ОТКАЗАЛИ ТОРМОЗА?
ОТКАЗАЛИ ТОРМОЗА?
КЛУБ
Автовладельцев
ОТКАЗАЛИ ТОРМОЗА?
Понимаете ли вы, что при критическом торможении авто тормоза способны "поглотить" мощность, десятикратно превосходящую мощность мотора? А могут и совсем ничего не поглотить - довольно наимельчайшего пузырька воздуха, блуждающего по трубопроводам системы... О неких тонкостях устройства и работы тормозных систем ведает инженер Валентин ГРИГОРЬЕВ.
Обычно, тормоза легковых автомобилей имеют гидравлический привод, главные узлы которого - главный и рабочие цилиндры тормозных устройств. Очень принципиально обеспечить их надежное уплотнение, чтоб исключить любые (в том числе внутренние) утечки тормозной воды и проникновение в систему воздуха. Отсюда - очень малые зазоры в сопряжениях ряда деталей, высочайшие требования к чистоте и точности их рабочих поверхностей, ведь уплотнительные кольца (манжеты) рабочих цилиндров должны сохранять полную работоспособность при температурах 170-190°С, а тормозная жидкость не должна закипать при температурах ниже 200°С. Потому гидравлические устройства, обычно, изготовляют спец предприятия.
Так, за рубежом элементы тормозной системы делают такие компании, как "Бендикс", "Гирлинг", АТЕ (ITT) и другие, чью продукцию приобретают многие известные производители автомобилей.
Работа гидропривода тормозов определяется законами гидростатики. При нажатии на педаль всем рабочим цилиндрам передается однообразное давление, возникает возможность одновременного торможения всех колес. Но - независимо от поперечника рабочих цилиндров - повышение давления воды становится вероятным только тогда, когда все колодки прижмутся к барабанам и дискам. Отсюда и главный недочет гидропривода: нарушение плотности системы приводит к ее полному отказу. Для увеличения надежности тормозной системы последнюю разделили на два контура.
Время от времени эти два контура делают стопроцентно независящими (ЛуАЗ-969М) - два основных цилиндра, расположенные рядом, управляются одной тормозной педалью. Бывает, главный цилиндр один, но в схеме есть так именуемый разделитель привода контуров, предназначение которого - отключать неисправный контур. Такая, к примеру, схема "Волги" GAZ 24. Наибольшее же распространение получили приводы, в каких один (конструктивно) цилиндр на самом деле соединяет воединыжды внутри себя два, расположенных соосно, тандемом. В данном случае один контур "управляет" рабочими цилиндрами фронтальных колес, а другой - задних (как на VAZ 2101...2107), либо же контуры изготовлены "диагональными": один содержит в себе цилиндры фронтального левого и заднего правого колес, другой - напротив (VAZ 1111, 2108, 2109, ZAZ 1102). А вот и поболее непростая схема: один контур содержит в себе по одному цилиндру из тормозных устройств фронтальных колес, а другой - 2-ые цилиндры фронтальных колес и цилиндры задних колес (VAZ 21212, АЗЛК-2141).
Срок службы гидропривода зависит не только лишь от свойства производства деталей, сборки, обслуживания, да и от величины рабочего давления в нем. А оно почти во всем определяется вашими физическими способностями - известны "таланты", способные так нажать на педаль, что или она ломается, или взрываются шланги и трубки. Как понятно, сев поудобнее, человек способен приложить к педали силу, на 10-20% превосходящую его свой вес. Данные неких исследовательских работ демонстрируют, что при обыкновенном торможении давление в системе тормозов составляет 20-40 кгс/см2, но при критическом либо аварийном может перевалить за 80-100 кгс/см2.
Современные авто, даже особо малого класса, обычно, имеют в гидроприводе тормозов усилитель - в большинстве случаев вакуумный, работающий от разрежения во впускном трубопроводе двигателя внутреннего сгорания либо от специального вакуумного насоса дизеля. Усилия ноги и усилителя суммируются, давление в гидроприводе, соответственно, увеличивается. На самом деле это означает, что для критической остановки автомобиля уже не нужно быть атлетом, вождение становится наименее мучительным делом, а легкость "дозирования" тормозных сил увеличивает Законодательство движения.
Итак, гидропривод тормозов - это система, в какой рабочее давление воды может превосходить 100 кгс/см2, а температура (в цилиндрах дисковых тормозов) - 200°С. Упрощенно ее работу просто представить так: движением ноги вы воздействуете на один конец столба несжимаемой воды - и перемещаете его на полностью определенную величину, зависящую от площадей поршней в рабочих цилиндрах и от зазоров меж колодками и дисками (барабанами). Когда колодки прижмутся к дискам (барабанам), движение воды прекращается; сейчас изменяется - зависимо от вашего усилия - только давление, а означает, тормозные силы колодок. Очевидно, при всем этом податливость трубок, шлангов и т. д. должна быть так малой, чтоб не оказывать влияние на работоспособность системы.
Условие несжимаемости объема воды может быть просто нарушено при попадании в этот объем пузырька воздуха. Если он невелик в сопоставлении с количеством воды, вытесняемой в рабочий цилиндр, то после некого хода педали пузырек под действием нарастающего давления "схлопывается" - и тормоз худо-бедно работает, хотя ход педали и увеличен. Большой пузырек делает весь ход педали мягеньким - тормоз фактически не работает.
Пузырь в воды - не непременно оттого, что в нее попал воздух. Нередко пузыри образуются прямо в рабочих цилиндрах (в особенности дисковых тормозов), если тормозная жидкость от долгой эксплуатации пришла в негодность. Ведь современные воды "Нева", "Томь", "Роса" на гликолевой базе очень гигроскопичны, другими словами охотно впитывают воду, пусть это всего только атмосферная влага. Тормозная система вентилируемая, а означает, жидкость повсевременно соприкасается с влагой воздуха. В сыром климате время от времени года-двух довольно, чтоб в воды оказалось до 5% воды, что резко понижает температуру кипения такового раствора - и здесь уж хватает нескольких насыщенных торможений для того, чтоб жидкость в цилиндрах закипела... и ваш автомобиль остался без тормозов.
Очень небезопасен внезапный разрыв тормозного шланга, в особенности при таковой схеме, как на "Жигулях" VAZ 2101...2107. Случается схожее и с металлическими трубками, обычно из-за коррозии после долголетней эксплуатации. Если покрытые цинком трубки уже лишились слоя защиты цинка, их необходимо поменять новыми, не дожидаясь неудачи.
Фронтальные шланги на "Жигулях" достаточно недлинные, при работе подвески они испытывают знакопеременные напряжения, что вызывает трещинкы внешней (защитной) оболочки поблизости заделок, где перегибы наибольшие. Углубляясь, трещинкы доходят до внутреннего, силового слоя - и шланг рвется. Может быть, вы слышали либо читали советы поменять шланги через 5 лет либо 100 тыщ км, глядя что ранее наступит. Мы не рекомендуем следовать этой комфортной теории, так как еще не встречали шланга, на котором уже через год не появились бы 1-ые трещинкы. Стоит испытывать судьбу? Обычно, все обладатели "жигулей", если у их лопается шланг, сходятся в одном: тормоза "исчезают" сходу и стопроцентно! А ведь на теоретическом уровне хода педали должно хватать хотя бы на то, чтоб действовали тормоза задних колес.
Отчего это происходит? Во-1-х, фронтальные дисковые тормоза существенно эффективнее задних, потому их отказ - даже при исправных задних! - воспринимается как общий провал. Во-2-х, конкретно поэтому, что фронтальные эффективны, многие, эксплуатируя машину годами, даже не замечают того, что задние тормоза давным-давно не работают - износились колодки, "закисли" цилиндры и т. д. Случается и так, что их эффективность снижена из-за неотлаженного регулятора давления. В конце концов, в основном "тандемном" цилиндре после долговременной (выше 50 тыщ км) работы среднее уплотнительное кольцо иногда тоже изношено, и от "независимости" 2-ух контуров остается одно заглавие (см. рис.): при обрыве фронтального шланга жидкость через негерметичное уплотнительное кольцо 9 уходит и из заднего контура.
Как предупредить отказ тормозов? Кое-что вы, разумеется, уже сообразили: впору поменять тормозную жидкость, инспектировать состояние задних тормозов, а не только лишь фронтальных, держать под контролем регулятор давления в гидроприводе задних тормозов, смотреть за исправностью стояночного тормоза ("ручника"). Кстати, о последнем - чаще им пользуйтесь, чтоб выработать нужную "моторику", привычку. По другому при обрыве шланга либо трубки, растерявшись, о "ручнике" запамятывают. Это касается и умения впору включить пониженную передачу для торможения движком.
В данном случае принципиально не впасть в панику - по другому заместо того, чтоб включить передачу (хорошо, с "перегазовкой"), кое-кто просто разламывал коробку. Опять-таки полезны тренировки, хотя бы мысленные: проигрывая в голове страшную ситуацию, шофер привыкает к тому, как необходимо действовать в случае неудачи.
Если вы решили поменять трубки и шланги, не покупайте непонятный продукт даже задаром. А после подмены непременно "опрессуйте" систему - проверьте на крепкость, нажав на педаль с силой не меньше 50 кг.
При подмене цилиндров не спешите ставить новые, не проверив их чистоту. В их нередко оказывается железная стружка и другая грязь. Разберите цилиндры, помойте Ремонт и эксплуатация тормозной жидкостью и вновь соберите. По другому нежное "зеркало" металлического цилиндра при первой же поездке будет повреждено, а царапинки обернутся течью. Кольца ("манжеты") высочайшего давления, вроде бы отлично они ни выглядели при разборе работавшего цилиндра, подменяйте новыми.
В последние годы мы получаем больше сообщений об небезопасном перегреве тормозов, обычно происходящем при критическом торможении автомобиля, двигавшегося с высочайшей скоростью. Не каждый автовладелец знает (о чем можно только сожалеть), в каких критериях работают те либо другие Ремонт и эксплуатация тормозной системы. К примеру, температура поверхности накладок иногда превосходит 450°С, а диск тормоза чуть не сияет. Признак перегрева - педаль обычно "жесткая" (означает, с жидкостью все в порядке!), а торможения практически нет. Дело в том, что поверхность колодок в контакте с диском одномоментно оплавляется и после маленького, подготовительного понижения скорости автомобиль остается практически без тормозов.
Из этой ситуации только один выход: заставьте себя на мгновение отпустить педаль, опять нажмите, отпустите... и так повторяйте эти деяния. Картина практически та же, что рекомендована для остановки на льду. Естественно, остановочный путь удлинится, но это лучше, чем же не тормозить вообщем.
Описывая случаи неисправности либо полного отказа тормозов, мы совсем не задавались целью запугать читателя - напротив, желали бы уверить в том, что своевременное и тщательное сервис тормозной системы, также точные и хладнокровные деяния в критичной ситуации посодействуют избежать проблем, тотчас очень суровых.
Тормозная система автомобиля VAZ 2101:
1 - поршни правого фронтального тормоза;
2 - тормозные колодки; 3 - диск тормоза;
4 - питающий бачок гидропривода тормозов; 5 - главный тормозной цилиндр; 6 - рабочий тормозной цилиндр правого заднего колеса; 7 - регулятор давления в гидроприводе задних тормозов; 8 - педаль тормоза;
9 - уплотнительное кольцо.
КЛУБ
Автовладельцев
ОТКАЗАЛИ ТОРМОЗА?
Понимаете ли вы, что при критическом торможении авто тормоза способны "поглотить" мощность, десятикратно превосходящую мощность мотора? А могут и совсем ничего не поглотить - довольно наимельчайшего пузырька воздуха, блуждающего по трубопроводам системы... О неких тонкостях устройства и работы тормозных систем ведает инженер Валентин ГРИГОРЬЕВ.
Обычно, тормоза легковых автомобилей имеют гидравлический привод, главные узлы которого - главный и рабочие цилиндры тормозных устройств. Очень принципиально обеспечить их надежное уплотнение, чтоб исключить любые (в том числе внутренние) утечки тормозной воды и проникновение в систему воздуха. Отсюда - очень малые зазоры в сопряжениях ряда деталей, высочайшие требования к чистоте и точности их рабочих поверхностей, ведь уплотнительные кольца (манжеты) рабочих цилиндров должны сохранять полную работоспособность при температурах 170-190°С, а тормозная жидкость не должна закипать при температурах ниже 200°С. Потому гидравлические устройства, обычно, изготовляют спец предприятия.
Так, за рубежом элементы тормозной системы делают такие компании, как "Бендикс", "Гирлинг", АТЕ (ITT) и другие, чью продукцию приобретают многие известные производители автомобилей.
Работа гидропривода тормозов определяется законами гидростатики. При нажатии на педаль всем рабочим цилиндрам передается однообразное давление, возникает возможность одновременного торможения всех колес. Но - независимо от поперечника рабочих цилиндров - повышение давления воды становится вероятным только тогда, когда все колодки прижмутся к барабанам и дискам. Отсюда и главный недочет гидропривода: нарушение плотности системы приводит к ее полному отказу. Для увеличения надежности тормозной системы последнюю разделили на два контура.
Время от времени эти два контура делают стопроцентно независящими (ЛуАЗ-969М) - два основных цилиндра, расположенные рядом, управляются одной тормозной педалью. Бывает, главный цилиндр один, но в схеме есть так именуемый разделитель привода контуров, предназначение которого - отключать неисправный контур. Такая, к примеру, схема "Волги" GAZ 24. Наибольшее же распространение получили приводы, в каких один (конструктивно) цилиндр на самом деле соединяет воединыжды внутри себя два, расположенных соосно, тандемом. В данном случае один контур "управляет" рабочими цилиндрами фронтальных колес, а другой - задних (как на VAZ 2101...2107), либо же контуры изготовлены "диагональными": один содержит в себе цилиндры фронтального левого и заднего правого колес, другой - напротив (VAZ 1111, 2108, 2109, ZAZ 1102). А вот и поболее непростая схема: один контур содержит в себе по одному цилиндру из тормозных устройств фронтальных колес, а другой - 2-ые цилиндры фронтальных колес и цилиндры задних колес (VAZ 21212, АЗЛК-2141).
Срок службы гидропривода зависит не только лишь от свойства производства деталей, сборки, обслуживания, да и от величины рабочего давления в нем. А оно почти во всем определяется вашими физическими способностями - известны "таланты", способные так нажать на педаль, что или она ломается, или взрываются шланги и трубки. Как понятно, сев поудобнее, человек способен приложить к педали силу, на 10-20% превосходящую его свой вес. Данные неких исследовательских работ демонстрируют, что при обыкновенном торможении давление в системе тормозов составляет 20-40 кгс/см2, но при критическом либо аварийном может перевалить за 80-100 кгс/см2.
Современные авто, даже особо малого класса, обычно, имеют в гидроприводе тормозов усилитель - в большинстве случаев вакуумный, работающий от разрежения во впускном трубопроводе двигателя внутреннего сгорания либо от специального вакуумного насоса дизеля. Усилия ноги и усилителя суммируются, давление в гидроприводе, соответственно, увеличивается. На самом деле это означает, что для критической остановки автомобиля уже не нужно быть атлетом, вождение становится наименее мучительным делом, а легкость "дозирования" тормозных сил увеличивает Законодательство движения.
Итак, гидропривод тормозов - это система, в какой рабочее давление воды может превосходить 100 кгс/см2, а температура (в цилиндрах дисковых тормозов) - 200°С. Упрощенно ее работу просто представить так: движением ноги вы воздействуете на один конец столба несжимаемой воды - и перемещаете его на полностью определенную величину, зависящую от площадей поршней в рабочих цилиндрах и от зазоров меж колодками и дисками (барабанами). Когда колодки прижмутся к дискам (барабанам), движение воды прекращается; сейчас изменяется - зависимо от вашего усилия - только давление, а означает, тормозные силы колодок. Очевидно, при всем этом податливость трубок, шлангов и т. д. должна быть так малой, чтоб не оказывать влияние на работоспособность системы.
Условие несжимаемости объема воды может быть просто нарушено при попадании в этот объем пузырька воздуха. Если он невелик в сопоставлении с количеством воды, вытесняемой в рабочий цилиндр, то после некого хода педали пузырек под действием нарастающего давления "схлопывается" - и тормоз худо-бедно работает, хотя ход педали и увеличен. Большой пузырек делает весь ход педали мягеньким - тормоз фактически не работает.
Пузырь в воды - не непременно оттого, что в нее попал воздух. Нередко пузыри образуются прямо в рабочих цилиндрах (в особенности дисковых тормозов), если тормозная жидкость от долгой эксплуатации пришла в негодность. Ведь современные воды "Нева", "Томь", "Роса" на гликолевой базе очень гигроскопичны, другими словами охотно впитывают воду, пусть это всего только атмосферная влага. Тормозная система вентилируемая, а означает, жидкость повсевременно соприкасается с влагой воздуха. В сыром климате время от времени года-двух довольно, чтоб в воды оказалось до 5% воды, что резко понижает температуру кипения такового раствора - и здесь уж хватает нескольких насыщенных торможений для того, чтоб жидкость в цилиндрах закипела... и ваш автомобиль остался без тормозов.
Очень небезопасен внезапный разрыв тормозного шланга, в особенности при таковой схеме, как на "Жигулях" VAZ 2101...2107. Случается схожее и с металлическими трубками, обычно из-за коррозии после долголетней эксплуатации. Если покрытые цинком трубки уже лишились слоя защиты цинка, их необходимо поменять новыми, не дожидаясь неудачи.
Фронтальные шланги на "Жигулях" достаточно недлинные, при работе подвески они испытывают знакопеременные напряжения, что вызывает трещинкы внешней (защитной) оболочки поблизости заделок, где перегибы наибольшие. Углубляясь, трещинкы доходят до внутреннего, силового слоя - и шланг рвется. Может быть, вы слышали либо читали советы поменять шланги через 5 лет либо 100 тыщ км, глядя что ранее наступит. Мы не рекомендуем следовать этой комфортной теории, так как еще не встречали шланга, на котором уже через год не появились бы 1-ые трещинкы. Стоит испытывать судьбу? Обычно, все обладатели "жигулей", если у их лопается шланг, сходятся в одном: тормоза "исчезают" сходу и стопроцентно! А ведь на теоретическом уровне хода педали должно хватать хотя бы на то, чтоб действовали тормоза задних колес.
Отчего это происходит? Во-1-х, фронтальные дисковые тормоза существенно эффективнее задних, потому их отказ - даже при исправных задних! - воспринимается как общий провал. Во-2-х, конкретно поэтому, что фронтальные эффективны, многие, эксплуатируя машину годами, даже не замечают того, что задние тормоза давным-давно не работают - износились колодки, "закисли" цилиндры и т. д. Случается и так, что их эффективность снижена из-за неотлаженного регулятора давления. В конце концов, в основном "тандемном" цилиндре после долговременной (выше 50 тыщ км) работы среднее уплотнительное кольцо иногда тоже изношено, и от "независимости" 2-ух контуров остается одно заглавие (см. рис.): при обрыве фронтального шланга жидкость через негерметичное уплотнительное кольцо 9 уходит и из заднего контура.
Как предупредить отказ тормозов? Кое-что вы, разумеется, уже сообразили: впору поменять тормозную жидкость, инспектировать состояние задних тормозов, а не только лишь фронтальных, держать под контролем регулятор давления в гидроприводе задних тормозов, смотреть за исправностью стояночного тормоза ("ручника"). Кстати, о последнем - чаще им пользуйтесь, чтоб выработать нужную "моторику", привычку. По другому при обрыве шланга либо трубки, растерявшись, о "ручнике" запамятывают. Это касается и умения впору включить пониженную передачу для торможения движком.
В данном случае принципиально не впасть в панику - по другому заместо того, чтоб включить передачу (хорошо, с "перегазовкой"), кое-кто просто разламывал коробку. Опять-таки полезны тренировки, хотя бы мысленные: проигрывая в голове страшную ситуацию, шофер привыкает к тому, как необходимо действовать в случае неудачи.
Если вы решили поменять трубки и шланги, не покупайте непонятный продукт даже задаром. А после подмены непременно "опрессуйте" систему - проверьте на крепкость, нажав на педаль с силой не меньше 50 кг.
При подмене цилиндров не спешите ставить новые, не проверив их чистоту. В их нередко оказывается железная стружка и другая грязь. Разберите цилиндры, помойте Ремонт и эксплуатация тормозной жидкостью и вновь соберите. По другому нежное "зеркало" металлического цилиндра при первой же поездке будет повреждено, а царапинки обернутся течью. Кольца ("манжеты") высочайшего давления, вроде бы отлично они ни выглядели при разборе работавшего цилиндра, подменяйте новыми.
В последние годы мы получаем больше сообщений об небезопасном перегреве тормозов, обычно происходящем при критическом торможении автомобиля, двигавшегося с высочайшей скоростью. Не каждый автовладелец знает (о чем можно только сожалеть), в каких критериях работают те либо другие Ремонт и эксплуатация тормозной системы. К примеру, температура поверхности накладок иногда превосходит 450°С, а диск тормоза чуть не сияет. Признак перегрева - педаль обычно "жесткая" (означает, с жидкостью все в порядке!), а торможения практически нет. Дело в том, что поверхность колодок в контакте с диском одномоментно оплавляется и после маленького, подготовительного понижения скорости автомобиль остается практически без тормозов.
Из этой ситуации только один выход: заставьте себя на мгновение отпустить педаль, опять нажмите, отпустите... и так повторяйте эти деяния. Картина практически та же, что рекомендована для остановки на льду. Естественно, остановочный путь удлинится, но это лучше, чем же не тормозить вообщем.
Описывая случаи неисправности либо полного отказа тормозов, мы совсем не задавались целью запугать читателя - напротив, желали бы уверить в том, что своевременное и тщательное сервис тормозной системы, также точные и хладнокровные деяния в критичной ситуации посодействуют избежать проблем, тотчас очень суровых.
Тормозная система автомобиля VAZ 2101:
1 - поршни правого фронтального тормоза;
2 - тормозные колодки; 3 - диск тормоза;
4 - питающий бачок гидропривода тормозов; 5 - главный тормозной цилиндр; 6 - рабочий тормозной цилиндр правого заднего колеса; 7 - регулятор давления в гидроприводе задних тормозов; 8 - педаль тормоза;
9 - уплотнительное кольцо.