ПОД КНЯЖЕСКИМ КАФТАНОМ
ПОД КНЯЖЕСКИМ КАФТАНОМ
ТЕХНИКА
/НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ
ПОД КНЯЖЕСКИМ КАФТАНОМ
"МОСКВИЧ" О 4 ВЕДУЩИХ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
Нет же ну и попадется на столичных улицах странноватый автомобиль: похож на "Святогор", но с отдельным багажником, ну и длиннющий некий... Ба, что же это все-таки за табличка над номером с огромным триколором - "4х4"?
Посреди потомков "Москвича-2141" есть необыкновенные для российского автопрома модели - вэдовые "Калита" и "Князь Владимир". Эти машины делают единицами, по заказу, хотя формально они числятся серийными. Под помпезным, но страшноватым платьицем прячется увлекательная конструкция, сделанная за длительное время до начала тестов по наращиванию и укорачиванию кузовов.
Многие, наверняка, запамятовали, что посреди 80-х для "Москвича-2141" проектировали семейство новых моторов. Базисный бензиновый развивал около 100 л. с Для реализации всех способностей этого "табуна" на заводе решили спроектировать вэдовое шасси. Такие модели как раз вошли в моду за рубежом. Образцом, очевидно, стала "Audi" - ведь при разработке "41-го" конструкторы АЗЛК тоже ориентировались на инженерную школу германской компании.
Естественно, русскую "Кваттро" решили очень унифицировать с базисной моделью. Но от самого обычного и дешевенького варианта с так именуемой свободной коробкой (междуколесные дифференциалы без блокировки, межосевого тоже нет) стремительно отказались. Поведение такового автомобиля на скользкой дороге непредсказуемо. В предельных режимах, когда колеса попадают на покрытия с различным коэффициентом сцепления, машина преобразуется в практически неуправляемый снаряд.
Опыта доводки высокоскоростных вэдовых машин у русских конструкторов (не только лишь на АЗЛК) фактически не было. Автомобиль пробовали учить ездить поначалу без помощи других, позже совместно со спецами британской компании FFD. Пробовали различные межосевые и междуколесные дифференциалы, даже вискомуфты. Но для серийного (пусть и с приставкой "мелко") производства необходимы были узлы, которые могла освоить российская индустрия и оплатить потребитель. Применимым компромиссом оказались механические дифференциалы завышенного трения типа "Квайф". Долгими испытаниями и доводкой коэффициенты блокировки привели в соответствие с чертами подвесок, естественно, для автомобиля со стандартной базой. Да и таковой машине не судьба было стать товарной продукцией. А через пару лет конструкцию механически перенесли на "князя".
Итак, заглянем под "Москвич-2144" (индекс сегодняшних длиннобазных полноприводников). В коробки (см. схему) три дифференциала. Принцип деяния междуколесных и межосевого схож. В зацепление с шестернями приводных валов входят сателлиты. Изюминка - в винтообразных зубьях. Когда одно из ведущих колес проскальзывает относительно другого, шестерня крутит сателлиты и в винтообразном зацеплении появляются осевая и круговые силы. Под их действием сателлиты торцами и верхушками зубьев трутся о корпус дифференциала, заставляя его проворачиваться и "тащить" 2-ое колесо (подробнее см. ЗР, 1998, № 4).
В коробке, взяв за базу конструкцию 2141, уместили межосевой дифференциал, а заднюю крышку перераблотали под вход карданного вала. Кстати, следствием наибольшей унификации коробок стала увлекательная особенность "князей" и "Калиты" (снова заглавие без множественного числа!) 4х4. Пятясь, они преобразуются в простые переднеприводные авто. Об этом следует держать в голове, пытаясь выехать вразвалку, к примеру, из снега.
Приводы колес, фронтальные ступицы и тормоза - стандартные. От коробки идет двухзвенный карданный вал с промежной опорой, похожей на "жигулевскую". Корпус заднего редуктора - дюралевый, с трубой-удлинителем. Для уменьшения вибронагруженности опору, агрессивно связанную с корпусом, и кронштейн удлинителя укрепляют к кузову через резиновые подушки. Редуктор по конструкции аналогичен тому, что известен еще по "Москвичу-2140". Приводы задних колес по большинству деталей унифицированы с фронтальными, ступицы - уникальные. На части машин сзади заместо "41-х" барабанных тормозов ставят завезенные из других стран дисковые.
Необыкновенна для российских автомобилей задняя подвеска. Она независящая, на косых рычагах. В отличие от большинства вэдовых импортных машин, у "Москвича" нет подрамника. Рычаги связаны с несущей балкой, прикрепленной к кузову через сайлент-блоки. Амортизаторные стойки по конструкции подобны фронтальным.
Бензобак - уникальный, стоит за правым задним колесом. Исходя из убеждений безопасности решение очевидно неудачное. Проработан другой вариант, как на вэдовых БМВ, - П-образный, прикрепленный снизу к днищу в районе задних сидений; его главные емкости размещаются слева и справа от карданного вала. Но для производства пластмассовых баков настолько хитрецкой формы необходимо особое оборудование.
В целом конструкция даже по нынешним меркам довольно современная. При серийном производстве вэдовый "Москвич"-хэтчбек был бы доступен тем, кто не скупится на тюнинговые модификации российских машин. Ему бы еще дешевый, но довольно мощнейший движок да сборку на совесть. Таковой автомобиль наверное заинтриговал бы покупателей - в отличие от машин с длинноватой базой, баснословно дорогих "князей".
"МОСКВИЧ-2144R7 КАЛИТА"
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: оснащенная масса - 1360 кг; полная масса - 1760 кг; наибольшая скорость - 185 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 11 с; расход горючего в городском цикле - 12,0 л/100 км; горючее - АИ-92. Движок: "Рено-F4R" - бензиновый, рядный, 4-х цилиндровый, с конкретным впрыском горючего; рабочий объем - 2,0 л; мощность - 108 кВт/145 л. с. при 6000 об/мин; наибольший вращающий момент - 185 Н.м при 4500 об/мин. РАЗМЕР ШИН: 185/70R14.
Схема коробки "Москвича-2144": 1- опора крепления редуктора; 2 - привод заднего колеса; 3 - междуколесные дифференциалы; 4 - рычаг задней подвески; 5 - несущая балка задней подвески; 6 - удлинитель корпуса редуктора; 7 - карданный вал; 8 - промежная опора карданного вала; 9 - межосевой дифференциал; 10 - коробка.