ЕСЛИ ДИСК ПРИЛИП
ЕСЛИ ДИСК ПРИЛИП
КЛУБ
Автовладельцев
ЕСЛИ ДИСК ПРИЛИП
Многие из числа тех, кто не ездит зимой, по весне могут столкнуться с таинственным явлением в собственном автомобиле: не удается включить передачи при работающем движке. Несложно впасть в панику, предполагая, что "сломалась" коробка. Но причина проще: ведомый диск сцепления прилип к маховику так прочно, что и неоднократным резким нажатием на педаль не удается разъединить их. Известны несколько методов, позволяющих отделить диск, естественно, не снимая и не разбирая механизма. О их припоминает Борис СИНЕЛЬНИКОВ.
Основной принцип состоит в том, что диску сцепления и маховику нужно сказать различные скорости (частоты) вращения.
1. Прогрейте движок и остановите его. Включите одну из передач. Нажмите на педали тормоза и сцепления и, не отпуская их, включите стартер на несколько секунд. Если сцепление не выключилось (стартер не стал крутиться, поворачивая коленвал), повторите попытку два-три раза, дав стартеру и батарее отдохнуть всякий раз пару минут.
2. Очередной прием. Прогрейте движок. Поставьте машину так, чтоб она сходу могла беспрепятственно поехать, лучше под гору. Включите первую передачу, а потом стартер. Так как движок теплый, он сходу начнет работать, и автомобиль тронется с места. Разогнавшись, для начала несильно, выдавите педаль сцепления и нажмите на педаль тормоза. Частота вращения коробки, а стало быть, диска сцепления будет понижаться по мере замедления автомобиля, в то время как работающий движок (а стало быть, маховик) будет стремиться поддерживать либо увеличивать обороты, подчиняясь педали акселератора (на нее можно в этот момент жать носком ноги). Разность частоты вращения и принудит диск и маховик провернуться друг относительно друга и разъединиться. Если этого не вышло, отпустите педаль тормоза, чтоб движок не тормознул, поднимите его обороты (и соответственно скорость автомобиля) и опять жмите на педаль тормоза. Повторяйте так, пока не получите хотимый итог. Время от времени для этого требуется проехать несколько сотен метров.
3. Если нет критерий, чтоб выехать на дорогу, сымитируйте движение, установив заднюю часть машины на козелки. Как и в прошлом случае, пустите прогретый движок с включенной передачей и, подняв обороты, раскрутите задние колеса. Потом выдавите сцепление и нажмите на педаль тормоза.
4. В случаях, когда все описанные методы не дают результата, используют силовой способ - "механически отдирают" от маховика прилипший диск. Для этого сверлят под ним отверстие в картере сцепления (на "Жигулях" его располагают, как показано на рисунке, поперечник - 16 мм - комфортен тем, что отверстие позже можно заткнуть полиэтиленовой пробкой от пол-литровой бутылки). Через него под диск забивают стамеску (либо сильную отвертку) и, действуя ею как рычагом, пробуют отделить диск. Педаль сцепления при всем этом находится в "выжатом" положении. Если нет ассистента, который надавливал бы на педаль, ее можно зафиксировать, скажем, палкой, уперев в подушку сидения. Если с первого раза отделить диск не удается, поворачивают коленчатый вал (а стало быть, и диск сцепления), чтоб к отверстию подошел другой участок. Повторяют пробы до того времени, пока диск не отойдет.
Если есть возможность работать под машиной, во всех случаях целенаправлено прирастить усилие на отделение диска, очень вывернув шток из рабочего цилиндра выключения сцепления. Очевидно, потом нужно отрегулировать свободный ход вилки, на которую надавливает шток.
Отверстие
в картере сцепления "Жигулей":
1 - картер;
2 - маховик;
3 - ведомый диск;
4 - стамеска.
КЛУБ
Автовладельцев
ЕСЛИ ДИСК ПРИЛИП
Многие из числа тех, кто не ездит зимой, по весне могут столкнуться с таинственным явлением в собственном автомобиле: не удается включить передачи при работающем движке. Несложно впасть в панику, предполагая, что "сломалась" коробка. Но причина проще: ведомый диск сцепления прилип к маховику так прочно, что и неоднократным резким нажатием на педаль не удается разъединить их. Известны несколько методов, позволяющих отделить диск, естественно, не снимая и не разбирая механизма. О их припоминает Борис СИНЕЛЬНИКОВ.
Основной принцип состоит в том, что диску сцепления и маховику нужно сказать различные скорости (частоты) вращения.
1. Прогрейте движок и остановите его. Включите одну из передач. Нажмите на педали тормоза и сцепления и, не отпуская их, включите стартер на несколько секунд. Если сцепление не выключилось (стартер не стал крутиться, поворачивая коленвал), повторите попытку два-три раза, дав стартеру и батарее отдохнуть всякий раз пару минут.
2. Очередной прием. Прогрейте движок. Поставьте машину так, чтоб она сходу могла беспрепятственно поехать, лучше под гору. Включите первую передачу, а потом стартер. Так как движок теплый, он сходу начнет работать, и автомобиль тронется с места. Разогнавшись, для начала несильно, выдавите педаль сцепления и нажмите на педаль тормоза. Частота вращения коробки, а стало быть, диска сцепления будет понижаться по мере замедления автомобиля, в то время как работающий движок (а стало быть, маховик) будет стремиться поддерживать либо увеличивать обороты, подчиняясь педали акселератора (на нее можно в этот момент жать носком ноги). Разность частоты вращения и принудит диск и маховик провернуться друг относительно друга и разъединиться. Если этого не вышло, отпустите педаль тормоза, чтоб движок не тормознул, поднимите его обороты (и соответственно скорость автомобиля) и опять жмите на педаль тормоза. Повторяйте так, пока не получите хотимый итог. Время от времени для этого требуется проехать несколько сотен метров.
3. Если нет критерий, чтоб выехать на дорогу, сымитируйте движение, установив заднюю часть машины на козелки. Как и в прошлом случае, пустите прогретый движок с включенной передачей и, подняв обороты, раскрутите задние колеса. Потом выдавите сцепление и нажмите на педаль тормоза.
4. В случаях, когда все описанные методы не дают результата, используют силовой способ - "механически отдирают" от маховика прилипший диск. Для этого сверлят под ним отверстие в картере сцепления (на "Жигулях" его располагают, как показано на рисунке, поперечник - 16 мм - комфортен тем, что отверстие позже можно заткнуть полиэтиленовой пробкой от пол-литровой бутылки). Через него под диск забивают стамеску (либо сильную отвертку) и, действуя ею как рычагом, пробуют отделить диск. Педаль сцепления при всем этом находится в "выжатом" положении. Если нет ассистента, который надавливал бы на педаль, ее можно зафиксировать, скажем, палкой, уперев в подушку сидения. Если с первого раза отделить диск не удается, поворачивают коленчатый вал (а стало быть, и диск сцепления), чтоб к отверстию подошел другой участок. Повторяют пробы до того времени, пока диск не отойдет.
Если есть возможность работать под машиной, во всех случаях целенаправлено прирастить усилие на отделение диска, очень вывернув шток из рабочего цилиндра выключения сцепления. Очевидно, потом нужно отрегулировать свободный ход вилки, на которую надавливает шток.
Отверстие
в картере сцепления "Жигулей":
1 - картер;
2 - маховик;
3 - ведомый диск;
4 - стамеска.