Скрытая МИССИЯ
Скрытая МИССИЯ
ОТКРУЧИВАЕМ ХИТРЫЕ БОЛТЫ
БЕЗ КЛЮЧА
Утратить ключ от секретки легче легкого. На колечко его не нацепишь, а втоптанный в грязь либо снег не углядишь. Если впору увидели пропажу (пока ключ не пригодился), наилучшее решение - заказать новый знакомому токарю. Слепок можно сделать из пластилина либо шпатлевки, за ранее очистив секретку от грязищи и смазав ее полости маслом.
Ужаснее, когда спустило колесо, а отвернуть хитрецкий крепежный элемент нечем. Многие сходу хватаются за зубило и молоток - мол, все равно разламывать. Грустно, если запасной ключ лежит дома: сломав одну секретку, придется раскошеливаться на новый набор. Меж тем иногда удается сберечь деталь и сберечь время, изготовив импровизированный ключ из подручных материалов - к примеру, из болтиков М6 (фото 1). Они должны плотно, без зазора войти меж скрытым болтом и его обоймой. Чем меньше их головки выступают над ней, тем лучше: меньше их перекос - больше передаваемое усилие. На головки болтов надеваем подходящую головку из набора ключей. Зависимо от конструкции секретки можно использовать также болты М5 либо М8, а в центре - подходящие гайки.
Можно усилить композицию полиэфирной замазкой, она застывает в считанные минутки. За ранее скрепляем болты проволокой, надеваем на их торцевую головку и создаем маленькое усилие в сторону откручивания, чтоб болты самоустановились (рис. 1). Когда замазка схватится, секретку отвернете без усилий. Это, пожалуй, самый легкий в выполнении, неопасный и щадящий Ремонт и эксплуатация метод. А удалить замазку можно сверлом и узкой стамеской.
К огорчению, таковой прием подходящ не для всех секреток. Те, что с маленькими отверстиями либо без обоймы (рис. 2а и 2б), придется искалечить. Об этом ниже.
Лицезреет ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ
Часто обойма секретки не выдерживает нагрузок - растягивается и слетает. В особенности нередко это случается с эксцентриковыми секретками, где нагрузки на их выше (фото 2). Обычно при всем этом мучается и ключ - край его отверстия расширяется, вызывая перекос (рис. 3). Время от времени удается возвратить ему работоспособность, проторцевав (хотя бы на точиле) на 0,5-1 мм. Если же это не помогает либо обойма лопнула, надежды на легкое решение нет.
Штампованные диски не очень препятствуют борьбе с секреткой. Сперва откручиваем другие болты и обстукиваем секретку с торца томным (1-2 кг) молотком. Полезно также подергать колесо в различные стороны, вроде бы пытаясь снять его. Сейчас секретку можно стронуть, ухватив огромным "газовым" ключом (фото 3). Для этого его губы должны сходиться довольно близко. Чтоб достигнуть этого на большенном ключе, его придется доработать - подпилить Ремонт и эксплуатация.
Если ключа под рукою нет, его поменяют зубило и молоток. Выручит и "болгарка" со сточенным до поперечника 60-70 мм диском. Но не спешите срезать болт под корень - в качественных руках хитрецкая головка болта стремительно перевоплотится в доступный для обыденных ключей шестигранник. Так же можно поступить и с гайкой (рис. 2а).
В легкосплавных дисках колесные болты нередко тонут в "колодцах" - там до секретки не добраться. Выходов два: высверлить скрытый болт либо приварить к нему обыденный. 2-ое обычно резвее, но есть риск разрушить диск. Перегрев металла снаружи может остаться незамеченным, но прочности уже не ожидай. Потому такую операцию стоит доверять только опытнейшему и трезвому сварщику. Да еще лучше защитить поверхность диска от сварочных "брызг" жестью либо асбестом.
ПОДСТЕЛИ СОЛОМКУ
Чтоб секретка служила верой и правдой, нельзя кидать ее на произвол соли и дорожной грязищи. Вычищать песок из хитрых пазов трудно, ну и длительно, а пробы отвернуть ключом забитый грязюкой болт в два счета доконают обе Ремонт и эксплуатация: ведь залог их долголетия - надежное, без перекоса, зацепление. В особенности это касается секреток с обоймой. К тому же вставленный не до конца ключ, вывернувшись под нагрузкой, может нанести травму. Отменная защита от грязищи - крышка пластмассовой бутылки. Особые колпачки предусмотрены только у дорогих секреток. Вобщем, если болты закрыты колпаком либо крышкой легкосплавного диска, дополнительная защита им не нужна.
Меж диском и обоймой секретки всегда должен быть маленький зазор (рис. 4а), после затяжки всегда инспектируйте его. Если зазор отсутствует, конус болта не держит диск. Если велик (рис. 4б), при откручивании обойма будет перекашиваться, а при езде - стучать. Вставляя ключ, прижимайте к нему обойму - так меньше перекос деталей. А чтоб избавиться от стука при езде, наденьте на болт у основания обоймы резиновое кольцо.
Секретки очень чувствительны к перетяжке, а на сервисе иногда колесные гайки КамАЗа и "Оки" тянут идиентично. Сорвав же секретку, не торопятся "порадовать" обладателя - колесо-то приверчено. Здесь нужен глаз да глаз. Перекос обоймы, раздавшееся отверстие в ключе, сорванные грани означают, что жить секретке осталось недолго. Лучше, не испытывая судьбу, поменять набор. Как избрать неплохой, мы уже ведали (ЗР, 2000, № 6, с. 76). А чтоб в пути не находить колесный болт либо гайку взамен разболтавшейся секретки, стоит возить с собой "родной" крепежный элемент, снятый при установке секреток.
"Отмычка" из болтов М6 под головку "на 22".
Обоймы эксцентриковых секреток иногда не выдерживают нагрузок.
Если колесо позволяет, ухватим секретку "газовым" ключом.
Рис. 1. Отвернуть секретку поможет полиэфирная замазка: 1 - скрытый болт; 2 - обойма; 3 - болтики подходящего размера; 4 - торцевая головка; 5 - замазка.
Рис. 2. "Болгаркой" можно обточить секретку до шестигранника (а) либо просто снять лыски с 2-ух сторон под разводной ключ (б).
Рис. 3. Исправление расшатанного эксцентрикового ключа.
Рис. 4. Зазора меж колесом и обоймой нет - конус болта не фиксирует колесо (а);
зазор велик - обойма будет перекашиваться при отвертывании и стучать при езде (б).
Самодельная секретка на колпак колеса под цанговый ключ. Ее плюсы - грязеустойчивость и надежность, но сам колпак - не наилучшая защита. Подобные конструкции промышленного производства ранее были в продаже.