КТО ШИЛ Костюмчик?
КТО ШИЛ Костюмчик?
Тесты
ТЕСТ
КТО ШИЛ Костюмчик?
Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Сергея Иванова
и Вадима Крючкова
Почему в одном автомобиле длительная поездка совершенно не мучительна, а из другого через пару часиков выходишь как побитый? Что такое комфортная посадка исходя из убеждений конструктора и к чему приводят его ошибки? Попробуем ответить на эти вопросы.
Пытаясь усесться за руль либо на пассажирское место, Различное (почаще с "необычной" фигурой) часто вспоминают традиционную интермедию А. Райкина: "Кто шил костюмчик? - Мы!". Пуговицы, вправду, бывают пришиты прочно, другими словами к второстепенным деталям претензий нет, а неудобство все таки появляется. Многим наверное знакомы чувства после долговременной поездки: боли в пояснице, голеностопном суставе правой ноги, ноющая боль в затекших предплечьях - в особенности при езде на автомобилях устаревших моделей.
Как сделать автомобиль комфортным для малеханьких и больших, полных и худеньких, парней и дам? Каким должен быть современный легковой автомобиль исходя из убеждений удобства посадки водителя и пассажиров?
Эта неувязка повсевременно заботит конструкторов. На заре авто эпохи ее (как и многие другие) решали по наитию. Управление тогдашними экипажами часто добивалось от водителя недюжинной силы и ловкости. В наше время сборка автомобиля регламентирована целым рядом забугорных и российских эталонов (ИСО, Правила ЕЭК ООН, ГОСТы, ОСТы, РТМ). В базе этих документов - исследования в области физиологии и биомеханики. Существует банк данных антропометрических черт тела. Это статистически обработанные результаты обмеров огромного количества людей, представляющих отдельную цивилизацию либо население большой страны. Такие данные более много были собраны в США. У нас в стране этой неувязкой занимались спецы МГУ.
Весь массив приобретенных характеристик обработали в согласовании с законом обычного рассредотачивания. Это отдало возможность использовать при расчетах и макетировании посадочных мест антропометрические признаки 3-х групп репрезентативности (представительности), так именуемых перцентилей: 5-й либо 10-й (небольшой рост), 50-й (средний) и 90-й либо 95-й (большой рост). Перцентиль - величина, выражаемая в процентах. Соответствует тому либо иному перцентилю та часть населения, у которой численное значение какой-нибудь антропометрической свойства (либо их совокупы) меньше либо равно ее данному значению. Некие антропометрические характеристики, применяемые при проектировании российских автомобилей, приведены в табл. 3.
Процесс сбора и обработки данных по антропометрии населения довольно трудозатратный и долгий, ну и величины этих характеристик трансформируются от поколения к поколению. Потому сведения устаревают. Беря во внимание, что многие российские модели разработаны не одно десятилетие вспять и продолжают сходить с сборочного потока до настоящего времени, ждать от их огромного удобства не приходится, в особенности высочайшим людям. Ведь наши недалекие праотцы, чьи "габариты" были заложены в конструкцию, были куда мельче собственных детей-акселератов.
Отметим сходу, что требования к посадке и рабочей позе водителя более серьезны и многомерны по сопоставлению с пассажирскими местами, что полностью понятно. Исключение составляют разве что представительские авто, в каких удобству и комфорту пассажиров уделяется повышенное внимание. Потому в предстоящем сосредоточимся на оценке рабочего места водителя, как более сложного по организации и сборке.
При проектировании и оценке удобства рабочего места учитываются: физиологическая рациональность позы водителя; размещение и досягаемость органов управления, контрольных устройств и сигнализаторов; обзорность; место для размещения водителя.
Главные элементы сборки рабочего места водителя и посадочных мест пассажиров уточняют и дорабатывают при помощи двух- и трехмерных посадочных манекенов. Двухмерный манекен - не что другое, как тонкий шаблон, элементы которого моделируют торс, тазобедренную часть, голень, стопу. Все части шарнирно соединены меж собой.
Трехмерный посадочный манекен более сложен по конструкции и имитирует не только лишь геометрические, да и весовые характеристики человека. Он позволяет более точно найти реальную позу с учетом деформации подушки и спинки сидения, расстояния до потолка салона, а самое главное, координаты одной из главных контрольных точек, характеризующих характеристики рабочего места, - точки Н. Эта точка соответствует положению центра тазобедренного шарнира трехмерного манекена. Следует обмолвиться, что конструктор, создавая сборку рабочего места водителя либо пассажира, задает координаты так именуемой точки R, в эталоне совпадающей с координатами точки Н. На практике положение этих точек может не совпадать из-за реальной деформации подушки и спинки сидения под весом тела.
Другой контрольной точкой, принципиальной для определения рабочей позы, является точка контакта пятки правой ноги с полом кабины при положении ступни на педали газа (точка В).
На основании исследовательских работ в области биомеханики выработаны советы по хорошим величинам углов меж звеньями человеческого тела, сидячего за рулем.
Мы решили поглядеть, как "скроены" российские модели. Для этого измерили суставные углы манекена, "сидячего" в автомобилях VAZ 1111, VAZ 2105, VAZ 2108 и "Moskvich 2141" (табл. 2), и некие линейные характеристики рабочего места в тех же машинах (табл. 1). Сейчас коротко прокомментируем, кто, где, как посиживает.
VAZ 1111
Эта микролитражка - эталон городского "мини" - на удивление, предоставляет хорошие условия водителю и фронтальному пассажиру даже высочайшего роста. Правда, маловат угол в голеностопе правой ноги водителя, когда педаль акселератора в начальном положении (это соответствует оборотам холостого хода), но недостаток своеобразно компенсируется: ведь педаль практически всегда нажата, так как мощность мотора невелика. Ужаснее левой ноге водителя: снятая с педали сцепления, она упирается в кожух левого фронтального колеса, создавая неудобства при долговременной езде как высочайшим, так и низким водителям.
Естественно, удобство посадки больших людей впереди идет во вред комфорту пассажиров на заднем сидение, но ведь в таком автомобиле изредка ездит более 2-ух человек.
VAZ 2105
Хотя наружный габарит "Жигулей" больше, чем у "Оки", комфортно устроиться за рулем фактически нереально. Разъясняется это обоюдным расположением управляющего колеса и педального узла. Для того, чтоб достать до верхнего края обода руля, не отрываясь от спинки сидения, шофер обязан придвинуть сидение при помощи продольной регулировки так, что ноги оказываются чрезвычайно согнуты. Даже те, кто привык водить "классику", не будут опровергать, что после долговременной поездки ноги, ну и руки тоже, устают больше, ежели на более поздних моделях VAZ 2108, 2109 и "Москвиче-2141". Зато свободнее задним пассажирам: "дальний" руль держит водителя от того, чтоб отодвинуться до упора вспять.
"МОСКВИЧ-2141" (21412)
Тут угловые свойства рабочей позы для водителей 3-х групп репрезентативности оказались хорошими (кроме положения голеностопа правой ноги на педали акселератора). Этот недочет даже при существующем рабочем ходе педали можно поправить, если педаль приподнять - тогда уменьшится угол в голеностопе. Правда, придется установить на полу кабины (либо на самой педали) дополнительный ограничитель хода педали.
VAZ 2108 (2109, 21099)
Некие неудобства в "Самаре" испытывают только высокорослые Различное. При всем этом рослый шофер, комфортно расположившись, очень очень притесняет сидячих сзади, так что обладатель этого автомобиля оказывается практически в той же ситуации, что и владелец малеханькой "Оки".
Трехмерный манекен за рулем "Москвича-2141".
В итоге мы попросили 4 водителей самой разной комплекции (см. фото) коротко откомментировать удобство посадки в 4 испытуемых автомобилях и попробовали обобщить их ответы. Вот что вышло.
VAZ 2105. Удобнее всего тут водителю малеханького роста (161 см). Единственное, что его не устраивает, - очень горизонтальный, "автобусный" руль огромного поперечника. Чем выше шофер, тем ужаснее ему за рулем "классики". Различное ростом 170, 185 и 194 см, не считая отмеченных неудобств с рулем, сетовали на посадку с "откляченным задом", чтоб не очень сгибать ноги, приходится отодвигать кресло, а корпус наклонять, чтоб достать до верхней кромки дальнего руля. У всех стремительно утомляется правая нога, носок которой нужно повсевременно тянуть на себя.
VAZ 2108. Повторяется та же история: чем выше шофер, тем наименее комфортно ему за рулем. Практически все пожаловались на маленький и "дальний" рычаг переключения передач. Неудобство для самого высочайшего - очень очень согнутые ноги и руль, который "упирается в животик".
VAZ 1111. Все довольно комфортно, только самый высочайший посетовал на то, что рычаг коробки очутился кое-где под коленом правой ноги. Если ступня огромного размера, сначала тяжело привыкнуть к небольшим сближенным педалькам. К тому же - узко: иногда приходится толкать пассажира локтем.
"Moskvich 2141". По воззрению всех четырех, самый удачный из рассмотренных российских автомобилей, хотя высочайшие посетовали на некие неудобства при работе педалями.
Мы задели только неких причин, влияющих на удобство посадки в автомобиле, чтоб дать читателю только самое общее представление. Если копнуть поглубже... К данной теме нам еще придется ворачиваться, и, видимо, не раз.
Испытатели за рулем VAZ 2105. Различный рост - различная посадка (см. рис. и фото).
Так хитро приходится изгибать голеностоп длинноногому водителю VAZ 2105, чтоб "наступить" на газ.