И ТО, И ДРУГОЕ, И МОЖНО БЕЗ ХЛЕБА
И ТО, И ДРУГОЕ, И МОЖНО БЕЗ ХЛЕБА
ТЕХНИКА
И ТО, И ДРУГОЕ, И МОЖНО БЕЗ ХЛЕБА
Газ как горючее завлекает автомобилистов, и не только лишь в нашей стране. Не случаем такая именитая компания, как БМВ, приступила к выпуску автомобилей, работающих на природном сжатом газе (ЗР, 1996, № 8). Делает такие машины и "Мерседес-Бенц". Немцы, конечно, рассчитывают на спрос - пусть маленький, но устойчивый. И в других странах Европы интересуются газовыми машинами, к примеру во Франции. Там для работы на сжиженном нефтяном газе приспособили нашу "Ниву". И хотя на русский рынок этот автомобиль пока может попасть только как реэкПодвесканый, рассказ нашего корреспондента Сергея МИШИНА о собственном коротком знакомстве со "всеядным" VAZ 21214 будет увлекателен многим автомобилистам.
Напомню: VAZ 21214 - это "Нива" с системой центрального впрыска горючего, каталитическим нейтрализатором, другими словами автомобиль, удовлетворяющий на сей день требованиям экологии. И вот на него ставят к тому же газовую аппаратуру - казалось бы, для чего она во Франции? Потом, что это прибыльно - и государству, радеющему за незапятнанный воздух (газ позволяет приметно снизить токсичность отработавших газов), и обладателям, которым оказывают не только лишь моральную, да и вескую вещественную поддержку (газ дешевле, налоги на машину меньше). За более полной информацией отсылаю к статье "Газ в моторах" (ЗР, 1996, № 10), а сейчас попробую сопоставить две "Нивы" - бензиновую и газовую, тем паче что свойства обеих оказались воплощены в этой "французской" машине.
Сборка и конструкция. Чтоб бензиновую машину перевоплотить в газовую и напротив, также вынудить ее работать на консистенции 2-ух топлив, довольно щелкнуть переключателем у управляющий колонки. Но так просто этот переход смотрится только снаружи. Ведь к одной системе питания тут добавили вторую - итальянскую газобаллонную аппаратуру (ГБА) компании GPL.
Не раз приходилось слышать такое мировоззрение о газовой аппаратуре: отменная, должно быть, штука, да вот баллон сильно много места занимает - на собственный автомобиль я бы не поставил. Вправду, баллон обычно располагают в багажнике, сокращая нужный объем. Естественно, не достаточно кого завлекла бы перспектива расстаться с небольшим "нивовским" багажником, пусть даже во благо экологии. Тем выигрышнее смогли расположить на "французской" машине 60-литровый баллон. Место ему нашлось под полом кузова в задней части - там, где ранее необоснованно много места ощущал себя основной глушитель. Последнему пришлось развернуться повдоль автомобиля перед задней осью и встать параллельно дополнительному глушителю. Сейчас система выпуска смотрится прямо-таки лабиринтом, но ведь не нам по ней бродить! Основная цель - сохранить багажник в первозданном виде - достигнута.
Для безопасности газовый баллон закрыли снизу защитным листом.
Газ подается (если "разрешает" запорный электроклапан) по железной трубке в редуктор, расположенный под капотом. Потом через актюатор (электрический клапан, регулирующий количество газа) и очередное регулировочное устройство он попадает в диффузорное кольцо, установленное в высшей части агрегата центрального впрыска горючего, над бензиновой форсункой. Видите ли, механическая часть системы не очень отличается от обычных нам комплектов ГБА для карбюраторных движков.
Различия начинаются в управляющей части. Коль скоро впрыск, которым командует электроника, имеет так именуемую оборотную связь, другими словами учитывает состав отработавших газов, точно определяя количество горючего, подаваемое в цилиндры, - почему бы не воплотить такую схему и для газа? Датчики можно использовать имеющиеся - необходимо только подходящим образом обрабатывать их сигналы. Этим занимается "мозг" газовой системы - контроллер, который подключен к штатному впрысковому жгутом проводов. Конкретно он определяет, какое количество газа подать во впускной коллектор зависимо от нагрузки на движок, скорости и т. д. Так как "газовый" контроллер соединен и с "лямбда"-зондом, сохраняет работоспособность система понижения токсичности.
Заглянем в салон. Тут установлен пульт управления ГБА: трехпозиционная кнопка (бензин - смесь бензина и газа - газ), контрольная лампа (буковкы "BRC", которые сияют зеленоватым цветом, если в систему питания мотора подается газ, и красноватым, если движок работает лишь на бензине) и 5 секций-глазков, которые служат указателем количества газа (при полном баллоне пылают все 5 секций). Забегая вперед, скажу, что яркость свечения секций очень слабенькая - при дневном свете их фактически нереально рассмотреть, они видны исключительно в мгле.
Вся газовая аппаратура весит в районе сорока кг, еще 30 весит газовая "заправка". Практически вся масса добавки приходится на заднюю ось. В конечном итоге грузоподъемность "Нивы" снижена на 70 кг за счет роста своей массы.
За рулем. Гласить об особенностях поведения автомобиля, работающего на газе, как оказывается, очень тяжело. Ведь еще до знакомства с газовым автомобилем мы знали, что движок должен работать более мягко, а машина станет несколько ленивее, чем в бензиновом варианте. Так что, если честно, оценка ездовых параметров свелась к уточнению того, как правдивы эти суждения.
Но в обычных режимах движения разницу в поведении машины, работающей попеременно на газе и на бензине, почувствовать никак не удавалось. Тогда мы пустились в творческий поиск. Чего только не совершали: и резко рвали с места, разгоняясь в лихом Подвескаивном стиле, и делали совершенно напротив, начиная разгон с тыщи оборотов либо 40 км/ч на четвертой либо даже на пятой передачах.
Совершенно утратив голову, в поисках сильных чувств мы даже принудили бедняжку "Ниву" подняться на благопристойную гору - на первой пониженной передаче при малых оборотах.
В конце концов заблаговременно сделанный стереотип "мягенькой" и вялой газовой машины начал таять. Неуловимой оказалась разница в поведении газового и бензинового вариантов. Единственный приметный плюс в пользу газа - более уверенный запуск прохладного мотора при температуре воздуха около минус 7 градусов (крепкого мороза "не оказалось"). Но, нужно сказать, отмечена эта разница была при летнем бензине в баке.
Если б меня попросили придумать этой машине прозвище, я, нисколечко не задумываясь, именовал бы газовую "Ниву" Винни-Пухом. Помните: этот забавнй медвежонок готов есть "и то, и другое, и можно без хлеба". Итак вот, эта машина может идиентично уверенно потреблять и то (бензин), и другое (газ), и можно... все совместно. При всем этом нисколечко даже "не морщиться".
Но дошла очередь и до унылого итога. За рубежом переделывают бензиновые машины в газовые, так как эксплуатация последних практически вдвое дешевле, так что установка ГБА многим прибыльна. У нас, похоже, этот вывод спорный - и газ не так неплох, и заправочные станции редки. Вероятнее всего, газовому VAZ 21214 предначертано остаться исключительно в экПодвесканом варианте - но ведь это не означает, что "Винни-Пух" совершенно не попадет в Россию.
Фото создателя
Лабиринт системы выпуска.
На заднем крыле - чуть ли не единственное наружное отличие газовой "Нивы" - заправочная горловина.
Под капотом различий тоже малость. Самое существенное - газовый редуктор на правом брызговике.
Пульт управления газовой системой.
ТЕХНИКА
И ТО, И ДРУГОЕ, И МОЖНО БЕЗ ХЛЕБА
Газ как горючее завлекает автомобилистов, и не только лишь в нашей стране. Не случаем такая именитая компания, как БМВ, приступила к выпуску автомобилей, работающих на природном сжатом газе (ЗР, 1996, № 8). Делает такие машины и "Мерседес-Бенц". Немцы, конечно, рассчитывают на спрос - пусть маленький, но устойчивый. И в других странах Европы интересуются газовыми машинами, к примеру во Франции. Там для работы на сжиженном нефтяном газе приспособили нашу "Ниву". И хотя на русский рынок этот автомобиль пока может попасть только как реэкПодвесканый, рассказ нашего корреспондента Сергея МИШИНА о собственном коротком знакомстве со "всеядным" VAZ 21214 будет увлекателен многим автомобилистам.
Напомню: VAZ 21214 - это "Нива" с системой центрального впрыска горючего, каталитическим нейтрализатором, другими словами автомобиль, удовлетворяющий на сей день требованиям экологии. И вот на него ставят к тому же газовую аппаратуру - казалось бы, для чего она во Франции? Потом, что это прибыльно - и государству, радеющему за незапятнанный воздух (газ позволяет приметно снизить токсичность отработавших газов), и обладателям, которым оказывают не только лишь моральную, да и вескую вещественную поддержку (газ дешевле, налоги на машину меньше). За более полной информацией отсылаю к статье "Газ в моторах" (ЗР, 1996, № 10), а сейчас попробую сопоставить две "Нивы" - бензиновую и газовую, тем паче что свойства обеих оказались воплощены в этой "французской" машине.
Сборка и конструкция. Чтоб бензиновую машину перевоплотить в газовую и напротив, также вынудить ее работать на консистенции 2-ух топлив, довольно щелкнуть переключателем у управляющий колонки. Но так просто этот переход смотрится только снаружи. Ведь к одной системе питания тут добавили вторую - итальянскую газобаллонную аппаратуру (ГБА) компании GPL.
Не раз приходилось слышать такое мировоззрение о газовой аппаратуре: отменная, должно быть, штука, да вот баллон сильно много места занимает - на собственный автомобиль я бы не поставил. Вправду, баллон обычно располагают в багажнике, сокращая нужный объем. Естественно, не достаточно кого завлекла бы перспектива расстаться с небольшим "нивовским" багажником, пусть даже во благо экологии. Тем выигрышнее смогли расположить на "французской" машине 60-литровый баллон. Место ему нашлось под полом кузова в задней части - там, где ранее необоснованно много места ощущал себя основной глушитель. Последнему пришлось развернуться повдоль автомобиля перед задней осью и встать параллельно дополнительному глушителю. Сейчас система выпуска смотрится прямо-таки лабиринтом, но ведь не нам по ней бродить! Основная цель - сохранить багажник в первозданном виде - достигнута.
Для безопасности газовый баллон закрыли снизу защитным листом.
Газ подается (если "разрешает" запорный электроклапан) по железной трубке в редуктор, расположенный под капотом. Потом через актюатор (электрический клапан, регулирующий количество газа) и очередное регулировочное устройство он попадает в диффузорное кольцо, установленное в высшей части агрегата центрального впрыска горючего, над бензиновой форсункой. Видите ли, механическая часть системы не очень отличается от обычных нам комплектов ГБА для карбюраторных движков.
Различия начинаются в управляющей части. Коль скоро впрыск, которым командует электроника, имеет так именуемую оборотную связь, другими словами учитывает состав отработавших газов, точно определяя количество горючего, подаваемое в цилиндры, - почему бы не воплотить такую схему и для газа? Датчики можно использовать имеющиеся - необходимо только подходящим образом обрабатывать их сигналы. Этим занимается "мозг" газовой системы - контроллер, который подключен к штатному впрысковому жгутом проводов. Конкретно он определяет, какое количество газа подать во впускной коллектор зависимо от нагрузки на движок, скорости и т. д. Так как "газовый" контроллер соединен и с "лямбда"-зондом, сохраняет работоспособность система понижения токсичности.
Заглянем в салон. Тут установлен пульт управления ГБА: трехпозиционная кнопка (бензин - смесь бензина и газа - газ), контрольная лампа (буковкы "BRC", которые сияют зеленоватым цветом, если в систему питания мотора подается газ, и красноватым, если движок работает лишь на бензине) и 5 секций-глазков, которые служат указателем количества газа (при полном баллоне пылают все 5 секций). Забегая вперед, скажу, что яркость свечения секций очень слабенькая - при дневном свете их фактически нереально рассмотреть, они видны исключительно в мгле.
Вся газовая аппаратура весит в районе сорока кг, еще 30 весит газовая "заправка". Практически вся масса добавки приходится на заднюю ось. В конечном итоге грузоподъемность "Нивы" снижена на 70 кг за счет роста своей массы.
За рулем. Гласить об особенностях поведения автомобиля, работающего на газе, как оказывается, очень тяжело. Ведь еще до знакомства с газовым автомобилем мы знали, что движок должен работать более мягко, а машина станет несколько ленивее, чем в бензиновом варианте. Так что, если честно, оценка ездовых параметров свелась к уточнению того, как правдивы эти суждения.
Но в обычных режимах движения разницу в поведении машины, работающей попеременно на газе и на бензине, почувствовать никак не удавалось. Тогда мы пустились в творческий поиск. Чего только не совершали: и резко рвали с места, разгоняясь в лихом Подвескаивном стиле, и делали совершенно напротив, начиная разгон с тыщи оборотов либо 40 км/ч на четвертой либо даже на пятой передачах.
Совершенно утратив голову, в поисках сильных чувств мы даже принудили бедняжку "Ниву" подняться на благопристойную гору - на первой пониженной передаче при малых оборотах.
В конце концов заблаговременно сделанный стереотип "мягенькой" и вялой газовой машины начал таять. Неуловимой оказалась разница в поведении газового и бензинового вариантов. Единственный приметный плюс в пользу газа - более уверенный запуск прохладного мотора при температуре воздуха около минус 7 градусов (крепкого мороза "не оказалось"). Но, нужно сказать, отмечена эта разница была при летнем бензине в баке.
Если б меня попросили придумать этой машине прозвище, я, нисколечко не задумываясь, именовал бы газовую "Ниву" Винни-Пухом. Помните: этот забавнй медвежонок готов есть "и то, и другое, и можно без хлеба". Итак вот, эта машина может идиентично уверенно потреблять и то (бензин), и другое (газ), и можно... все совместно. При всем этом нисколечко даже "не морщиться".
Но дошла очередь и до унылого итога. За рубежом переделывают бензиновые машины в газовые, так как эксплуатация последних практически вдвое дешевле, так что установка ГБА многим прибыльна. У нас, похоже, этот вывод спорный - и газ не так неплох, и заправочные станции редки. Вероятнее всего, газовому VAZ 21214 предначертано остаться исключительно в экПодвесканом варианте - но ведь это не означает, что "Винни-Пух" совершенно не попадет в Россию.
Фото создателя
Лабиринт системы выпуска.
На заднем крыле - чуть ли не единственное наружное отличие газовой "Нивы" - заправочная горловина.
Под капотом различий тоже малость. Самое существенное - газовый редуктор на правом брызговике.
Пульт управления газовой системой.