КАК НИВА ТРАКТОРОМ СТАЛА
КАК "НИВА" ТРАКТОРОМ СТАЛА
Тесты
Варианты НА ТЕМУ
КАК "НИВА" ТРАКТОРОМ СТАЛА
Мечта о легковой машине с дизельным мотором издавна жила в наших автовладельцах. И вот она становится явью: дизельные "нивы" и "жигули" появились в продаже.
Сергей МИШИН. Фото создателя
Первую попытку удовлетворить чаяния тогда еще русского народа ВАЗ предпринял в 1988 году. Автомобиль VAZ 21055, снаряженный 1,45-литровым дизельным движком собственного производства, прошел муниципальные тесты и был рекомендован для массового производства, которое так и не началось.
С того времени дизель подрос в объеме, прибавил в мощности и моменте. Хотя индекс остался прежним - ВАЗ-341. Сейчас он делается в Барнауле и устанавливается на "четверку" (21045), превращая универсал в реальную рабочую лошадку.
Но таковой движок подходит не только лишь развозной машине: он просто сотворен для вездехода! Правда, для вэдовой коробки "Нивы" "341-й" оказался слабоват - пришлось добавить турбонаддув и одну цифру к индексу дизеля - вышло 3411. "Ниву" с таким мотором обозначают VAZ 21215-50. Но 9 сентября 1998 года с сборочного потока пошла "Нива" VAZ 21215-10 с движком "Пежо" XUD-9SD. Конкретно ее и могли узреть гости Парижского автомобильного салона. Этот отвечающий современным нормам токсичности дизель с рециркуляцией отработавших газов и нейтрализатором должен посодействовать вновь протоптать заросшую экПодвесканую тропу в Европу.
Вобщем, еще в 1993 году один из вариантов "Нивы" для экПодвескаа, оснащали дизелем "Пежо-XUD-9L". С сборочного потока в Тольятти съезжал полуфабрикат с "технологическим" бензиновым мотором - и исключительно в подмосковном Чехове на предприятии "Лада-ЭкПодвеска" он преобразовывался в дизельный автомобиль. Все завершилось с введением в Западной Европе норм Евро II, которым XUD-9L не отвечал. Сейчас сотрудничество вот-вот возобновится на новеньком уровне.
Не дожидаясь, когда это произойдет, мы прокатились на опытнейшем образчике. Для сопоставления взяли, естественно, российский дизель.
Пускаются движки идиентично и не совершенно обычно. Включив зажигание, необходимо дождаться, пока погаснет контрольная лампа свеч накаливания и только потом повернуть ключ на "Старт". Практически с первого оборота моторы оживают, издавая свойственное постукивание. "Француза" можно пришпорить сходу после запуска. Пустая машина охотно трогается со 2-ой передачи. По мере прогрева движок работает мягче, но добавления тяги не чувствуется. Не проявила себя в этом смысле и турбина - даже не увидели, когда она включилась. Оказывается, так и должно быть, так как ее основная задачка - понижение токсичности. Давить на газ, как на бензиновой машине, нет необходимости - внедорожник просто разгоняется на "низах", да так, что можно просто перебегать с третьей передачи сходу на пятую. Она тут - основная, как при езде по городку, так и по шоссе. На трассе автомобиль практически не замечает подъемов и встречного ветра, просто ускоряется при обгонах, не требуя еще раз переключаться. Шум "Нивы" остался на обычном уровне, так как определяется воем раздатки, перекрывающим рокот французского мотора.
Российский дизель работает шумнее и жестче, не хотя в прохладном состоянии принимать нагрузку. Ну и после прогрева погонять его приходится более напористо. Повинна в этом турбина: она врубается только выше 2200-2500 об/мин и только тогда обеспечивает оживленный разгон. При активной езде переключать передачи нужно даже почаще, чем на бензиновой машине. Единственное утешение - выигрыш в динамике по сопоставлению с "французом" большего объема.
А каковы вездеходы на бездорожье? С первых метров "Пежо" огорчил... излишком тяги на низких оборотах. Мельчайшая неаккуратность - и машина норовила забуксовать. Разумеется, повинны в этом пользующиеся популярностью "нивовские" шины ВЛи-10 с универсальным протектором (может быть, и передаточные числа в коробки). Если поменять покрышки чем-нибудь позубастее, то минус здесь же обменяется на плюс.
Наш мотор не подкачал, просто приспосабливаясь к внедорожным условиям. Весь непроходимый участок машина прошла медлительно, но правильно, нигде не попытавшись забуксовать. Естественно, обороты были ниже порога включения турбины.
Вывод вернувшихся на твердую почву испытателей был единодушен - дизель позволяет полнее воплотить способности машины и даже их разнообразить. Так барнаульский вариант поближе к обычной "Ниве", а вот французский - к трактору. Что ж, как говорится, был бы выбор - а потребитель найдется.
Уже на пути домой мы столкнулись с одним суровым недочетом обоих вариантов. Запах дизтоплива так въедается в одежку, что знакомство с привлекательной женщиной без подготовительного посещения бани и химчистки становится несбыточной мечтой. Как досадно бы это не звучало, "Нива" все-же поближе к трактору, ежели к современной дизельной импортной машине, где, как говорится, дизелем даже не пахнет...
Французский дизель под капотом, как родной.
Снаружи - рядовая "четверка".
Отличия - в надписи...
...и под капотом.
Барнаульский движок вытеснил запаску "Нивы" на заднюю дверь.