ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ
ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ
Свечки зажигания в протяжении многих лет постоянно будоражат энтузиазм у автомобилистов - правда ли, можно ли, необходимо ли? Много "свечных" вопросов адресуют и редакции. На некие по нашей просьбе отвечает начальник сервисно-технического центра АО "Бриск Табор" (Чехия) пан Ладислав Воправил, причастный к созданию последнего поколения этой марки свеч.
- Занимаюсь тюнингом собственной машины - ставлю на нее только самые наилучшие, самые "крутые" комплектующие с отменным ресурсом. Есть ли свечки, которые выхаживают без подмены по нескольку сезонов?
Если идет речь о обычных критериях эксплуатации, то пробег на одном комплекте свеч в 60 000 км полностью реален. Его могут обеспечить, а именно, многоэлектродные свечки типа "Экстра" (фото 1). В их стандартный центральный электрод с медным сердечником (он обладает высочайшей теплопроводимостью) окружен 3-мя примыкающими к нему по краям наружными электродами. Зазор не регулируется, но это и не требуется: вопреки существующему заблуждению электроды в таких свечках работают не сразу, а попеременно - искровой разряд всякий раз находит себе самый легкий маршрут. Чуток что не так, в работу здесь же врубается примыкающий электрод - искра вроде бы бегает по кругу в поисках комфортного пути. Отсюда и три жизни, как в компьютерной игре - по числу электродов. Это отлично видно на фирменном графике "живучести" (рис. 1) - начальная точка "Экстры" совпадает со стандартной свечой "Супер", но потом их пути расползаются. Стоимость таковой свечки в полтора-два раза выше, чем обыкновенной.
Существует и другое решение. Три электрода - это собственного рода раздутое штатное расписание. Меж тем и в одиночку даже не шестьдесят, а девяносто тыщ км пробега может гарантировать свеча "Бриск-Платин" (фото 2). В рабочей зоне ее электродов расположены платиновые контакты. Платина фактически не изнашивается - эрозия и остальные проблемы ей не жутки, а поэтому межэлектродный зазор остается постоянным в течение нареченного "запредельного" срока. Узенькие электроды, невообразимые при использовании обыденных материалов, делают при всем этом уникальный искровой разрядник, содействующий расширению фронта пламени в первой фазе горения.
Отметим, но, значимый недочет: платина не может быть дешевенькой по определению, а поэтому цена таковой свечки приблизительно в 6 раз выше, чем у обыкновенной. К тому же новенькая платиновая свеча просит большего напряжения, чем ее коллеги (рис. 1), правда, уже приблизительно к 30 000 км пробега она выходит в фавориты и по этому параметру, а после 60 000 вообщем остается в гордом одиночестве.
Что избрать - "экстру" либо "платину"? Либо просто приобрести несколько комплектов обыденных свеч? Для старого мотора лучше обыкновенные свечки, при огромных каждогодних пробегах можно использовать "платину", а трехэлектродные свечки сначала рассчитаны на моторы, доступ к которым очень затруднен, - Подвескаивные и т. п.
- Отлично понимаю, что количество электродов свечки никак не оказывает влияние на количество искровых разрядов в одном такте: как была одна искра, так и будет! Тогда что же это все-таки за слухи про многоискровые свечки "Премиум" - очередной блеф?
Нет, не блеф. Отличительная черта всех "премиумов" (фото 3-6) - радиальный искровой разрядник заместо обычных боковых электродов. Варианты выполнения - LGS, TXS, ZS - могут очень отличаться друг от друга. Метод работы поясним на примере "Премиума" типа ZS (рис. 2).
Обратим внимание на два "пояска", расположенных на изоляторе, - это вспомогательные электроды, нанесенные по специальной технологии. Каждый поясок образует с корпусом свечки что-то вроде крохотного конденсатора. В момент искрообразования появляется разряд, прыгающий с центрального электрода на 1-ый поясок, оттуда (зарядив упомянутый конденсатор) - на 2-ой и уже потом - на корпус свечки. Таковой тройной прыжок происходит в толики микросекунды, и свеча выдает в каждом рабочем цикле три одновременные искры, возникающие каждый раз в новеньком месте и прокладывающие маршрут там, где количество молекул горючего нормально. Разряды выдаются по всему контуру в границах 360°. Известны и реальные числа прироста мощности и экономии горючего - 1-2%... Спец знает им настоящую стоимость.
О других "премиумах". Вариант LGS - можно сказать, старейшина рода: от него пошли другие. В нем искра всего одна, зато очень длинноватая, "поверхностная". Вариант TXS содержит дополнительный электрод на изоляторе и три обычных взору боковых - такая свеча при каждом цикле делает два разряда - поверхностный и воздушный. Модификация на фото 6 отличается 3-мя одновременными разрядами, как у ZS, а четыре отверстия в "массовом" электроде изготовлены для улучшения терморежима свечки - поршень, подобно вентилятору, гоняет через их воздух. Что до цены, то она приблизительно в девять раз выше, чем у обыденного изделия.
- Искровой просвет в свечках типа "Премиум" составляет мм четыре. Какую же необходимо иметь под капотом систему зажигания, чтоб под давлением пробивать зазор, в четыре раза превосходящий обыденный?
Самую обычную. Дело в том, что наш "тройной прыжок" состоит из 2-ух поверхностных разрядов и только 1-го воздушного! Электроды проводящие - их пробивать не надо, а поверхность изолятора... тоже в некий степени проводящая - этакий "полупроводник" из частиц нагара! Пред нами тот редчайший случай, когда нагар в умеренных дозах не препятствует, а содействует искрообразованию. В итоге выходит, что "премиумы" требуют для обычной работы всего только 22 киловольта... Для сопоставления напомним, что та же "Самара" просто выдает 28 кВ - припас по напряжению более чем достаточен. А вот для старенькых автомобилей типа "Жигулей", не переоборудованных под современное зажигание, такие свечки не годятся.
Отмечу некие недочеты кольцевых свеч. Они недолюбливают прохладные запуски мотора - меньше других этим мучается LGS. Не считая того, при нередких и маленьких пробегах есть возможность того, что загрязнение свечки будет идти очень активно.
- Являюсь убежденным приверженцем дешевенького газового горючего - есть ли для него какие-то особые свечки? Если да, то могут ли они нормально работать при переходе на обыденный бензин?
Сжиженный газ LPG (Liquefied Petroleum Gas) дешевле бензина, но... При иных равных критериях он пробивается при более больших напряжениях, ежели бензин (рис. 3), а температура при всем этом выше (рис. 4). К тому же, как указывает практика, движок, переведенный на газ, плохо пускается на морозе. Потому особые свечки для газа вправду есть - взять, скажем, Brisk Silver (фото 7).
Полностью разумеется: если газ не желает пробиваться, ему необходимо посодействовать - к примеру, уменьшить межэлектродное расстояние в свече до 0,55 мм. Естественно, это можно сделать практически на хоть какой свече, но бездумное подгибание электродов здесь же приведет к неуравновешенной работе мотора - чрезвычайно уменьшенных зазоров он, вероятнее всего, не воспримет. Оно и понятно - "слабенькая" искра может поджигать рабочую смесь "через один раз", со всеми вытекающими последствиями. Для сохранения настоящего разряда в "Сильвере" применили искровой разрядник специальной формы - ребристый боковой электрод соседствует с тоненьким центральным. А чтоб свеча без заморочек отходила положенные 20 000 км, центральный электрод изготовлен из серебра. Оно не ужаснется больших температур и не превратит свечу в огарок. Само собой, "Сильвер" сумеет работать и на бензине - перечисленные плюсы мешать ему не будут. Как досадно бы это не звучало, стоимость схожей свечки приблизительно в два раза выше обыкновенной.
НАША СПРАВКА
Потенциал зажигания - меньшая разность потенциалов меж электродами в газе, нужная для появления самостоятельного разряда. Потенциал зажигания находится в зависимости от: природы и давления газа, материала и формы электродов, расстояния меж
ними.
1. Brisk Extra.
2. Brisk Platin.
3. Brisk Premium ZS
4. Brisk Premium LGS.
5. Brisk Premium TXS.
6. "Премиум" с вентиляцией...
7. Brisk Silver.
Рис. 1. Воздействие материала электродов и их числа на интервал подмены свечки зажигания.
Рис. 2. Так "прыгает" искра по "Премиуму".
Рис. 3. Зависимость потенциала зажигания от межэлектродного расстояния и вида горючего.
Рис. 4. Зависимость температуры наконечника изолятора от нагрузки и вида горючего.