ОТКУДА СВЕТ В АВТОМОБИЛЕ
ОТКУДА СВЕТ В АВТОМОБИЛЕ
КЛУБ
Автовладельцев
ОТКУДА СВЕТ В АВТОМОБИЛЕ
Продолжаем экскурс Сергея КАНУННИКОВА в историю авто электроприборов.
Неувязкой поддержания в бортовой сети неизменного напряжения вне зависимости от частоты вращения коленвала занялся уже Карл Бенц. Он опробовал фрикционную муфту с центробежным регулятором, установленную на динамомашине. В 20-х годах, не считая схожих устройств, стали использовать подключаемое и отключаемое сопротивление в цепи возбуждения генератора - по этому принципу работают и современные реле-регуляторы. Часто встречалась и другая система регулирования напряжения, при помощи осевого перемещения конического якоря генератора - при его выдвижении увеличивался зазор и напряжение падало.
В 1912 году компания "Бош" предложила так именуемый зернисто-угольный регулятор, основанный на свойстве угля изменять электросопротивление при повышении контактного давления (тот же принцип употребляется в угольных микрофонах). Работало устройство последующим образом. В цепь возбуждения генератора вводилось сопротивление из зернистого угля, на которое повлиял электромагнит, при этом сила его зависела от напряжения генератора. Устройство было очень чувствительно к толчкам, которые на автомобиле неминуемы, и уже в первую мировую войну его поменяло контактное регулирование. К примеру, в США обширно применялась 3-я угольная щетка в генераторе, которая снимала с якоря ток для обмотки возбуждения. С ускорением вращения ток возбуждения и выработка электроэнергии уменьшались вследствие преломления поля. Обычное и доступное устройство из США пришло в Европу, где использовалось до конца 40-х годов.
На первых автомобилях освещения не было совершенно. Позже появились каретные фонари со свечками, потом - керосиновые лампы. Сначала века прогрессивными числились ацетиленовые (карбидные) фонари. При соединении карбида с водой выделялся газ, дающий колоритное свечение. Но при минусовой температуре, ветре и дождике зажечь его было очень нелегко. Перед первой мировой войной карбид уступил место железным баллонам со сжатым ацетиленом. Чуток позднее появились 1-ые электросветовые приборы.
Равномерно достигнули улучшения освещенности и уменьшения ослепления, зачем служили две вспомогательные фары, свет которых был ориентирован вниз. Приблизительно до 1930 года довольно обширно применялись фары "Цейс-Йена", в каких при помощи электромагнита на лампу снизу надвигался цилиндр из желтоватого стекла. Этот метод борьбы с ослеплением стал прототипом современных противотуманок. А во Франции фары всех машин до сего времени дают желтоватый свет, для этого пробирки ламп делают из желтоватого (кадмированного) стекла.
Просто умопомрачительно, что многие средства комфорта, которые мы считаем новинками современной техники, встречались на автомобилях еще 70 годов назад. Так, 1-ые электростеклоподъемники появились в 1926 году. Чуток позднее - электрообогреваемые стекла, они представляли собой двойное стекло с проводами обогревателя посредине. Уже в 1938 году можно было установить электрообогреваемое ветровое (!) стекло. Тут же стоит упомянуть подогрев руля, внешную стрелку указателя поворота с электроприводом, также прикуриватели со особыми спиралями для курящих сигару либо трубку.
Не была позабыта и музыка. Авто приемники (очевидно, ламповые) в 30-40-х годах включали в схемы от 5 до 7 ламп и весили от 8,5 до 15 кг (к примеру, радиоприемник ЗИМа - 14,2 кг). Любопытно, становились ли они объектами кражи? А вот антенны из эстетических суждений старались тогда прятать. Часто их скрывали меж крышей и ее обивкой, у кабриолетов в тенте и даже... под подножкой.
Многие приемники тех лет имели дистанционный привод: на приборном щитке размещался только пульт управления с ручками громкости и опции, от которого к приемнику шли два гибких вала!
Видите ли, авто конца 30-х - почти во всем благодаря электричеству - даже по современным меркам были довольно надежны и комфортны.
Схема электрического оборудования автомобиля
20-х годов:
1 - аккумуляторная батарея;
2 - подфарники;
3 - фары;
4 - провод к системе зажигания;
5 - замок зажигания;
6 - тумблер головного света;
7 - лампа подсветки устройств;
8 - генератор;
9 - лампа подсветки номерного знака.
1-ые световые приборы древних автомобилей.
Номерной символ с подсветкой.