ДЕГУСТАЦИЯ
ДЕГУСТАЦИЯ
КЛУБ Автовладельцев
/ДОЗНАНИЕ
ДЕГУСТАЦИЯ
БЕРЕМ ПРОБУ БЕНЗИНОВ
ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ
Слухи о нехорошем бензине, нет же ну и встречающемся в Москве, сподвигли нас на малюсенькое собственное расследование.
ДВА Способа
О том, что такое октановое число (ОЧ), знает, наверняка, каждый. Это так принципиальный параметр, что конкретно по нему систематизируют горючее. Нефть в каждой скважине различная и при ее перегонке бензин выходит тоже различный. В нем сотки видов молекул в разных пропорциях. Стремясь упростить задачку для юзеров, химики призвали на помощь два углеводорода: изооктан и гептан. Изооктан не достаточно поддается детонации, пылает жарко и длительно. Его ОЧ принято за 100%. Гептан - реальный детонатор: вспыхивает и пылает практически одномоментно. Антидетонационную стойкость его приняли за ноль. Если ОЧ бензина равно 91, это означает, что он сдетонирует при той же степени сжатия, что и изооктан, на 9% разбавленный гептаном.
Октановое число бензина находится в зависимости от критерий его измерения. Обычно употребляют два способа - исследовательский и моторный. Принято считать, что 1-ый определяет ОЧ при работе мотора на переходных режимах (так именуемый городской стиль), а 2-ой - при длительной работе в режиме номинальных нагрузок. Чтоб не путать, в заглавие бензина ввели дополнительную буковку. Так, у АИ-92 ОЧ равно 92 единицам по исследовательскому способу, а у А-76 оно составит 76 единиц по моторному. В большинстве случаев 92 исследовательские единицы (АИ-92) соответствуют 83 моторным (A-83). Но напрямую переводить величины нельзя, так как у каждого бензина собственная черта, и тот же АИ-92 может показать при моторных испытаниях 80-85 единиц. И разность меж ОЧ по этим способам - лучшая черта стабильности поведения бензина при разных режимах работы мотора.
Еще в двадцатые годы америкосы начали добавлять в бензин присадки, замедляющие горение. Так появились кислородсодержащие (к примеру, метилтрибутиловый эфир либо МТБЭ), железосодержащие (ферроцен), марганцевые (автовэм) и остальные присадки. Самым действенным подавителем детонации оказался тетраэтилсвинец (ТЭС). Им воспользовались, пока тревогу не забили экологи - свинец вредоносен! От ТЭС пришлось отрешиться.
МЕСТНЫЙ РОЗЛИВ
В Рф нефтеперерабатывающие фабрики перестраиваются на ходу. Сейчас у нас действует два эталона: старенькый ГОСТ 2084-77 и новый ГОСТ Р 51105-97, разработанный в согласовании с европейскими экологическими требованиями. Действуют и другие, более жесткие к экологичности горючего эталоны (к примеру, ТУ 38.401-58-171-96). Пока фабрики не сумеют перейти на новый ГОСТ стопроцентно, существовать будут оба. На НПЗ налажен серьезный контроль за технологическим процессом и качеством горючего, но мы-то покупаем бензин на заправке. А путь к ней от завода длиннющий и не всегда прямой.
Торговцы иногда соединяют дешевенький прямогонный бензин с товарным, а чтоб ОЧ не свалилось ниже нормы, добавляют присадки. И если для введения 10-15% МТБЭ требуются особая емкость и миксер, то железосодержащие присадки можно прямо засыпать в бензовоз - идет речь о граммах на тонну. Так можно довести "92-й" бензин до "95-го" либо даже до "98-го". Не будем касаться всех последствий такового метода "улучшения" бензина, перейдем к другому. Этилированный бензин запрещен и в Москве. Конкретно это и решили проверить.
Не представляясь, мы взяли 10 проб бензина со столичных заправок самых именитых компаний. Тормознули на АИ-95, как на самом соблазнительном для махинаций: разница с "92-м" всего на три единицы, а дороже на целый рубль. На каждой АЗС просили показать паПодвеска: заправщик должен предъявить его по просьбе клиента. На неких бензоколонках паПодвеска даже висит для обозрения под стеклом. Документ наверное реальный.
А САМ БЕНЗИН?
Анализ проводил 25 НИИ МО РФ, где не знали, откуда горючее - им передали просто пронумерованные емкости.
Начали с детонационной стойкости (моторное и исследовательское октановые числа не должны быть ниже нормы). Практически во всех пробах ОЧ оказалось в норме, не считая... Если веровать ТУ, бензин А-96* от "Бритиш Петролеум" - экПодвесканый. Все же до положенного ОЧ=96 он не дотянул практически на единицу. Продается же бензин как "95-й". АЗС "Коримос" от Столичного НПЗ, напротив, ведет торговлю реальным "96-м" бензином по стоимости "95-го". Но это частности.
Концентрация свинца. Свинец, как и железо, может находиться в хоть какой воды, включая питьевую воду. В неэтилированных бензинах его должно быть менее 0,013 (либо 0,010 зависимо от ГОСТ) грамма на литр. Настолько малая величина служит только показателем того, что свинец был в сырой нефти. Лаборатория подтвердила: весь бензин неэтилированный.
Массовая толика серы ограничена ГОСТами от 0,05 до 0,1%. Здесь все очень просто: чем меньше серы, тем меньше коррозии и отложений. "Бритиш Петролеум" чуть вписался в норматив. У других серы меньше, а у "Коримос" и "Татнефти" - вдесятеро.
Фракционный состав. Чем большая толика горючего испаряется при данной температуре, тем больше в бензине легких фракций и тем лучше движок заведется зимой. Но их излишек чреват паровыми пробками. Зимой легких фракций должно быть больше, чем летом. Криминала не найдено.
Механические примеси и вода отсутствуют.
Концентрация фактических смол ограничена 10 мг на 100 смз для старенького ГОСТ 2084-77 и 5 мг для всех других. Смол чем меньше - тем лучше: они вредят карбюратору, инжектору, откладываются на впускных клапанах. Чуть вписался в ТУ "Бритиш Петролеум" - у него ровно 5 мг. Чуток меньше у "Татнефти", "Юкос" и "Нефто". Бензин от "ЛУКОЙЛа" вписывается исключительно в старенькый ГОСТ - концентрация смол у него больше 5 мг. А ТНК, торгующая по тому же эталону, щеголяет рекордно низким показателем - 1,6 мг.
Концентрация железа. Этот пункт призван выявить ферроцен (либо его аналог) - самую возлюбленную присадку бензосамогонщиков. Допустим, при концентрации до 37 мг/л. Найдено только железо, присутствующее в бензине вначале. Введенные специально присадки измерялись бы десятками миллиграммов на литр.
Концентрация марганца. Одна из самых фаворитных не так давно присадок, к огорчению, практически пропала. А все поэтому, что месторождения марганца - в Грузии.
Содержание МТБЭ. Одна из более применяемых кислородсодержащих присадок. Безобидна для мотора, не небезопасна для здоровья. Концентрация может быть хоть какой, но не выше 15%.
Большая толика бензола. Бензол поднимает ОЧ. Допустима концентрация до 5%: в малых дозах он действует положительно. В огромных же сгорает не стопроцентно, оседая сажей в системе выпуска. Не считая того, выделяется очень ядовитый продукт.
Что ж, мы не отыскали самодельного бензина. Может быть поэтому, что приличные компании не занимаются маленьким мошенничеством - они привыкли работать по-крупному. Маленькие же заправки проверить фактически нереально - в одной Москве более 700 АЗС. И любопытно это только москвичам. А нам охото знать, что делается во всей стране. И поэтому в последующий раз мы проверим, как обстоят дела в других больших городках Рф. Скажем, в Ростове на дону. Либо в Екатеринбурге.
КЛУБ Автовладельцев
/ДОЗНАНИЕ
ДЕГУСТАЦИЯ
БЕРЕМ ПРОБУ БЕНЗИНОВ
ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ
Слухи о нехорошем бензине, нет же ну и встречающемся в Москве, сподвигли нас на малюсенькое собственное расследование.
ДВА Способа
О том, что такое октановое число (ОЧ), знает, наверняка, каждый. Это так принципиальный параметр, что конкретно по нему систематизируют горючее. Нефть в каждой скважине различная и при ее перегонке бензин выходит тоже различный. В нем сотки видов молекул в разных пропорциях. Стремясь упростить задачку для юзеров, химики призвали на помощь два углеводорода: изооктан и гептан. Изооктан не достаточно поддается детонации, пылает жарко и длительно. Его ОЧ принято за 100%. Гептан - реальный детонатор: вспыхивает и пылает практически одномоментно. Антидетонационную стойкость его приняли за ноль. Если ОЧ бензина равно 91, это означает, что он сдетонирует при той же степени сжатия, что и изооктан, на 9% разбавленный гептаном.
Октановое число бензина находится в зависимости от критерий его измерения. Обычно употребляют два способа - исследовательский и моторный. Принято считать, что 1-ый определяет ОЧ при работе мотора на переходных режимах (так именуемый городской стиль), а 2-ой - при длительной работе в режиме номинальных нагрузок. Чтоб не путать, в заглавие бензина ввели дополнительную буковку. Так, у АИ-92 ОЧ равно 92 единицам по исследовательскому способу, а у А-76 оно составит 76 единиц по моторному. В большинстве случаев 92 исследовательские единицы (АИ-92) соответствуют 83 моторным (A-83). Но напрямую переводить величины нельзя, так как у каждого бензина собственная черта, и тот же АИ-92 может показать при моторных испытаниях 80-85 единиц. И разность меж ОЧ по этим способам - лучшая черта стабильности поведения бензина при разных режимах работы мотора.
Еще в двадцатые годы америкосы начали добавлять в бензин присадки, замедляющие горение. Так появились кислородсодержащие (к примеру, метилтрибутиловый эфир либо МТБЭ), железосодержащие (ферроцен), марганцевые (автовэм) и остальные присадки. Самым действенным подавителем детонации оказался тетраэтилсвинец (ТЭС). Им воспользовались, пока тревогу не забили экологи - свинец вредоносен! От ТЭС пришлось отрешиться.
МЕСТНЫЙ РОЗЛИВ
В Рф нефтеперерабатывающие фабрики перестраиваются на ходу. Сейчас у нас действует два эталона: старенькый ГОСТ 2084-77 и новый ГОСТ Р 51105-97, разработанный в согласовании с европейскими экологическими требованиями. Действуют и другие, более жесткие к экологичности горючего эталоны (к примеру, ТУ 38.401-58-171-96). Пока фабрики не сумеют перейти на новый ГОСТ стопроцентно, существовать будут оба. На НПЗ налажен серьезный контроль за технологическим процессом и качеством горючего, но мы-то покупаем бензин на заправке. А путь к ней от завода длиннющий и не всегда прямой.
Торговцы иногда соединяют дешевенький прямогонный бензин с товарным, а чтоб ОЧ не свалилось ниже нормы, добавляют присадки. И если для введения 10-15% МТБЭ требуются особая емкость и миксер, то железосодержащие присадки можно прямо засыпать в бензовоз - идет речь о граммах на тонну. Так можно довести "92-й" бензин до "95-го" либо даже до "98-го". Не будем касаться всех последствий такового метода "улучшения" бензина, перейдем к другому. Этилированный бензин запрещен и в Москве. Конкретно это и решили проверить.
Не представляясь, мы взяли 10 проб бензина со столичных заправок самых именитых компаний. Тормознули на АИ-95, как на самом соблазнительном для махинаций: разница с "92-м" всего на три единицы, а дороже на целый рубль. На каждой АЗС просили показать паПодвеска: заправщик должен предъявить его по просьбе клиента. На неких бензоколонках паПодвеска даже висит для обозрения под стеклом. Документ наверное реальный.
А САМ БЕНЗИН?
Анализ проводил 25 НИИ МО РФ, где не знали, откуда горючее - им передали просто пронумерованные емкости.
Начали с детонационной стойкости (моторное и исследовательское октановые числа не должны быть ниже нормы). Практически во всех пробах ОЧ оказалось в норме, не считая... Если веровать ТУ, бензин А-96* от "Бритиш Петролеум" - экПодвесканый. Все же до положенного ОЧ=96 он не дотянул практически на единицу. Продается же бензин как "95-й". АЗС "Коримос" от Столичного НПЗ, напротив, ведет торговлю реальным "96-м" бензином по стоимости "95-го". Но это частности.
Концентрация свинца. Свинец, как и железо, может находиться в хоть какой воды, включая питьевую воду. В неэтилированных бензинах его должно быть менее 0,013 (либо 0,010 зависимо от ГОСТ) грамма на литр. Настолько малая величина служит только показателем того, что свинец был в сырой нефти. Лаборатория подтвердила: весь бензин неэтилированный.
Массовая толика серы ограничена ГОСТами от 0,05 до 0,1%. Здесь все очень просто: чем меньше серы, тем меньше коррозии и отложений. "Бритиш Петролеум" чуть вписался в норматив. У других серы меньше, а у "Коримос" и "Татнефти" - вдесятеро.
Фракционный состав. Чем большая толика горючего испаряется при данной температуре, тем больше в бензине легких фракций и тем лучше движок заведется зимой. Но их излишек чреват паровыми пробками. Зимой легких фракций должно быть больше, чем летом. Криминала не найдено.
Механические примеси и вода отсутствуют.
Концентрация фактических смол ограничена 10 мг на 100 смз для старенького ГОСТ 2084-77 и 5 мг для всех других. Смол чем меньше - тем лучше: они вредят карбюратору, инжектору, откладываются на впускных клапанах. Чуть вписался в ТУ "Бритиш Петролеум" - у него ровно 5 мг. Чуток меньше у "Татнефти", "Юкос" и "Нефто". Бензин от "ЛУКОЙЛа" вписывается исключительно в старенькый ГОСТ - концентрация смол у него больше 5 мг. А ТНК, торгующая по тому же эталону, щеголяет рекордно низким показателем - 1,6 мг.
Концентрация железа. Этот пункт призван выявить ферроцен (либо его аналог) - самую возлюбленную присадку бензосамогонщиков. Допустим, при концентрации до 37 мг/л. Найдено только железо, присутствующее в бензине вначале. Введенные специально присадки измерялись бы десятками миллиграммов на литр.
Концентрация марганца. Одна из самых фаворитных не так давно присадок, к огорчению, практически пропала. А все поэтому, что месторождения марганца - в Грузии.
Содержание МТБЭ. Одна из более применяемых кислородсодержащих присадок. Безобидна для мотора, не небезопасна для здоровья. Концентрация может быть хоть какой, но не выше 15%.
Большая толика бензола. Бензол поднимает ОЧ. Допустима концентрация до 5%: в малых дозах он действует положительно. В огромных же сгорает не стопроцентно, оседая сажей в системе выпуска. Не считая того, выделяется очень ядовитый продукт.
Что ж, мы не отыскали самодельного бензина. Может быть поэтому, что приличные компании не занимаются маленьким мошенничеством - они привыкли работать по-крупному. Маленькие же заправки проверить фактически нереально - в одной Москве более 700 АЗС. И любопытно это только москвичам. А нам охото знать, что делается во всей стране. И поэтому в последующий раз мы проверим, как обстоят дела в других больших городках Рф. Скажем, в Ростове на дону. Либо в Екатеринбурге.