ПРОЦЕСС ПОШЕЛ .
"ПРОЦЕСС ПОШЕЛ..."
КЛУБ Автовладельцев
/СМОТРИМ В КОРЕНЬ
"ПРОЦЕСС ПОШЕЛ..."
ОТЧЕГО ШИНЫ "ИДУТ ВИНТОМ"
ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ИВАНОВ
Из письма читателя: "Зарубежные шины дороговаты, зато наши практически "с новья" становятся кривыми. В чем причина?"
Как не разъясняли шинники сей грустный факт - в том числе со страничек ЗР! Но все "комменты профессионалов" обычно сводились к одному: повинет обладатель автомобиля - неосмотрительно ездит по неровным дорогам, перегружает машину, не смотрит за углами установки колес, давлением в шинах, балансировкой...
Честный автомобилист, прочитав либо услышав схожее, удивляется: "За давлением смотрю, машину не перегружаю, сход-развал и балансировка в порядке... Что касается "неосторожности", то даже слабых стальных дисков не гнул! И все равно кривым покрышкам счет растерял. Другие и 25 тыщ не выхаживали - протектор еще хоть куда, а ездить нереально. Кстати, господа шинники, а почему такое практически не случается с продукцией ваших забугорных соперников?"
Давайте сначала вспомним, почему шина - в отличие, к примеру, от камеры - сохраняет размеры и форму, даже если перекачана? Да поэтому, что, как знают все, она изготовлена не только лишь из резины! Практически нерастяжимый кордный каркас почти во всем определяет крепкость, износостойкость, механические утраты при качении и ряд других принципиальных параметров покрышки.
Современная круговая шина (рис. 1) своим заглавием должна тому, что кордные нити основного (от борта до борта) каркаса 1 размещены в круговых плоскостях и не пересекаются, как в прежних, диагональных. Этот корд, обычно, текстильный.
Коронную зону шины, испытывающую завышенные нагрузки, дополнительно подкрепляет силовое кольцо - металлокордный брекер 2. Его кордные нити - тросики, свитые из нескольких железных проволочек, с латунным покрытием для наилучшей адгезии, уложены не радиально, а под неким углом к плоскости вращения колеса в пара слоев. Конструкция припоминает сетку. Ее ширина практически соответствует протектору, концы нитей свободны - ни к чему не привязаны. Но после вулканизации брекер фактически нерастяжим, хотя довольно гибок. Это позволяет шине нормально катиться. Такие шины меньше потребляют на это энергии (другими словами... горючего), автомобиль с ними более управляем, их протектор подольше сохраняется и т.д. Но все эти плюсы просто перечеркиваются одним минусом. Стоит порваться связям меж кордом и резиной - и брекер искривляется. Шина, произнесут, пошла винтом. Тогда и даже при еще очень солидном протекторе ничего не остается, как с нею расстаться.
НАЧАЛО КОНЦА
Разрушение шины больно лупит автолюбителя по кармашку. Заметив, что на маленький скорости машину стало покачивать, опытнейший автомобилист загрустит. Остановится, осмотрит колеса. Вот она причина: одну из шин как будто скособочило!
Обратимся например. Ажурное колесо велика (рис. 2) с тонкими спицами все же имеет достаточную крепкость и размеренную форму... только при определенных критериях, когда все спицы одной длины и поровну нагружены (рис. 2а). (Более сложные схемы тут не рассматриваем.) Если хотя бы одна-две спицы лопнули - симметричное равновесие сил нарушается (рис. 2б). Нагрузки начнут перераспределяться, исправные спицы подтягивают ступицу к для себя, колесо меняет форму... пока не наступит новое равновесие сил. Но сейчас спицы поблизости лопнувших очень перегружены. И в свою очередь могут лопнуть. Колесо деформируется еще более.
Приблизительно то же происходит, если лопается корд. Либо отслаивается от резины и "ползет". Такая шина для эксплуатации неприменима. Она становится источником неискоренимой тряски (доверчивые пробуют ее "балансировать", не беря во внимание, что колесо неверной формы, даже отбалансированное, все равно трясет!), искривление прогрессирует, шина разрушается все резвее, и это может окончиться взрывом на ходу! (Обычно, измотанный тряской автовладелец выбрасывает шину еще ранее.)
Причины РИСКА
Многие и не подозревают, что металлокордную шину нередко гробит единственный прокол, если в отверстие попадет грязная, соленая вода. Обычно, такое бывает у тех, кто предпочитает колеса с камерами. Привыкли действовать так: заклеить камеру и о покрышке не мыслить - ну что ей сделается! Кстати, даже текстильный корд может по-своему "сгнивать". А железный - тем паче. Часто уже через год о проволочках около места прокола припоминает только ржавчина. ("Вскрыв" такую шину и аккуратненько срезав протектор до корда, в этом просто убедиться.) Брекер, который лишился части корда, скривится непременно - предпосылки мы уже окрестили. Мораль обычная: хоть какой прокол шины лучше герметизировать, хотя, естественно, это - излишние хлопоты.
Очередной фактор риска - давление воздуха. Смотреть за ним - в интересах владельца. Пониженное (в большинстве случаев колеса приспущены у лентяя!) не только лишь наращивает расход горючего, сбавляет скорость и т.п., да и ускоряет износ шин, а именно, корда каркаса и брекера, который в смятой шине (рис. 3) дополнительно "заламывается" и посильнее мучается от вялости. Не считая того, при работе недокачанной шины выделяется еще больше тепла - на ее деформацию (и на внутреннее трение меж слоями резины) тратится дополнительная энергия. Шина активно греется, а когда температура снутри, меж слоями "зашкалит" за 120°С и поползет далее, необратимых повреждений не избежать. Крепкость корда, в особенности текстильного, резко понижается, разрушаются связи, шина расслаивается.
Последующий неприятель металлокордного брекера - сильный удар, сконцентрированный на малой площади. Если на полном ходу наехать на острый камень, плюсы металлокорда становятся минусами: высочайший модуль упругости стали не позволяет проволочкам на мгновение немножко растянуться, сгладить удар. А ослабленные коррозией либо износом, они могут просто разорваться.
Кстати, о каком износе речь идет? Из "убитой" шины, с торчащими из-под протектора проволочками, вытащите пассатижами одну. И присмотритесь. На узкий "буравчик" похожа! Изношена трением о примыкающие. Посчитаем, сколько оборотов делает "жигулевское" колесо на километре пути? Около 600. А за 10 тыщ?.. Счет пошел на миллионы? Вот сколько раз, как минимум, проволочка двигалась, терлась о примыкающие! О неровностях дороги, увеличивающих этот счет, и не говорим...
Означает, как и автомобиль в целом, "старая" шина слабее новейшей и нуждается в более бережном отношении. То, что новейшей нипочем, двухгодовалую - даже с неплохим, как бы, протектором - просто доконает. И о сокрытой коррозии не следует забывать: некие повреждения шины - в виде глубочайших порезов - оголяют корд, но обладатель о их и не знает, потому что сквозной дырки нет.
Одним словом, тому, кто не избалован излишними средствами, стоит пристально относиться к сюрпризам наших дорог. Выехал на разбитое покрытие - сходу сбавь скорость. Увидел россыпь бутылочных осколков - постарайся не наехать. А наехал - проверь шины: целы ли, не торчат ли из протектора кусочки стекла? Впору удалить их - это иногда спасти шину.
Рис. 1. Круговая
шина с металлокордным
брекером: 1 - каркас;
2 - брекер.
Рис. 2. "Поведение" спиц в велосипедном колесе: а - исправное; б - с лопнувшими спицами.
Рис. 3. При качении приспущенной шины возрастает деформация и риск усталостных повреждений корда.
КЛУБ Автовладельцев
/СМОТРИМ В КОРЕНЬ
"ПРОЦЕСС ПОШЕЛ..."
ОТЧЕГО ШИНЫ "ИДУТ ВИНТОМ"
ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ИВАНОВ
Из письма читателя: "Зарубежные шины дороговаты, зато наши практически "с новья" становятся кривыми. В чем причина?"
Как не разъясняли шинники сей грустный факт - в том числе со страничек ЗР! Но все "комменты профессионалов" обычно сводились к одному: повинет обладатель автомобиля - неосмотрительно ездит по неровным дорогам, перегружает машину, не смотрит за углами установки колес, давлением в шинах, балансировкой...
Честный автомобилист, прочитав либо услышав схожее, удивляется: "За давлением смотрю, машину не перегружаю, сход-развал и балансировка в порядке... Что касается "неосторожности", то даже слабых стальных дисков не гнул! И все равно кривым покрышкам счет растерял. Другие и 25 тыщ не выхаживали - протектор еще хоть куда, а ездить нереально. Кстати, господа шинники, а почему такое практически не случается с продукцией ваших забугорных соперников?"
Давайте сначала вспомним, почему шина - в отличие, к примеру, от камеры - сохраняет размеры и форму, даже если перекачана? Да поэтому, что, как знают все, она изготовлена не только лишь из резины! Практически нерастяжимый кордный каркас почти во всем определяет крепкость, износостойкость, механические утраты при качении и ряд других принципиальных параметров покрышки.
Современная круговая шина (рис. 1) своим заглавием должна тому, что кордные нити основного (от борта до борта) каркаса 1 размещены в круговых плоскостях и не пересекаются, как в прежних, диагональных. Этот корд, обычно, текстильный.
Коронную зону шины, испытывающую завышенные нагрузки, дополнительно подкрепляет силовое кольцо - металлокордный брекер 2. Его кордные нити - тросики, свитые из нескольких железных проволочек, с латунным покрытием для наилучшей адгезии, уложены не радиально, а под неким углом к плоскости вращения колеса в пара слоев. Конструкция припоминает сетку. Ее ширина практически соответствует протектору, концы нитей свободны - ни к чему не привязаны. Но после вулканизации брекер фактически нерастяжим, хотя довольно гибок. Это позволяет шине нормально катиться. Такие шины меньше потребляют на это энергии (другими словами... горючего), автомобиль с ними более управляем, их протектор подольше сохраняется и т.д. Но все эти плюсы просто перечеркиваются одним минусом. Стоит порваться связям меж кордом и резиной - и брекер искривляется. Шина, произнесут, пошла винтом. Тогда и даже при еще очень солидном протекторе ничего не остается, как с нею расстаться.
НАЧАЛО КОНЦА
Разрушение шины больно лупит автолюбителя по кармашку. Заметив, что на маленький скорости машину стало покачивать, опытнейший автомобилист загрустит. Остановится, осмотрит колеса. Вот она причина: одну из шин как будто скособочило!
Обратимся например. Ажурное колесо велика (рис. 2) с тонкими спицами все же имеет достаточную крепкость и размеренную форму... только при определенных критериях, когда все спицы одной длины и поровну нагружены (рис. 2а). (Более сложные схемы тут не рассматриваем.) Если хотя бы одна-две спицы лопнули - симметричное равновесие сил нарушается (рис. 2б). Нагрузки начнут перераспределяться, исправные спицы подтягивают ступицу к для себя, колесо меняет форму... пока не наступит новое равновесие сил. Но сейчас спицы поблизости лопнувших очень перегружены. И в свою очередь могут лопнуть. Колесо деформируется еще более.
Приблизительно то же происходит, если лопается корд. Либо отслаивается от резины и "ползет". Такая шина для эксплуатации неприменима. Она становится источником неискоренимой тряски (доверчивые пробуют ее "балансировать", не беря во внимание, что колесо неверной формы, даже отбалансированное, все равно трясет!), искривление прогрессирует, шина разрушается все резвее, и это может окончиться взрывом на ходу! (Обычно, измотанный тряской автовладелец выбрасывает шину еще ранее.)
Причины РИСКА
Многие и не подозревают, что металлокордную шину нередко гробит единственный прокол, если в отверстие попадет грязная, соленая вода. Обычно, такое бывает у тех, кто предпочитает колеса с камерами. Привыкли действовать так: заклеить камеру и о покрышке не мыслить - ну что ей сделается! Кстати, даже текстильный корд может по-своему "сгнивать". А железный - тем паче. Часто уже через год о проволочках около места прокола припоминает только ржавчина. ("Вскрыв" такую шину и аккуратненько срезав протектор до корда, в этом просто убедиться.) Брекер, который лишился части корда, скривится непременно - предпосылки мы уже окрестили. Мораль обычная: хоть какой прокол шины лучше герметизировать, хотя, естественно, это - излишние хлопоты.
Очередной фактор риска - давление воздуха. Смотреть за ним - в интересах владельца. Пониженное (в большинстве случаев колеса приспущены у лентяя!) не только лишь наращивает расход горючего, сбавляет скорость и т.п., да и ускоряет износ шин, а именно, корда каркаса и брекера, который в смятой шине (рис. 3) дополнительно "заламывается" и посильнее мучается от вялости. Не считая того, при работе недокачанной шины выделяется еще больше тепла - на ее деформацию (и на внутреннее трение меж слоями резины) тратится дополнительная энергия. Шина активно греется, а когда температура снутри, меж слоями "зашкалит" за 120°С и поползет далее, необратимых повреждений не избежать. Крепкость корда, в особенности текстильного, резко понижается, разрушаются связи, шина расслаивается.
Последующий неприятель металлокордного брекера - сильный удар, сконцентрированный на малой площади. Если на полном ходу наехать на острый камень, плюсы металлокорда становятся минусами: высочайший модуль упругости стали не позволяет проволочкам на мгновение немножко растянуться, сгладить удар. А ослабленные коррозией либо износом, они могут просто разорваться.
Кстати, о каком износе речь идет? Из "убитой" шины, с торчащими из-под протектора проволочками, вытащите пассатижами одну. И присмотритесь. На узкий "буравчик" похожа! Изношена трением о примыкающие. Посчитаем, сколько оборотов делает "жигулевское" колесо на километре пути? Около 600. А за 10 тыщ?.. Счет пошел на миллионы? Вот сколько раз, как минимум, проволочка двигалась, терлась о примыкающие! О неровностях дороги, увеличивающих этот счет, и не говорим...
Означает, как и автомобиль в целом, "старая" шина слабее новейшей и нуждается в более бережном отношении. То, что новейшей нипочем, двухгодовалую - даже с неплохим, как бы, протектором - просто доконает. И о сокрытой коррозии не следует забывать: некие повреждения шины - в виде глубочайших порезов - оголяют корд, но обладатель о их и не знает, потому что сквозной дырки нет.
Одним словом, тому, кто не избалован излишними средствами, стоит пристально относиться к сюрпризам наших дорог. Выехал на разбитое покрытие - сходу сбавь скорость. Увидел россыпь бутылочных осколков - постарайся не наехать. А наехал - проверь шины: целы ли, не торчат ли из протектора кусочки стекла? Впору удалить их - это иногда спасти шину.
Рис. 1. Круговая
шина с металлокордным
брекером: 1 - каркас;
2 - брекер.
Рис. 2. "Поведение" спиц в велосипедном колесе: а - исправное; б - с лопнувшими спицами.
Рис. 3. При качении приспущенной шины возрастает деформация и риск усталостных повреждений корда.