ДОЗОР - ПОТОМОК НИВЫ
"ДОЗОР" - ПОТОМОК "НИВЫ"
Внедорожник
"ДОЗОР" - ПОТОМОК "НИВЫ"
На последнем Русском международном автомобильном салоне эта машина, стоявшая на щите "Дэу", постоянно завлекала внимание...
Владимир ОЛЕЙНИКОВ
Как ни популярна "Нива", но за 20 лет все-же устарела. Вот и "освежают" ее обладатели и тюнинговые мастерские в меру собственных сил. То навесят "кенгурятник" и пластмассовые облицовки, то установят широкие низкопрофильные колеса и "подожмут" мотор. Но, оказывается, вазовский вездеход может выступать и в роли агрегатного "донора"...
В общем, это обычная авто практика - вспомним хотя бы Великобританию. Там процветают компании, специализирующиеся постройкой кит-каров с агрегатами самых различных машин. Берется движок и шасси какого-нибудь автомобиля, делается из пластика уникальный кузов, навешивается на железную пространственную раму - и пожалуйста, из ворот выезжает хоть старомодный "Морган", хоть экстравагантный "Маркос". Покупатели таких машин не повстречают заморочек с техническим обслуживанием - внутренности-то от массового "Форда" либо "Ровера".
Этим же методом пошли на ростовском заводе "Красноватый Аксай", где собирают корейские авто "Дэу". Что все-таки, опыт закручивания гаек тут накопили - а сейчас взялись за самостоятельное конструирование.
Главное условие, стоявшее перед разработчиками, - очень использовать серийные российские агрегаты. А поэтому за базу грядущего внедорожника взяли агрегаты "Нивы" VAZ 21213: движок, коробку, "раздатку" и мосты. Решено было несколько удлинить базу, чтобы избежать присущего короткобазным автомобилям "козления". Из-за этого пришлось на место недлинного фронтального карданного вала установить задний, более длиннющий.
А вот кузов, поточнее, раму из железных труб и пластмассовые панели облицовки, "изобретали" сами. Дизайн-проект разработали в цехе опытно-экспериментального производства, тут же сварили раму. Выклейку пластмассовых панелей доверили одной столичной фирме - она изготовляет ванны на заказ. Пока материал облицовки французский, но с течением времени, когда машина пойдет в серию, будет заменен российским, ну и создавать панели будут на "Красноватом Аксае".
Поглядим на внедорожник: лаконичные формы роднят его с "Джипом-Рэнглер", вот только передняя часть несколько тяжеловата. Хотя это не так принципиально, главное - атрибуты "реального" вездехода: широкие колеса-"лапти" на литых дисках, запаска на заднем борту и массивные трубы каркаса; открытые взору, они облегают всю машину. На выбор предоставляют несколько вариантов кузова: открытый, без дверей для тех, кому главное - блеснуть экстравагантностью. Есть вариант с мягеньким съемным верхом и обыкновенными дверцами - такой утилитарный: хочешь - возишь длинноватые доски, а хочешь - катаешь длинноногих девченок. Дверца багажника откидывается вниз, как на "уазике", а стекло - ввысь на пневматических пружинах. Есть и машина с жесткой крышей.
Широкая дверь позволяет водителю комфортно сесть на свое место. А не очень выступающая за габариты труба-порожек не испачкает штаны в непогожую погоду, как бывает на неких внедорожниках. Дверной замок взят от "Газели": ручка расположена на торце двери в углублении кузова. Очень комфортно - потянул и готово, дверь открылась.
Кресла и заднее сидение - от стандартной "Нивы", так что все регулировки остались прежними. Вот только охото возлагать, что для "Дозора" улучшат слабую конструкцию фронтальных кресел - хотя бы усилят ее проваркой промышленных швов. Ну а к заднему сидению претензий нет: кто ездил в "Ниве", знает - для двоих полностью комфортно, а троим придется потесниться.
Передняя панель - "сборная солянка". Приборы взяты от "шестерки", подрулевые выключатели и кнопки - от VAZ 2108. Панель устройств ростовчане сделали сами, и, меж иным, очень хорошо. Педальный узел с "Нивы", а вот управляющее колесо - от "Москвича". В общем, салон прост и функционален, под стать грубоватой наружности.
Что все-таки, подгоним кресло и в путь. Вот и 1-ая загвоздка. Подобрать комфортное его положение не так просто - уж больно безуспешно установлен руль, ну и регулировки колонки пока нет. Отсутствие гидроусилителя - тоже очевидный минус. Еще матушка "Нива" добивалась значительного усилия: при парковке приходилось основательно попотеть. Тут широкие колеса и неловкая посадка превратили руль в такой тренажер для бодибилдинга: водителю приходится отрывать спину от кресла, чтоб налечь на руль всем телом. Выход только один - установка гидроусилителя, что прирастит стоимость машины приблизительно на $2000.
В движении "Дозор" припоминает прародителя: та же вялая динамика разгона и шум в салоне. Ну, с движком ничего не поделаешь, а вот с шумами можно и должно биться. Наверняка, при мелкосерийном выпуске следует кропотливо балансировать валы, добиваться соосности "раздатки" с коробкой. А по максимуму - нужна переборка чуть ли не всех узлов промышленного производства с подменой дефектных деталей. Ведь не тайна, что сегодняшнее качество вазовских машин далековато от эталона. (Естественно, такая доводка тоже отразится на стоимости.)
Достаточно неприятную штуку сыграл с создателем педальный узел. Не достаточно того, что педали размещены близко друг от друга, так к тому же чуток сдвинуты в сторону. И один из поворотов чуть не стал роковым. Разогнавшись на спуске с маленький горки, перед поворотом пришлось немного притормозить. Но нога заместо педали тормоза угодила прямо на газ...
Как хоть какой кит-кар, новый внедорожник обладает многими плюсами и недочетами "материнских" автомобилей. Наверное, в процессе производства конструкция ростовчан будет совершенствоваться. И давать подсказку направления для этого будут обладатели. В том, что их окажется довольно, на заводе не колеблются: ведь уже много автовладельцев, для которых главное - смотреться не как все. А "Мерседесом" либо БМВ кого сейчас удивишь?
Короткая техно черта
автомобиля "Дозор"
Размеры, мм: длина - 4050; ширина - 1880; высота - 1880; база - 2470; колея - 1520; дорожный просвет - 245. Масса - 1100-1200 кг зависимо от комплектации.