольца можно делать на 20% меньше, чем металлического, сэкономив на трении, а заодно и облегчив. Возникает возможность форсировать движки, увеличив их теплонагруженность, так как перемычки меж канавками на поршнях из-за наименьшей высоты колец могут быть толще и прочнее.
При всех этих тривиальных преимуществах до недавнешних пор из стали если и делали, то только составные маслосъемные кольца. С компрессионными - не выходило: трудно было избежать "прихватов и натиров". Сталь, в отличие от чугуна, бедна скользким графитом и к тому же плохо держит смазку на поверхности.
Этот недочет удалось убрать, защитив рабочую поверхность колец особыми износоустойчивыми и антифрикционными покрытиями методом оксидирования, фосфатирования и т.д. Не считая того, притупляют и профилируют "острые" кромки колец. На сей день ведущие изготовители (Gоetze и Schottle Motoren-teile из Германии, Nippon Piston Ring и Riken Piston Ring из Стране восходящего солнца, Perfect Circle из Франции и Dana из США) уже довели выпуск железных поршневых колец до 40-50% общего производства.
В Рф со сталью работают ВАЗ (по лицензии Riken Piston Ring), мичуринский и ставропольский фабрики, но делают только маслосъемные сборные кольца. Только завод "Стакол" (Петухи, Владимирская область) выпускает и компрессионные, и маслосъемные кольца из стали. Более того, тут при участии НАМИ освоено создание уникальных маслосъемных колец с комбинированным расширителем. Он работает и в осевом, и в круговом направлении, потому упругость изделий не находится в зависимости от глубины канавки, как у обычных сборных колец.
Компрессионные в Петухах делают из проволоки, протягивая ее через фильеры и получая дополнительно упрочненный профиль, который навивают на оправку и режут на кольца. Обычно кольца штампуют из листа, потом обтачивают.
Вобщем, все это больше интересует конструкторов и производителей. А что может получить рядовой потребитель - ремонтник, автолюбитель?
В НАМИ были проведены сравнительные тесты российских железных колец и серийных металлических.
Поначалу инспектировали противозадирную стойкость без подготовительной обкатки. Приработка прошла отлично - на зеркале сохранились следы хона, и все поршневые кольца избежали прижогов и грубых рисок.
Потом обусловили расход масла на угар при работе движков в номинальном режиме и прорыв газов в картер. По этим показателям железные кольца обогнали собственных металлических оппонентов, приметно снизив и прорыв газов, и угар масла.
Вот вам и настоящая выгода от железных колец вообщем и продукции владимирцев а именно. Добавим, что набор железных Goetze либо SM стоит 400-600 руб., стандартный русский - 200-300 руб., а "Стакол" - 150-200 руб. Кстати, его коробка защищена от подделок голографической наклейкой и снабжена аннотацией по установке колец (подробнее см. ЗР, 2001, № 6).
Чугунное маслосъемное кольцо. Снутри - расширитель.
Железное сборное четырехэлементное маслосъемное кольцо с круговым расширителем, упирающимся в дно канавки на поршне.
Железное маслосъемное кольцо "Стакол" с двухфункциональным расширителем.