ЧТО Разламывает Ботинки?
ЧТО Разламывает Ботинки?
КЛУБ Автовладельцев
/ЛИКБЕЗ
ЧТО Разламывает Ботинки?
ПОЧЕМУ УСПОКОИТЕЛЬ НЕ ВСЕГДА Совладевает СО Собственной ЗАДАЧЕЙ
ТЕКСТ / ИГОРЬ МИХЕЕВ
Снять крышку газораспределительного механизма на "Ниве" - не то, что на "Жигулях" - помучились... Зато когда сняли, сообразили: не напрасно! Цепь неприглядно болталась, совсем ненатянутая - где уж здесь совладать с нею бедняге-успокоителю! А когда добрались до натяжителя, то и вопросы, казалось, отпали: вот он, виновник! Опорная площадка, сломав точки сварки, оторвалась от ботинка (см. фото) - сейчас меж ним и плунжером оказался "зазор"... 25 мм!
Вообщем говоря, в разрушении ботинка натяжителя цепи у движков "Жигулей" нет ничего нового. Но в последние годы таких случаев, по нашему опыту, стало больше. Многие считают, что причина - низкое качество контактной сварки опорной площадки с ботинком. Но всегда ли повинна только сварка?
У цепного привода есть свои (противные!) особенности. С одной стороны, цепь, состоящая из звеньев и шарниров меж ними, очень эластичная - и в этом даже превосходит зубчатый ремень. С другой - цепная передача (такая уж ее природа), даже будучи в безупречном состоянии, работает с колебаниями, вызванными взаимодействием звеньев с зубьями. Шарниры и звенья изнашиваются, в силу различных обстоятельств, неравномерно, потому даже отлично натянутая цепь передает вращающий момент распределительному валу неравномерно. Да и этим причины, усложняющие работу цепи, не исчерпываются.
Обратимся к рис. 1. Слева - радиальная диаграмма фаз газораспределения мотора VAZ 21213. Открытому положению клапана (впускного и выпускного) соответствует угол поворота коленчатого вала 232°. Точками А и Б отмечены его положения, при которых пружины клапанов сжаты с наибольшей силой.
А справа - диаграмма действующих на пружины усилий для 1, 2, 3 и 4-го цилиндров. Понизу - суммарная картина. Усилия в цепи, приводящей распредвал, пульсируют. Когда рокер переваливает через верхушку кулачка, усилие сжатой пружины уже не тормозит распредвал, а, напротив, помогает его вращению - это похоже на спуск с горки. Такие моменты на диаграмме показаны стрелками. Натянутая цепь не позволяет звездочке 5 распредвала резко ускорить вращение (рис. 2б), а потом - резко замедлить (рис. 2в); последние две ситуации реализуются, если цепь не натянута, а успокоитель 6, как обычно в данном случае, сломан.
Кстати, в таком состоянии цепь может проскочить через зубья звездочки. Чем это угрожает, навряд ли необходимо снова разъяснять. Здесь уж подменой натяжителя, ботинка и успокоителя ремонт навряд ли ограничится. Но начинаются все неудачи с плохо работающего натяжителя, о чем не один раз говорилось и на страничках журнальчика. Если цепь прослаблена, то четырежды за два оборота коленвала она очень провисает, а потом - щелчком натягивается, ударяя по ботинку и успокоителю. И если работа капризного "автомата" вызывает сомнения - натягивайте цепь вручную, не полагаясь на этот механизм! (Как - описано в ЗР, 1999, № 7, с. 127.)
Рис. 1. Диаграмма фаз газораспределения (а) и усилий в пружинах клапанов (б).
Рис. 2. Так работает цепной привод: а - при обычном натяжении; б, в - при отсутствии натяжителя и успокоителя; 1 - ведущая звездочка коленвала; 2 - натяжитель; 3 - ботинок натяжителя; 4 - цепь; 5 - звездочка распредвала; 6 - успокоитель; 7 - звездочка привода масляного насоса и распределителя зажигания.
КЛУБ Автовладельцев
/ЛИКБЕЗ
ЧТО Разламывает Ботинки?
ПОЧЕМУ УСПОКОИТЕЛЬ НЕ ВСЕГДА Совладевает СО Собственной ЗАДАЧЕЙ
ТЕКСТ / ИГОРЬ МИХЕЕВ
Снять крышку газораспределительного механизма на "Ниве" - не то, что на "Жигулях" - помучились... Зато когда сняли, сообразили: не напрасно! Цепь неприглядно болталась, совсем ненатянутая - где уж здесь совладать с нею бедняге-успокоителю! А когда добрались до натяжителя, то и вопросы, казалось, отпали: вот он, виновник! Опорная площадка, сломав точки сварки, оторвалась от ботинка (см. фото) - сейчас меж ним и плунжером оказался "зазор"... 25 мм!
Вообщем говоря, в разрушении ботинка натяжителя цепи у движков "Жигулей" нет ничего нового. Но в последние годы таких случаев, по нашему опыту, стало больше. Многие считают, что причина - низкое качество контактной сварки опорной площадки с ботинком. Но всегда ли повинна только сварка?
У цепного привода есть свои (противные!) особенности. С одной стороны, цепь, состоящая из звеньев и шарниров меж ними, очень эластичная - и в этом даже превосходит зубчатый ремень. С другой - цепная передача (такая уж ее природа), даже будучи в безупречном состоянии, работает с колебаниями, вызванными взаимодействием звеньев с зубьями. Шарниры и звенья изнашиваются, в силу различных обстоятельств, неравномерно, потому даже отлично натянутая цепь передает вращающий момент распределительному валу неравномерно. Да и этим причины, усложняющие работу цепи, не исчерпываются.
Обратимся к рис. 1. Слева - радиальная диаграмма фаз газораспределения мотора VAZ 21213. Открытому положению клапана (впускного и выпускного) соответствует угол поворота коленчатого вала 232°. Точками А и Б отмечены его положения, при которых пружины клапанов сжаты с наибольшей силой.
А справа - диаграмма действующих на пружины усилий для 1, 2, 3 и 4-го цилиндров. Понизу - суммарная картина. Усилия в цепи, приводящей распредвал, пульсируют. Когда рокер переваливает через верхушку кулачка, усилие сжатой пружины уже не тормозит распредвал, а, напротив, помогает его вращению - это похоже на спуск с горки. Такие моменты на диаграмме показаны стрелками. Натянутая цепь не позволяет звездочке 5 распредвала резко ускорить вращение (рис. 2б), а потом - резко замедлить (рис. 2в); последние две ситуации реализуются, если цепь не натянута, а успокоитель 6, как обычно в данном случае, сломан.
Кстати, в таком состоянии цепь может проскочить через зубья звездочки. Чем это угрожает, навряд ли необходимо снова разъяснять. Здесь уж подменой натяжителя, ботинка и успокоителя ремонт навряд ли ограничится. Но начинаются все неудачи с плохо работающего натяжителя, о чем не один раз говорилось и на страничках журнальчика. Если цепь прослаблена, то четырежды за два оборота коленвала она очень провисает, а потом - щелчком натягивается, ударяя по ботинку и успокоителю. И если работа капризного "автомата" вызывает сомнения - натягивайте цепь вручную, не полагаясь на этот механизм! (Как - описано в ЗР, 1999, № 7, с. 127.)
Рис. 1. Диаграмма фаз газораспределения (а) и усилий в пружинах клапанов (б).
Рис. 2. Так работает цепной привод: а - при обычном натяжении; б, в - при отсутствии натяжителя и успокоителя; 1 - ведущая звездочка коленвала; 2 - натяжитель; 3 - ботинок натяжителя; 4 - цепь; 5 - звездочка распредвала; 6 - успокоитель; 7 - звездочка привода масляного насоса и распределителя зажигания.