КАКИМИ БУДУТ РАДИАТОРЫ
КАКИМИ БУДУТ РАДИАТОРЫ
ТЕХНИКА
Кандидатура
КАКИМИ БУДУТ РАДИАТОРЫ
– медными либо дюралевыми?
Александр БУДКИН
Развитие автопромышленности плотно сплетено с достижениями в смежных областях техники, энтузиазм к которым, обычно, не настолько велик. Личный, казалось бы, вопрос - новые технологии производства медно-латунных радиаторов.
В последние годы прослеживалась тенденция перехода от медных теплообменников к дюралевым. На то были конкретные предпосылки: сырье для дюралевых радиаторов дешевле, масса изделия меньше, исключено внедрение свинца при пайке. За эти достоинства приходилось платить несколько большей площадью теплоотдающей поверхности и относительно сложной технологией производства. Но прогресс, как понятно, движется по спирали, и на следующем ее витке вновь появился энтузиазм к медно-латунным радиаторам (медные пластинки и латунные трубки). Частично он вызван тем, что соотношение цен на медную и дюралевую ленту - основное сырье для производства радиаторов - на мировом рынке снизилось с 2-2,5 до 1,1-1,4.
Одной из главных тем семинара, прошедшего в Санкт-Петербурге, было обсуждение перспектив производства медных радиаторов в Рф и представление новейшей технологии. Российская индустрия до настоящего времени выпускает медные радиаторы старенького поколения и на данный момент, минуя промежные этапы, могла бы перейти на одну из самых современных технологий - "Купро-Брейз", разработанную Интернациональной ассоциацией меди. Принципиально (в особенности для Рф с ее климатом и охлаждающими жидкостями), что медные радиаторы владеют большей коррозионной стойкостью. Не считая того, новенькая разработка не только лишь экономически более целесообразна, но к тому же экологически чиста.
Главные аргументы, определившие когда-то переход к алюминию, сейчас переместились на другую чашу весов. Есть необходимость понизить массу радиатора - пожалуйста: хотя медь втрое тяжелее алюминия, она обладает в полтора раза большей теплопроводимостью и в 3,5-8 раз большей прочностью на растяжение. Означает, медный радиатор можно делать наименьшего размера с более тонкими пластинами и трубками. Более доступное алюминиевое сырье тоже осталось в прошедшем. Хотя медь все еще дороже, затраты энергии технологического процесса с припасом перекрывают эту разницу: ведь при нагреве на каждый градус медь потребляет в два раза меньше энергии. "Грязное" создание медных радиаторов с внедрением припоя, содержащего свинец, тоже в прошедшем - сейчас используют бесфлюсовую пайку жестким припоем с формулой "олово-никель-фосфор-медь". Есть у новейшей технологии и свои особенности. Основная из их - наименее жесткий допуск на точность выдерживания температуры при пайке. Если для алюминия этот допуск 30-40°С, то для меди - более 300°С. Беря во внимание некие "местные особенности", это тоже не кажется излишним.
Невольно появляется вопрос: для чего же переходили к алюминию, если у меди столько плюсов? Сначала это было связано с уровнем технологии. Не достаточно сказать, что медные Ремонт и эксплуатация можно делать существенно тоньше - их еще необходимо научиться паять и сваривать. Сейчас для этого есть частотная лазерная сварка. Использовать эти способы в промышленных масштабах 5-10 годов назад казалось мистическим. Сегоднящая разработка - это целый комплекс решений, тесновато связанных вместе: устойчивые к отжигу материалы (медь и латунь), особые пасты и припои, приспособленные технологии нанесения покрытий и т. д. Одних только особых способов лазерной сварки предлагается три. Вот вам и ответ на вопрос.
Независимо от того, как современна представленная разработка, навряд ли завтра прозвучит решительное и окончательное "нет" дюралевым радиаторам. Здесь есть над чем работать спецам. Нам только хотелось направить внимание на то, что сотрудничество с забугорными фирмами не стоит сводить к "отверточной" сборке: некие из их пробуют принести в Россию современные технологии. Сможем ли мы ими пользоваться, зависит не только лишь от денежного положения определенных заводов, да и от того, какие условия для этого сделаны в стране. И если делему финансирования в одночасье не решить, то сделать условия благоприятствования тем, кто вводит новые технологии, кажется, не настолько трудно. Глядишь, и русские продукты станут конкурентоспособными на мировом рынке.
ТЕХНИКА
Кандидатура
КАКИМИ БУДУТ РАДИАТОРЫ
– медными либо дюралевыми?
Александр БУДКИН
Развитие автопромышленности плотно сплетено с достижениями в смежных областях техники, энтузиазм к которым, обычно, не настолько велик. Личный, казалось бы, вопрос - новые технологии производства медно-латунных радиаторов.
В последние годы прослеживалась тенденция перехода от медных теплообменников к дюралевым. На то были конкретные предпосылки: сырье для дюралевых радиаторов дешевле, масса изделия меньше, исключено внедрение свинца при пайке. За эти достоинства приходилось платить несколько большей площадью теплоотдающей поверхности и относительно сложной технологией производства. Но прогресс, как понятно, движется по спирали, и на следующем ее витке вновь появился энтузиазм к медно-латунным радиаторам (медные пластинки и латунные трубки). Частично он вызван тем, что соотношение цен на медную и дюралевую ленту - основное сырье для производства радиаторов - на мировом рынке снизилось с 2-2,5 до 1,1-1,4.
Одной из главных тем семинара, прошедшего в Санкт-Петербурге, было обсуждение перспектив производства медных радиаторов в Рф и представление новейшей технологии. Российская индустрия до настоящего времени выпускает медные радиаторы старенького поколения и на данный момент, минуя промежные этапы, могла бы перейти на одну из самых современных технологий - "Купро-Брейз", разработанную Интернациональной ассоциацией меди. Принципиально (в особенности для Рф с ее климатом и охлаждающими жидкостями), что медные радиаторы владеют большей коррозионной стойкостью. Не считая того, новенькая разработка не только лишь экономически более целесообразна, но к тому же экологически чиста.
Главные аргументы, определившие когда-то переход к алюминию, сейчас переместились на другую чашу весов. Есть необходимость понизить массу радиатора - пожалуйста: хотя медь втрое тяжелее алюминия, она обладает в полтора раза большей теплопроводимостью и в 3,5-8 раз большей прочностью на растяжение. Означает, медный радиатор можно делать наименьшего размера с более тонкими пластинами и трубками. Более доступное алюминиевое сырье тоже осталось в прошедшем. Хотя медь все еще дороже, затраты энергии технологического процесса с припасом перекрывают эту разницу: ведь при нагреве на каждый градус медь потребляет в два раза меньше энергии. "Грязное" создание медных радиаторов с внедрением припоя, содержащего свинец, тоже в прошедшем - сейчас используют бесфлюсовую пайку жестким припоем с формулой "олово-никель-фосфор-медь". Есть у новейшей технологии и свои особенности. Основная из их - наименее жесткий допуск на точность выдерживания температуры при пайке. Если для алюминия этот допуск 30-40°С, то для меди - более 300°С. Беря во внимание некие "местные особенности", это тоже не кажется излишним.
Невольно появляется вопрос: для чего же переходили к алюминию, если у меди столько плюсов? Сначала это было связано с уровнем технологии. Не достаточно сказать, что медные Ремонт и эксплуатация можно делать существенно тоньше - их еще необходимо научиться паять и сваривать. Сейчас для этого есть частотная лазерная сварка. Использовать эти способы в промышленных масштабах 5-10 годов назад казалось мистическим. Сегоднящая разработка - это целый комплекс решений, тесновато связанных вместе: устойчивые к отжигу материалы (медь и латунь), особые пасты и припои, приспособленные технологии нанесения покрытий и т. д. Одних только особых способов лазерной сварки предлагается три. Вот вам и ответ на вопрос.
Независимо от того, как современна представленная разработка, навряд ли завтра прозвучит решительное и окончательное "нет" дюралевым радиаторам. Здесь есть над чем работать спецам. Нам только хотелось направить внимание на то, что сотрудничество с забугорными фирмами не стоит сводить к "отверточной" сборке: некие из их пробуют принести в Россию современные технологии. Сможем ли мы ими пользоваться, зависит не только лишь от денежного положения определенных заводов, да и от того, какие условия для этого сделаны в стране. И если делему финансирования в одночасье не решить, то сделать условия благоприятствования тем, кто вводит новые технологии, кажется, не настолько трудно. Глядишь, и русские продукты станут конкурентоспособными на мировом рынке.