КАТАЛИЗАТОР - НЕ КАРТОШКА!
КАТАЛИЗАТОР - НЕ КАРТОШКА!
КЛУБ
Автовладельцев
КАТАЛИЗАТОР - НЕ КАРТОШКА!
Почему бы не подшутить над соседом по стоянке? Если плотно заткнуть выхлопную трубу картошкой, то мотор заведется и здесь же заглохнет. После того, как ваш сосед, потратив время, все-же отыщет и удалит затычку, движок заработает опять как ни в чем же не бывало. Другое дело каталитический нейтрализатор: при неискусном воззвании он может удачно сыграть роль "картошки", удалить которую существенно сложнее. Как верно эксплуатировать автомобиль с экологически незапятнанным выхлопом? Слово - Мише ГОРБАЧЕВУ.
Обычно, видимо, ради сокращенности, каталитический нейтрализатор (его "начинку" вы сможете созидать на верхнем фото) именуют просто катализатором. Последуем этому "правилу" и мы. А сейчас настоящая ситуация. У моего знакомого движок "Мерседеса" растерял мощность, вяло реагировал на педаль акселератора. Чего только не поменял незадачливый обладатель! Бензонасос с фильтром, расходомер воздуха системы впрыска (по чьей-то настоятельной советы) и кое-что еще обошлись ему чуть не в половину цены "Жигулей". Улучшений не последовало.
Разгадка же оказалась до досадного обычный: обладатель грубо нарушал правила воззвания с таковой ласковой и дорогостоящей системой, как катализатор. В итоге один из его частей стопроцентно разрушился, закупорив все сечение выхлопа, что отлично видно на фото понизу. Это - итог эксплуатации мотора на этилированном бензине и вприбавок - при завышенном расходе масла на "угар": основательно изношенный "Mercedes" нуждался в дополнительных 2-2,5 литра масла на тыщу км пробега. Итак вот - всякую импортную машину с катализатором может ждать такая неудача.
Темы "Каталитический нейтрализатор в русских критериях эксплуатации" мы касались не раз, всячески подчеркивая губительность этилированного бензина для этого дорогостоящего устройства. А время не стоит на месте - все в большей и большей степени поступает к нам "бэушных" импортных машин, снаряженных катализаторами, больше возникает неэтилированного горючего (в Москве, к примеру, продажа другого просто запрещена). Это приводит к тому, что авто с такими системами начинают приживаться и на нашей почве.
Сейчас навряд ли необходимо обосновывать полезность и эффективность катализатора. Не снаряженный им движок выбрасывает в атмосферу букет вредных веществ, отравляя все окружающее. Назовем хотя бы три - окись углерода СО, углеводороды СН, окислы азота NОх. При всем этом достигнуть, чтоб содержание СО в выхлопных газах такового мотора было меньше 0,5%, тяжело: уменьшение содержания 1-го компонента может оборачиваться повышением содержания другого. Задачка катализатора, если ее найти в самых общих чертах, сводится к тому, чтоб "дожечь" СО и СН (на что требуется некое количество кислорода, содержащегося в выхлопных газах до их поступления в катализатор), а окислы азота вернуть до безобидного азота, что связано с выделением некого количества кислорода. Чтоб катализатор мог нормально делать эти функции, состав выхлопных газов, покидающих цилиндры мотора, должен быть строго определенным - возникновение в их, к примеру, несгоревшего бензина из-за сбоев в работе зажигания (излишек СН) либо отсутствие кислорода (богатая смесь) нарушают работу устройства. Ну и самое главное: если на него попадают соединения свинца после заправки этилированным бензином, это стремительно оборачивается полным отказом катализатора. При обычной же его работе состав выхлопных газов, выкидываемых автомобилем, с экологической точки зрения практически "чист". К примеру, содержание окиси углерода не превосходит 0,03%.
Как скоро приживутся каталитические нейтрализаторы в Рф? При всех имеющихся дилеммах с выпуском неэтилированного бензина, с организацией у нас производства самих катализаторов, думается, это время не за горами. Потому уже сейчас полезно будет познакомиться с правилами их эксплуатации.
Для того, чтоб не вывести из строя катализатор и кислородный датчик (лямбда-зонд), запомните последующее:
- заправлять автомобиль можно только неэтилированным бензином;
- если на автомобиль в первый раз устанавливается катализатор, перед этим нужно два раза заправиться неэтилированным бензином и уточнить угол опережения зажигания;
- запуск мотора с "толчка" либо на буксире не разрешается: несгоревшее горючее, попадающее в катализатор, может привести к его перегреву и выходу из строя (для запуска мотора с отказавшим аккумом используйте особый стартовый кабель);
- если мотор не удалось пустить с 2-3 попыток, нужно сделать долгосрочную паузу, по другому несгоревшее горючее соберется в сетке катализатора и, воспламенившись, выведет его из строя; вообщем при затрудненном пуске мотора не "гоняйте" его длительно стартером, а выясните причину проблем и убрите ее, чтобы избежать грустных последствий;
- если появились неисправности электрического оборудования, устранение которых просит включить зажигание, отключите реле электронного топливного насоса, чтоб предупредить попадание горючей консистенции в систему выхлопа и в катализатор;
- не инспектируйте работу свеч, снимая с их наконечники высоковольтных проводов, потому что не сгорающее при всем этом горючее дополнительно попадает в катализатор (кроме того, что уже попало туда из-за отказа определенной свечки);
- если движок работает нечетко из-за неисправности в системе зажигания, не давайте ему большой нагрузки и как можно быстрее убрите неисправность (при завышенной нагрузке толика несгоревшего бензина больше).
Таким макаром, катализатор - это к тому же типичный индикатор состояния мотора, очень точно показывающий, что настало время регулировки либо ремонта мотора. На этот "индикатор" нельзя не направить внимания и ездить, как это делают некие, канистрами доливая масло в фактически убитый мотор либо закрывая глаза на безумный расход горючего.
При работе катализатор - с учетом реакций в нем - греется от 300 до 800° С. Отсюда очередное предостережение: после резвой езды по шоссейной дороге не ставьте машину на поляну с сухой травкой либо листвой. Они могут вспыхнуть под днищем автомобиля.
Как проверить, работает ли катализатор? Сначала найдите кислородный датчик: он ввентят в выхлопную трубу. Наличие его - свидетельство того, что автомобиль оборудован катализатором. Правда, сначала 80-х устанавливали нерегулируемые катализаторы без такового датчика. Но эффективность их была невысока, и от их отказались достаточно стремительно. А вот найти, стоит у вас нерегулируемый катализатор, не так просто. Это можно делать по табличкам под капотом, но разобраться в их в состоянии только спецы фирменных станций техобслуживания.
На данный момент нас больше интересует регулируемый катализатор. Обнаружив датчик, нужно проверить, подключен ли он к проводке автомобиля. По специальной методике мастера 100 обусловят, исправен ли датчик. Шофер же может быть уверен в обычной работе катализатора, если движок отлично тянет и расход бензина в норме.
Кислородный датчик - это электронный прибор, измеряющий содержание кислорода в выхлопных газах и передающий эту информацию на электронику системы питания. Последняя повсевременно держит под контролем состав горючей консистенции, поддерживая наилучшее соотношение бензина и воздуха. Неисправный датчик дает команду топливной системе на наибольшее обогащение рабочей консистенции. (То же происходит, если датчик отключен.) Если в этот момент измерить СО, прибор указывает до 9%. Ухудшения работы мотора и возросшего на 30-50% расхода горючего вы навряд ли не заметите.
Итак, на машинах с катализатором в системе выхлопа повсевременно работает прибор, измеряющий СО. Потому для корректировки состава консистенции не надо других устройств: отрегулировать мотор с каталитическим нейтрализатором можно полностью автономно. Как это сделать? Отложим разговор на будущее.
Катализатор в разрезе (вверху). Снутри корпуса с двойной оболочкой и жаропрочной прокладкой находятся "соты" катализатора. Они изготовлены из глиняного материала и покрыты снутри узким слоем напыленного металла - платины либо родия.
Одна из глиняних решеток "сварилась", стопроцентно закупорив выхлопную трубу. Это вышло из-за нарушения правил эксплуатации каталитического нейтрализатора.