ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ
ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ
КЛУБ Автовладельцев
/ПИЛОТАЖ
ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ
Принуждает ДАВИТЬ НА ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН
Молвят, "прерывающееся" торможение уменьшает тормозной путь, в особенности на скользкой дороге. Согласно теории, "цепкость" шины к покрытию находится в зависимости от степени проскальзывания. Стопроцентно блокированное колесо тормозит слабее, чем при 10-15-процентном проскальзывании. Вот только как "изловить" эти проценты? В автошколах этому не учат. Время от времени говорят о прерывающемся торможении: то нажимаем на педаль до упора, то стопроцентно ее отпускаем. Вот мы и решили опробовать такую "методику".
Действовали 2-мя методами: отпускали педаль приблизительно раз в две секунды либо "частили" - раза три за секунду.
"Матчасть" - VAZ 2111 и три типа шин: "Гиславед Норд Фрост II" (шипованные), Я-512 "Наст" (зимние, без шипов) и летние Бл-85 - для сопоставления. Размерность всех шин - 175/70R13. Загрузка автомобиля: шофер и пассажир-помощник.
Итак, на старт! Скорость автомобиля - 50 км/ч, легкий морозец - два-три градуса. Такие "теплые" снег и лед совсем не сложно тают под блокированными колесами, и на водяной пленке даже мастеру тяжело изловить момент перехода от качения к юзу.
Результаты замеров - в таблице.
Что все-таки получили? Тормозной путь при прерывающемся торможении оказался значительно больше, в особенности если "частить" педалью на льду.
На шипах при прерывающемся торможении тормозной путь возрос на снегу на 10-25%, на льду - на 20-50%. Без шипов результаты ужаснее. На снегу прирост составил 20-40%, на льду - 30-55%.
Мы, естественно, подразумевали возрастание тормозного пути при прерывающемся торможении, но чтоб так! Если для шипованных шин на снегу это от 2-ух до 5 метров, то на льду уже несколько 10-ов!
Какие же выводы? Если необходимо резвее тормознуть - нажимайте на педаль тормоза что есть силы! Автомобиль, естественно, закончит слушаться руля: на ровненьком покрытии будет скользить прямо, куда бы вы ни повернули баранку.
В реальных же дорожных критериях приходится не только лишь тормозить, да и держать машину на хорошей линии движения. Вот почему скользкая дорога вынуждает-таки тормозить прерывисто. Отпустив педаль на долю секунды, шофер хоть и удлиняет тормозной путь, но оставляет машине маневренность.
Кстати, любители "подымать" свои авто над дорогой, обычно, нарушают регулировку ограничителя тормозных сил и могут свести к нулю эффективность задних тормозов. На сухих дорогах шофер об этом не думает - в большинстве обыденных ситуаций массивные фронтальные тормоза просто управляются со собственной задачей. В аварийных же - нет: сцепного веса, приходящегося на переднюю ось, становится недостаточно. Когда же машина едет по льду, сцепление шин, даже шипованных, так низкое, что неработающие тормоза задних колес могут сыграть с водителем самую злую шуточку.