Авто на газовом горючем Голубая мечта
Авто на газовом горючем: Голубая мечта
ИСТОРИЯ
Российский механик Матвей Хотинский в своей книжке 1862 года «История машин, пароходов и паровозов» отметил: «Любое изобретение, опережающее требование практики, должно остаться без внедрения до тех пор, пока в нем не возникнет неотложная нужда».
В протяжении более чем 200 лет, фактически до середины ХIХ века, изобретатели пробовали использовать в двигателе внутреннего сгорания все, что может пылать, но только бельгийцу Этьену Ленуару удалось сделать 1-ый коммерчески успешный мотор на светильном газе. Широкого внедрения на автомобилях движок Ленуара так и не получил, так как подоспело время более совершенного мотора на жидком горючем конструкции Августа Отто, а изобретение Рудольфа Дизеля и вовсе поставило крест на газовых механизмах во всех областях внедрения механических приводов. И только в середине 30-х годов прошедшего века газ стал в Европе кандидатурой классическому моторному горючему. Так, к 1940 году в Германии на метане работало уже около 40 тыс. грузовиков. Не сильно отставали от нее Дания, Румыния, Норвегия, Швеция и Италия.
Расцвет газового автотранПодвескаа в нашей стране пришелся на 1980-е. Моторам, работающим на газе, отыскали применение и в авиации, на железной дороге, в оборонке. С распадом Союза газовомоторная тема подрастеряла свою актуальность. Надеюсь, что временно.
ДВА КАПИТАНА
Пропан-бутан и метан – нескончаемые спутники-соперники в деле газификации автомобиля. 1-ый получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтоб эта смесь оставалась водянистой, ее хранят под давлением 16 атм. Метан – основной компонент природного газа, который фактически не оставляет вредных товаров сгорания и оттого более экологичен, чем пропан-бутан. В жидкую фазу метан перебегает только при температурах около –160°С, потому его хранят в газообразном виде под очень высочайшим давлением – до 200 атм. Обыденный металлической баллон, рассчитанный на такое давление, весит приблизительно 100 кг, вот почему ранее в нашей стране на этом горючем ездил только пассажирский и грузовой автотранПодвеска (такие емкости было надо кое-где располагать!). В последнее время появились более легкие баллоны различной формы из металлопластика, что позволяет перевести на метан легковые авто и даже Новинки Автопрома.
Установить газобаллонное оборудование (ГБО) в автомобиль стоит средств: пропан-бутановый набор в специализированной фирме потянет на 22–25 тысяч рублей. Перевести авто на метан обойдется в два раза дороже. К сожалению, не все сервисы, выполняющие такую работу, имеют сертификат. Аукнуться это может при прохождении ГТО и других регистрационных действиях с машиной (приказ МВД № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Гос инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору»). Заводская газовая модификация дороже автомобиля с традиционным бензиновым либо дизельным мотором в среднем на 200–240 тысяч рублей. За эти Энциклопедия грузовых автомобилей обладатель получает нормально настроенный движок, баллоны специальной формы, которые не крадут полезное место багажного отсека, подабающее техническое сервис и дилерскую гарантию.
КАК И ПОЧЕМ
Если мощность мотора, работающего на бензине, принять за 100%, то на газе он выдаст примерно 90%. Зато какая экономия на топливе! Кубометр метана стоит в среднем 8 рублей против 18 рублей за литр бензина А92. Цена пропан-бутана приблизительно такая же. Газ не содержит вредных примесей, к примеру свинца и серы, которые разрушают каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд. Он легко смешивается с воздухом и равномерно заполняет цилиндры однородной консистенцией; движок работает ровно, не образуя нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания. В конце концов, газ, поступающий в двигатель, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере. Весомое «но»: чтоб избежать вредных качеств и получить полезный эффект, мотор нужно серьезно доработать; еще лучше, если он вначале спроектирован для работы на газе. Одной установкой ГБО тут не обойдешься. Таково мировоззрение всех автопроизводителей.
Многие зарубежные автоконцерны имеют в своей политре газовые модификации собственных моделей, включая даже люкс-седаны, и метану на данный момент уделяется большее внимание, ежели консистенции пропана и бутана. Необходимо отметить, что к 2020 году в соответствии с решением Европейской экономической комиссии ООН толика автомобилей на природном газе в странах объединенной Европы должна возрости до 10% (сейчас она составляет менее 1%), а в нашей стране аналогичной программки пока нет.
МАРШ В «КОРИДОР»!
Идею масштабной газификации авторанПодвескаа проводит в жизнь ОАО «Газпром», которое организует спец автопробеги по стране, показывая русскую и зарубежную технику в действии. В один из таких вояжей, нареченный «Голубым коридором», экологически незапятнанные машины направились весной, пройдя колонной от Ростова до Сочи. В путешествие по югу страны направились КамАЗы, ИВЕКО, автобусы ГолАЗ и НефАЗ. Наряду с тяжелой артиллерией была и легкая конница: «Волга», «Опель», «Мерседес» и «Фольксваген». К месту старта машины выдвинулись из Москвы, что позволило создателю облачиться в шкуру рядового обитателя крупного города, путешествующего к морю на газифицированном авто. В качестве последнего выступил «Пассат TSI EcoFuel» – газовая версия пользующейся популярностью модели концерна «Фольксваген» (ЗР, 2009, № 5).
В 3-х баллонах умещается 21 кг газа (забугорные иномарки определяют припас газа конкретно в килограммах, тогда как наши – в кубометрах), и еще 30 л бензина хранится в бензобаке. Такового припаса горючего хватает на 900 км пробега, из которых 450 км приходится на газ. По данным бортовика, на 100 км пробега автомобиль расходовал всего 4,5 кг газа, выбрасывая в атмосферу 123 г/км СО2! Это очень малость для машины класса «Пассата», которая при всем этом могла разогнаться до 210 км/ч! Очевидно, цифру на дорогах общего использования мы не проверяли, но, судя по динамике, она машине полностью по плечу.
По ощущениям и не сказать, что управляешь газовым автомобилем. Вобщем, есть одна противная особенность: чтоб заправить метаном «Фольксваген» либо всякую другую импортную машину, нужен переходник от евроразъема к российскому заправочному пистолету. Потеряешь его – придется толкать машину руками, если израсходуется и бензиновый резерв. Потому настолько драгоценный девайс я хранил в кармане куртки, благо он невелик.
Но основная причина непопулярности этих машин (кроме их большей цены) – слабо развитая инфраструктура. Да-да, речь о заправках. С метаном дела обстоят плачевно: на всю (!) страну всего 221 АГНКС, из них 191 принадлежит ОАО «ГАЗПРОМ». Не все, кстати, работают круглосуточно – испытано на себе! Скажем, 1-ая после Москвы АГНКС на пути в Сочи находится в 25 км от основной трассы, в Новомосковске. Построены станции еще в советское время и находятся, обычно, в промзонах, без помощи других найти которые нелегко. Принцип «заправлюсь, когда будет удобно», в таких обстоятельствах не работает.
Метановые АГНКС, расположенные конкретно на трассе, повстречались только две, обе в Краснодарском крае. В Новороссийске метана нет вообщем, под Воронежем и перед Туапсе экологическая колонна воспользовалась услугами мобильного автогазозаправщика с госномерами Адыгеи (!). Выходит, до Черного моря доехать на экологически чистом метане фактически нереально. На пропан-бутане еще туда-сюда, но все равно безпрерывно вычислять в уме, на сколько км хватит газа, – занятие не для отпуска. Да и в 12-миллионной Москве всего три заправочные станции с природным газом, при том что в Западной Европе подавляющее большая часть автозаправочных комплексов располагают всеми видами горючего (пропан-бутан, метан, бензин и дизельное горючее).
Настолько маленькое количество станций обычно разъясняется монополией в этой области. Если кратко, позиция «Газпрома» такая: сначала авто, работающие на метане, потом под их вся инфраструктура. Автоконцерны говорят оборотное: постройте газостанции, и мы начем выпускать надлежащие авто. Спор этот ведется еще со времен Русского Союза, но конструктивного решения до сих пор нет, что снова подтвердил сегодняшний автопробег.
Но Различное тянутся к «голубому огоньку» – это чувствовалось при встречах с рядовыми автомобилистами. Те, кто раскусил все достоинства езды на газе, уже не хотят ворачиваться к бензину либо солярке. В особенности водители маленьких грузовиков и коммерсанты на «газелях».
В общем, договаривайтесь, господа производители-эксплуатанты-газовики-поставщики горючего! А сам газ, как в Европе, должен стать предметом гос программки. Неотложная нужда уже появилась.
Мотор-прародитель
Движок Ленуара вобрал в себя почти все из других изобретений тех пор, о которых сам изобретатель гласил так: «Машина Ленуара употребляет поршень Стрита, цилиндры, как у двигателя Лебона, зажигание электронной искрой, как у машины де Риваца, но двигатель засасывает газ и воздух в пространство меж поршнем и цилиндром без небезопасного подготовительного смешивания, требующего использования насоса, – это, фактически, и является предметом патентной защиты». Движок развивал мощность около 5 л.с., продано более 500 экземпляров.
На заводе либо в сервисе?
Газ в ДВС «попадает» 2-мя способами: конкретно на автозаводе либо в специализированном сервисе. При послепродажной установке ГБО штатные узлы и Ремонт и эксплуатация изменению не подвергаются, газовая аппаратура служит дополнением, что позволяет ездить на двух видах топлива – газе и бензине. Газ из герметичного баллона под давлением поступает в редуктор, где испаряется и уже в газообразном виде (так именуемая паровая фаза) поступает в смеситель через дозатор либо газовые форсунки в инжекторе. Опции чисто персональны, а потому гласить о соответствии каждого переделанного в условиях мастерской мотора эталону Евро III можно только с большой натяжкой.
До фаворитов далековато
Перевод транПодвескаа на новые виды горючего, удовлетворяющие эталонам Евро V и Евро VI, предусмотрен концепцией длительного социально-экономического развития РФ. К 2015 году способности сети заправок природным газом в стране должны возрасти до 693 млн. м³ в год. К этому же сроку ОАО «Газпром» должно выпустить 90 автогазозаправщиков для недоступных территорий страны. Наша родина сейчас на 12-м месте в мире по количеству машин, работающих на природном газе.