КУЗОВ В ЗЕРКАЛЕ ПРОГРЕССА
КУЗОВ В ЗЕРКАЛЕ ПРОГРЕССА
ТЕХНИКА
Обозрение
КУЗОВ В ЗЕРКАЛЕ ПРОГРЕССА
Пусть вам не кажется, что эта "железка" намного проще современного мотора. Сделать "верный" кузов никак не дешевле и не легче.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Это диалектика: одна группа исследователей, не жалея средств, улучшает технологии производства железных кузовов. Другая - не покладая рук разрабатывает вероятные методы вытеснения железа из автомобиля. Это экономика: за одними стоят железные повелители, за другими - дюралевые и хим магнаты.
Оглядываясь на историю автомобиля, несложно увидеть, что это противоборство началось не вчера. Уже более 100 лет сталь лидирует; возможно, на данный момент ее противники как никогда готовы к перевороту. Что все-таки они предлагают?
Сначала, естественно, неметаллические материалы, традиция которых всходит к самым первым машинам и с того времени фактически не прерывалась. 1-ые кузова-"кароссери" делали из дерева и устанавливали на древесные же рамы, обитые металлом. Их век был недолог, но сейчас менторски вспомнить технологию производства: сначала по всем правилам столярного искусства (соединения "в шип" на клею - никаких гвоздиков!) из крепкого бука либо ясеня делали каркас, который потом обшивали древесными панелями. Скоро панели стали железными, их приколачивали к каркасу сотками малеханьких гвоздей. По этому архаичному рецепту, кстати, доныне делают традиционные английские родстеры "Морган". Ну, кто сейчас возьмется утверждать, что пространственная рама - изобретение ближайшего времени? К этому типу несущей конструкции мы еще вернемся, а на данный момент задержимся на неметаллических кузовах. Недостаток проката в Германии 30-х породил к жизни "дуропласт" - в сути, пропитанные клеящей смолой опилки, из которого делали в том числе и машины ДКВ. В 50-е на "божественном" "Ситроене-DS19" стояла пластмассовая крыша: конструкторы стремились снизить центр тяжести. В 80-х панели из пластика встречаются уже часто - скажем, 5-ая дверь "ФИАТ-Типо", наружные панели "Рено-Эспас" и других мини-вэнов. Не говоря уже о гоночных и "формулах", появились и Подвескаивные машины для обыденных дорог с "пластмассовыми" кузовами; самый известный из их - " Chevrolet Корвет". Конец века добавил новые необыкновенные разработки - пластики, окрашенные в массе, да к тому же в нужных местах прозрачные. Скажем, боковины с прозрачным участком - стеклом, без всяких там уплотнителей, герметиков, клея. И красить их не нужно. Это просто находка для дешевеньких "народных" авто. И такие проекты уже есть - "Экобазик" от ФИАТа, "крайслеровская" "газонокосилка"...
История алюминия как кузовного материала несколько беднее. Хотя плюсов у него много - он приметно (в 2,7 раза) легче стали и в обычном осознании практически не заржавевает. Из него делали чуть ли не все Ремонт и эксплуатация мотора, а не считая того, и тормозные цилиндры, и диски колес, и корпуса коробок передач, и различные декоративные накладки. Из кузовных же достижений припоминаются наружные панели нескончаемого "Ленд-Ровера", приклепанные к пространственному каркасу. Фактически, сочетание "крылатого металла" с таким скелетом считается неотклонимым и сейчас, только последний стал куда труднее. Из выпускаемых сейчас машин с дюралевым кузовом (их пока малость) стоит именовать эксклюзивную "Хонду-NSX" и поболее массовую представительскую " Audi А8".
Трудности сварки, обусловленные наличием крепкой окисной пленки на поверхности, сейчас преодолимы: есть дешевые защитные инертные среды, есть лазерная сварка. Да хотя бы и клей! В общем, обшить металлической каркас дюралевыми панелями не неувязка, но нельзя ли и его сделать из легких сплавов? Пример " Audi А8" и новой А2 внушительно показал - можно! Поглядите на набросок: эта роскошная конструкция по сути серебристая. Тут цветом выделены технологически различные Ремонт и эксплуатация. Красноватые - литье, их толика 22%. Голубые получены способом экструзии (выдавливания), их гораздо меньше - 18%. И 60% (зеленоватый цвет) приходится на штамповку из листа (включая непоказанную обшивку). Если все это сделать из стали, общая масса кузова оказалась бы на 40% больше. Бессчетные компьютерные и реальные крэш-тесты проявили: дюралевый кузов стопроцентно отвечает современным требованиям, при этом из затратных панелей на его поведение оказывает влияние только крыша. Кстати говоря, коробчатые профили из алюминия научились сейчас рассчитывать таким макаром, что при ударе они полностью предсказуемо сжимаются подобно мехам гармошки, поглощая расчетную энергию. Как раз то, что необходимо для защиты пассажиров. В конечном итоге более высочайшая стоимость алюминия, как материала, компенсируется возможностью сберечь на сборочных операциях: к примеру, боковина " Audi А2" - одна готовая деталь от "носа" до "кормы"!
Да и это не "последний писк" авто моды и технологии. В погоне за предстоящим понижением массы конструкторы решили... опять нагрузить панели несущими функциями. Появились на свет так именуемые сандвич-панели, похожие на отлично узнаваемый всем гофрокартон. Меж тонкими листами алюминия вклеивается еще больше узкая собранная в гофр дюралевая же фольга. Такие панели получаются так крепкими, что разработчики пробуют применить их для перегородок и пола (концепт "Опель-G90", к примеру). Не считая прочности и малого веса, сандвич-панели отлично поглощают шумы, гасят вибрации и защищают от жары либо холода.
Вобщем, есть и "чернометаллическая" кандидатура: компания "Крупп Тиссен Нироста" продвигает собственный новый нержавеющий сплав с колченогом и марганцем. При равной с дюралевыми деталями шасси прочности узлы из него только на 1% тяжелее, но приметно дешевле. Уже проходят тесты кузовные сандвич-панели из тонких листов нержавейки с вклеенной гофрированной фольгой.
Но - далее, далее... Практически только-только материаловеды предложили еще одну новинку - пеноалюминий. Этот железный "поролон", владея всеми свойствами сандвич-панелей, еще больше прочен и технологичен. Из него можно делать не только лишь Ремонт и эксплуатация кузова, да и очень ответственные узлы шасси.
В общем, мы живем в наинтереснейшее, оживленное время, и, может быть, лет через ...дцать на вывесках 100 слово "жестянка" пропадет навечно.
ТЕХНИКА
Обозрение
КУЗОВ В ЗЕРКАЛЕ ПРОГРЕССА
Пусть вам не кажется, что эта "железка" намного проще современного мотора. Сделать "верный" кузов никак не дешевле и не легче.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Это диалектика: одна группа исследователей, не жалея средств, улучшает технологии производства железных кузовов. Другая - не покладая рук разрабатывает вероятные методы вытеснения железа из автомобиля. Это экономика: за одними стоят железные повелители, за другими - дюралевые и хим магнаты.
Оглядываясь на историю автомобиля, несложно увидеть, что это противоборство началось не вчера. Уже более 100 лет сталь лидирует; возможно, на данный момент ее противники как никогда готовы к перевороту. Что все-таки они предлагают?
Сначала, естественно, неметаллические материалы, традиция которых всходит к самым первым машинам и с того времени фактически не прерывалась. 1-ые кузова-"кароссери" делали из дерева и устанавливали на древесные же рамы, обитые металлом. Их век был недолог, но сейчас менторски вспомнить технологию производства: сначала по всем правилам столярного искусства (соединения "в шип" на клею - никаких гвоздиков!) из крепкого бука либо ясеня делали каркас, который потом обшивали древесными панелями. Скоро панели стали железными, их приколачивали к каркасу сотками малеханьких гвоздей. По этому архаичному рецепту, кстати, доныне делают традиционные английские родстеры "Морган". Ну, кто сейчас возьмется утверждать, что пространственная рама - изобретение ближайшего времени? К этому типу несущей конструкции мы еще вернемся, а на данный момент задержимся на неметаллических кузовах. Недостаток проката в Германии 30-х породил к жизни "дуропласт" - в сути, пропитанные клеящей смолой опилки, из которого делали в том числе и машины ДКВ. В 50-е на "божественном" "Ситроене-DS19" стояла пластмассовая крыша: конструкторы стремились снизить центр тяжести. В 80-х панели из пластика встречаются уже часто - скажем, 5-ая дверь "ФИАТ-Типо", наружные панели "Рено-Эспас" и других мини-вэнов. Не говоря уже о гоночных и "формулах", появились и Подвескаивные машины для обыденных дорог с "пластмассовыми" кузовами; самый известный из их - " Chevrolet Корвет". Конец века добавил новые необыкновенные разработки - пластики, окрашенные в массе, да к тому же в нужных местах прозрачные. Скажем, боковины с прозрачным участком - стеклом, без всяких там уплотнителей, герметиков, клея. И красить их не нужно. Это просто находка для дешевеньких "народных" авто. И такие проекты уже есть - "Экобазик" от ФИАТа, "крайслеровская" "газонокосилка"...
История алюминия как кузовного материала несколько беднее. Хотя плюсов у него много - он приметно (в 2,7 раза) легче стали и в обычном осознании практически не заржавевает. Из него делали чуть ли не все Ремонт и эксплуатация мотора, а не считая того, и тормозные цилиндры, и диски колес, и корпуса коробок передач, и различные декоративные накладки. Из кузовных же достижений припоминаются наружные панели нескончаемого "Ленд-Ровера", приклепанные к пространственному каркасу. Фактически, сочетание "крылатого металла" с таким скелетом считается неотклонимым и сейчас, только последний стал куда труднее. Из выпускаемых сейчас машин с дюралевым кузовом (их пока малость) стоит именовать эксклюзивную "Хонду-NSX" и поболее массовую представительскую " Audi А8".
Трудности сварки, обусловленные наличием крепкой окисной пленки на поверхности, сейчас преодолимы: есть дешевые защитные инертные среды, есть лазерная сварка. Да хотя бы и клей! В общем, обшить металлической каркас дюралевыми панелями не неувязка, но нельзя ли и его сделать из легких сплавов? Пример " Audi А8" и новой А2 внушительно показал - можно! Поглядите на набросок: эта роскошная конструкция по сути серебристая. Тут цветом выделены технологически различные Ремонт и эксплуатация. Красноватые - литье, их толика 22%. Голубые получены способом экструзии (выдавливания), их гораздо меньше - 18%. И 60% (зеленоватый цвет) приходится на штамповку из листа (включая непоказанную обшивку). Если все это сделать из стали, общая масса кузова оказалась бы на 40% больше. Бессчетные компьютерные и реальные крэш-тесты проявили: дюралевый кузов стопроцентно отвечает современным требованиям, при этом из затратных панелей на его поведение оказывает влияние только крыша. Кстати говоря, коробчатые профили из алюминия научились сейчас рассчитывать таким макаром, что при ударе они полностью предсказуемо сжимаются подобно мехам гармошки, поглощая расчетную энергию. Как раз то, что необходимо для защиты пассажиров. В конечном итоге более высочайшая стоимость алюминия, как материала, компенсируется возможностью сберечь на сборочных операциях: к примеру, боковина " Audi А2" - одна готовая деталь от "носа" до "кормы"!
Да и это не "последний писк" авто моды и технологии. В погоне за предстоящим понижением массы конструкторы решили... опять нагрузить панели несущими функциями. Появились на свет так именуемые сандвич-панели, похожие на отлично узнаваемый всем гофрокартон. Меж тонкими листами алюминия вклеивается еще больше узкая собранная в гофр дюралевая же фольга. Такие панели получаются так крепкими, что разработчики пробуют применить их для перегородок и пола (концепт "Опель-G90", к примеру). Не считая прочности и малого веса, сандвич-панели отлично поглощают шумы, гасят вибрации и защищают от жары либо холода.
Вобщем, есть и "чернометаллическая" кандидатура: компания "Крупп Тиссен Нироста" продвигает собственный новый нержавеющий сплав с колченогом и марганцем. При равной с дюралевыми деталями шасси прочности узлы из него только на 1% тяжелее, но приметно дешевле. Уже проходят тесты кузовные сандвич-панели из тонких листов нержавейки с вклеенной гофрированной фольгой.
Но - далее, далее... Практически только-только материаловеды предложили еще одну новинку - пеноалюминий. Этот железный "поролон", владея всеми свойствами сандвич-панелей, еще больше прочен и технологичен. Из него можно делать не только лишь Ремонт и эксплуатация кузова, да и очень ответственные узлы шасси.
В общем, мы живем в наинтереснейшее, оживленное время, и, может быть, лет через ...дцать на вывесках 100 слово "жестянка" пропадет навечно.