МАСЛИЦЕ ДЛЯ ДИЗЕЛЬКОВ
МАСЛИЦЕ ДЛЯ ДИЗЕЛЬКОВ
КЛУБ
Автовладельцев
МАСЛИЦЕ ДЛЯ ДИЗЕЛЬКОВ
Годом ранее мы поведали о маслах для дизельных движков (ЗР, 1996,
№ 1). Речь шла о специфичных особенностях грузовых дизелей, "благодаря" которым их масло не годится для бензиновых моторов (к примеру, "Жигулей"). На легковых автомобилях используют несколько другие дизели - их именуют малыми. Таких машин больше прибывает в Россию насовсем; думаем, вам будет любопытно выяснить особенности моторных масел для их. Тему продолжают спецы
НАМИ-ХИМ Александр ПЕРВУШИН и ВНИИНП Виктор РЕЗНИКОВ.
Малые дизели популярны в Европе и Стране восходящего солнца, где их используют на легких грузовиках, внедорожниках, легковых автомобилях-такси и т.д. Америка в "малой дизелизации" фактически не участвует - во всяком случае, пока. Потому особые требования и способы испытаний масел для легких дизелей обсуждены раздельно только в Древнем Свете систематизацией ССМС (Комитет производителей движков), а не американской API. Но к этому мы еще вернемся, а пока разберемся с конструктивными особенностями моторов исходя из убеждений "масленщика".
Движок легкового автомобиля должен быть как можно меньше и легче. Для томных грузовиков эти требования не настолько важны, а для гусеничных тракторов, к примеру, большой вес мотора и совсем является положительным фактором. Жесткие ограничения на габарит и массу дизелей легковушек вынуждают конструкторов "ужиматься" до размеров бензиновых моторов. Маленький поперечник цилиндров и, как следует, рабочий объем значительно усугубляют условия смесеобразования и сгорания по сопоставлению с огромным дизелем.
Чтоб получить нужную мощность при малом рабочем объеме, коленвал принуждают крутиться в два и поболее раз резвее, чем на томных грузовиках. К примеру, обычно номинальная мощность 12-, 14-, 16-литровых движков достигается при 1900...2100 об/мин, а 2-, 2,5-литровых - при 4000...4500 об/мин. В итоге вырастают механические нагрузки от инерционных сил на Ремонт и эксплуатация мотора и разделяющие их масляные пленки, а время смесеобразования сокращается. Потому дизели легковых автомобилей часто делают с разбитыми камерами сгорания (вихрекамерные и предкамерные). Но такая организация рабочего процесса имеет значимый недочет - появляется огромное количество сажи. (Кстати, дизелям с конкретным впрыском, которых становится больше, это наименее характерно.) Как следует, старение масла, увеличение его вязкости в предкамерных моторах идет более активно. Не считая того, в разбитых камерах сгорания частички сажи получаются крупнее. Стало быть, чтоб поддерживать их во взвешенном состоянии, от масел требуются более высочайшие диспергирующие характеристики.
Чтоб получить огромную мощность, на легких дизелях все почаще употребляют турбонаддув. Так, в 80-х годах из 15 дизельных легковых автомобилей и легких грузовиков, изготовленных в Европе и Стране восходящего солнца, только восемь были с турбонаддувом. Сейчас из 25 подобных моделей все обустроены турбонаддувом, а 10 - к тому же промежным остыванием (интеркулером). Давление воздуха во впускном коллекторе за турбокомпрессором превосходит атмосферное в 1,5-2 раза; и в цилиндрах в протяжении всего цикла оно выше, чем снаружи. Потому у современного дизеля по сопоставлению с безнаддувным вариантом газы активнее прорываются в картер. Добавьте еще завышенную температуру деталей цилиндро-поршневой группы и трудности, связанные с остыванием "разгоряченного" подшипника турбокомпрессора (частота вращения - до 40 000 об/мин). Это дополнительные причины, которые наращивают "нагрузку" на масло и скорость его старения.
Много легковых дизелей эксплуатируют в городках, отсюда - высочайшие требования к экологическим показателям. Чтоб уложиться в нормативы, употребляют рециркуляцию отработавших (выхлопных) газов, авто оснащают катализаторами, а это также ужесточает условия работы масла.
Сроки смены таких масел, обычно, меньше, чем для бензиновых агрегатов, установленных на тех же автомобилях (см. таблицу). Еще пореже масло меняют в многолитровых грузовых дизелях: один раз за 20, а то и 40 тыс. км.
Итак, масло для малого дизеля необходимо особое. Покупая масло для собственного легкового дизельного автомобиля, направьте внимание на индексацию на упаковке. Приличные производители указывают все систематизации и спецификации, которым отвечает данный продукт (другими словами на соответствие которым он испытан). Так, по систематизации ССМС, масло, "устраивающее" современные легковые дизели, обозначалось PD2 (passenger car diesel 2 - масло для дизелей легковых автомобилей, 2-ое поколение). Масла для дизелей огромных грузовиков обозначались индексами D3, D4, D5. Организация ССМС закончила свое существование, сейчас заместо нее действует АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Систематизация АСЕА равномерно сменяет предыдущую. В ней предусмотрены три индекса, обозначающие уровень масла для малых дизелей: В1 - маловязкие энергосберегающие, В2 - стандартный уровень требований (для обычной эксплуатации современных моделей), В3 - масла для последних моделей автомобилей (выпуска 1995 года и позднее), разработанные специально для роста срока службы.
Стоит направить внимание на то, соответствует ли приобретаемое масло требованиям спецификации компании, выпустившей автомобиль. К примеру, масла для современных моделей "Фольксвагена", в том числе снаряженных дизелями, должны соответствовать спецификации VW 505.00; легковые "мерседесы" выпуска до 1990 года можно эксплуатировать на маслах, отвечающих фирменным требованиям МВ226.0 и МВ226.1; более современные модели требуют масел, соответственных МВ226.5; для автомобилей "Ровер" оптимальны масла по спецификации BLS.22.OL.09.
Немногочисленные дизели легковых автомобилей южноамериканского производства следует эксплуатировать на маслах CE, CF-4, CG-4, зависимо от возраста машины (систематизация API - общая для малых и огромных дизелей). Японские движки работают на подобных продуктах - классов CD, CE, CF-4.
Лишне, наверняка, гласить, что от масла впрямую зависит срок службы мотора. Возлагаем надежды, эта статья поможет избежать неосмотрительных поступков, вроде заправки дизельной иномарки "камазовским" М10Г2К, приобретенным в автобусном парке. Помните - минутная выгода не оправдает издержек на ранний ремонт мотора.
КЛУБ
Автовладельцев
МАСЛИЦЕ ДЛЯ ДИЗЕЛЬКОВ
Годом ранее мы поведали о маслах для дизельных движков (ЗР, 1996,
№ 1). Речь шла о специфичных особенностях грузовых дизелей, "благодаря" которым их масло не годится для бензиновых моторов (к примеру, "Жигулей"). На легковых автомобилях используют несколько другие дизели - их именуют малыми. Таких машин больше прибывает в Россию насовсем; думаем, вам будет любопытно выяснить особенности моторных масел для их. Тему продолжают спецы
НАМИ-ХИМ Александр ПЕРВУШИН и ВНИИНП Виктор РЕЗНИКОВ.
Малые дизели популярны в Европе и Стране восходящего солнца, где их используют на легких грузовиках, внедорожниках, легковых автомобилях-такси и т.д. Америка в "малой дизелизации" фактически не участвует - во всяком случае, пока. Потому особые требования и способы испытаний масел для легких дизелей обсуждены раздельно только в Древнем Свете систематизацией ССМС (Комитет производителей движков), а не американской API. Но к этому мы еще вернемся, а пока разберемся с конструктивными особенностями моторов исходя из убеждений "масленщика".
Движок легкового автомобиля должен быть как можно меньше и легче. Для томных грузовиков эти требования не настолько важны, а для гусеничных тракторов, к примеру, большой вес мотора и совсем является положительным фактором. Жесткие ограничения на габарит и массу дизелей легковушек вынуждают конструкторов "ужиматься" до размеров бензиновых моторов. Маленький поперечник цилиндров и, как следует, рабочий объем значительно усугубляют условия смесеобразования и сгорания по сопоставлению с огромным дизелем.
Чтоб получить нужную мощность при малом рабочем объеме, коленвал принуждают крутиться в два и поболее раз резвее, чем на томных грузовиках. К примеру, обычно номинальная мощность 12-, 14-, 16-литровых движков достигается при 1900...2100 об/мин, а 2-, 2,5-литровых - при 4000...4500 об/мин. В итоге вырастают механические нагрузки от инерционных сил на Ремонт и эксплуатация мотора и разделяющие их масляные пленки, а время смесеобразования сокращается. Потому дизели легковых автомобилей часто делают с разбитыми камерами сгорания (вихрекамерные и предкамерные). Но такая организация рабочего процесса имеет значимый недочет - появляется огромное количество сажи. (Кстати, дизелям с конкретным впрыском, которых становится больше, это наименее характерно.) Как следует, старение масла, увеличение его вязкости в предкамерных моторах идет более активно. Не считая того, в разбитых камерах сгорания частички сажи получаются крупнее. Стало быть, чтоб поддерживать их во взвешенном состоянии, от масел требуются более высочайшие диспергирующие характеристики.
Чтоб получить огромную мощность, на легких дизелях все почаще употребляют турбонаддув. Так, в 80-х годах из 15 дизельных легковых автомобилей и легких грузовиков, изготовленных в Европе и Стране восходящего солнца, только восемь были с турбонаддувом. Сейчас из 25 подобных моделей все обустроены турбонаддувом, а 10 - к тому же промежным остыванием (интеркулером). Давление воздуха во впускном коллекторе за турбокомпрессором превосходит атмосферное в 1,5-2 раза; и в цилиндрах в протяжении всего цикла оно выше, чем снаружи. Потому у современного дизеля по сопоставлению с безнаддувным вариантом газы активнее прорываются в картер. Добавьте еще завышенную температуру деталей цилиндро-поршневой группы и трудности, связанные с остыванием "разгоряченного" подшипника турбокомпрессора (частота вращения - до 40 000 об/мин). Это дополнительные причины, которые наращивают "нагрузку" на масло и скорость его старения.
Много легковых дизелей эксплуатируют в городках, отсюда - высочайшие требования к экологическим показателям. Чтоб уложиться в нормативы, употребляют рециркуляцию отработавших (выхлопных) газов, авто оснащают катализаторами, а это также ужесточает условия работы масла.
Сроки смены таких масел, обычно, меньше, чем для бензиновых агрегатов, установленных на тех же автомобилях (см. таблицу). Еще пореже масло меняют в многолитровых грузовых дизелях: один раз за 20, а то и 40 тыс. км.
Итак, масло для малого дизеля необходимо особое. Покупая масло для собственного легкового дизельного автомобиля, направьте внимание на индексацию на упаковке. Приличные производители указывают все систематизации и спецификации, которым отвечает данный продукт (другими словами на соответствие которым он испытан). Так, по систематизации ССМС, масло, "устраивающее" современные легковые дизели, обозначалось PD2 (passenger car diesel 2 - масло для дизелей легковых автомобилей, 2-ое поколение). Масла для дизелей огромных грузовиков обозначались индексами D3, D4, D5. Организация ССМС закончила свое существование, сейчас заместо нее действует АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Систематизация АСЕА равномерно сменяет предыдущую. В ней предусмотрены три индекса, обозначающие уровень масла для малых дизелей: В1 - маловязкие энергосберегающие, В2 - стандартный уровень требований (для обычной эксплуатации современных моделей), В3 - масла для последних моделей автомобилей (выпуска 1995 года и позднее), разработанные специально для роста срока службы.
Стоит направить внимание на то, соответствует ли приобретаемое масло требованиям спецификации компании, выпустившей автомобиль. К примеру, масла для современных моделей "Фольксвагена", в том числе снаряженных дизелями, должны соответствовать спецификации VW 505.00; легковые "мерседесы" выпуска до 1990 года можно эксплуатировать на маслах, отвечающих фирменным требованиям МВ226.0 и МВ226.1; более современные модели требуют масел, соответственных МВ226.5; для автомобилей "Ровер" оптимальны масла по спецификации BLS.22.OL.09.
Немногочисленные дизели легковых автомобилей южноамериканского производства следует эксплуатировать на маслах CE, CF-4, CG-4, зависимо от возраста машины (систематизация API - общая для малых и огромных дизелей). Японские движки работают на подобных продуктах - классов CD, CE, CF-4.
Лишне, наверняка, гласить, что от масла впрямую зависит срок службы мотора. Возлагаем надежды, эта статья поможет избежать неосмотрительных поступков, вроде заправки дизельной иномарки "камазовским" М10Г2К, приобретенным в автобусном парке. Помните - минутная выгода не оправдает издержек на ранний ремонт мотора.