НАСТРОЙКА ПО-ДОМАШНЕМУ
НАСТРОЙКА "ПО-ДОМАШНЕМУ"
Тесты
ТЮНИНГ
НАСТРОЙКА "ПО-ДОМАШНЕМУ"
За умеренную стоимость
вазовская "10-ка" становится неузнаваемой.
Вадим КРЮЧКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото создателей
Отменная штука тюнинг, только больно дорогая. Когда автомобиль русского производства нашпиговывают ввезенными комплектующими по полной программке, его стоимость вырастает, как будто на дрожжах. В итоге серьезно доработанная машина стоит в 2-2,5 раза дороже серийной. Но какими бы выдающимися ни были ходовые свойства ставшего золотым экземпляра - выложить за него гигантскую сумму согласятся только самые отчаянные патриоты российскей техники. Кстати, богатых посреди их - единицы.
А нельзя ли основательно модернизировать движок, коробку и ходовую часть так, чтоб стоимость возросла ну хотя бы менее, чем на третья часть либо на одну вторую? Нереально - поразмыслят одни, качество будет совершенно не то - представят другие, надувательство - решат третьи... И все ошибутся. Тюнинг переднеприводных автомобилей ВАЗ за умеренную стоимость предлагает компания "Торгмаш" из Тольятти. При этом все работы, смеем вас заверить, выполнены на очень высочайшем уровне. В этом несложно убедиться. Скажем, Подвескаивные движки, приготовленные в "Торгмаше", взяты на вооружение наисильнейшими русскими гонщиками. В "послужном перечне" этих моторов - "золото" на чемпионате страны по автокроссу, бессчетные победы на трассах ипподромных и шоссейно-кольцевых гонок. Так что тюнингом в Тольятти занимаются очень квалифицированные спецы.
В чем их концепция? Снаружи автомобиль не должен отличаться от серийного - никаких пластмассовых подвесных деталей, спойлеров и иных никчемных побрякушек. Зато суровое вмешательство в конструкцию - разборке подвергаются движок, коробка, подвеска и другие узлы. Если заказчик пожелает, можно поколдовать над звукоизоляцией салона, установить сигнализацию, радиоаппаратуру, кондюк. Но все таки главное - работа с агрегатами. При этом при их доводке завезенные из других стран комплектующие употребляются исключительно в случае последней необходимости. Отсюда и приметная разница в стоимости по сопоставлению с классическими "опциями". Главные комплектующие - родные, российские. Или серийные Ремонт и эксплуатация, усовершенствованные спецами с применением "ноу-хау", или изготовленные у нас же на заказ. Ну а результаты?
Мы смогли оценить их, опробовав тюнинговый вариант VAZ 2110. Передавая его нам, работник компании предупредил: машина "заряжена" по максимуму. Если честно, при беглом осмотре даже не поверили, что у этой обыкновенной белоснежной "10-ки" под капотом спрятан "табун" из 110 "лошадок" и что она способна развивать 180 км/ч. Но стоило сесть за руль, и колебаний как не было. Чтоб пустить движок, потребовалось вытянуть кнопку подсоса - свидетельство того, что заместо штатного карбюратора с автоматическим приводом воздушной заслонки установлен другой. Чуть мотор заработал, стало ясно: пробудился реальный зверек. Приглушенный басистый гул совершенно не походил на обычные звуки стандартного мотора VAZ 2110.
Для начала проехались по городку. Разгонная динамика у автомобиля хорошая. С перекрестков он стартует энергично, ровно и без провалов. Соперники, и в числе их многие иномарки, остаются далековато сзади. Вспоминая о дерготне в столичных пробках, попробовали ехать степенно - совершенно хорошо! Машина хоть и шустрая, но, если нужно, позволяет ползти "внатяг". Выходит, она устроит и уравновешенного водителя, и любителя "пришпорить жеребца".
На ровненьком участке шоссе решили "прохватить" с ветерком. Вот так номер! Оказывается, в городке мы не смогли ощутить и половины того, на что способен движок. Там у светофоров был не разгон, а так для себя - бег трусцой. Но вот когда автомобиль уже набрал ход, стрелка тахометра у отметки 4000 об/мин, а шофер надавливает педаль акселератора до полика - начинается истинное светопреставление. Таковой процесс конфигурации скорости метко передает слово из детского жаргона - "пуляет". Приятное сочетание, которое, к огорчению, изредка встречается на тюнинговых машинах, - высокооборотный, но при всем этом довольно тяговитый мотор. А еще он оказался достаточно экономным, естественно, при размеренных режимах езды. Если "притопить" - "ест" больше. Но все равно идет речь о применимых расходах, а никак не о 20 литрах на 100 км.
Позже были тесты на заснеженном округлом треке и истинной кроссовой трассе, покрытой льдом. Автомобиль показал себя молодцом. Полностью комфортная подвеска отлично совладала и с ямами, и с ухабами. Подходящий компромисс тут непременно найден. К тому же "валкая" в стандартном выполнении "10-ка" закончила накреняться в поворотах. Откуда-то появились хорошая проходимость и уверенное поведение на скользком покрытии. Не по другому как самоблокирующий дифференциал? То-то руль подергивает, когда активно разгоняешься на зимнем шоссе, где покрытие - то асфальт, то лед. Вобщем, не будем забегать вперед, а создадим выводы из чувств, приобретенных за рулем.
Доработанная машина от "Торгмаша" равновесна и гармонична. Это не "Подвескасмен", по-быстрому адаптированный для ежедневной эксплуатации, и не немного усовершенствованный стандартный автомобиль. Пред нами конкретно успешный эталон тюнинга, другими словами опции - в этом случае для оживленной езды. Особенно, как ранее говорилось, и то, что нрав у "10-ки" податливый - она подойдет водителям различных уровней подготовки. А это очень и очень принципиально. Автомобиль, который может взнуздать только крепкий специалист, не будет воспользоваться широким спросом. Конкретно это становится для многих наших тюнинговых компаний камнем преткновения. Похоже, "Торгмашу" удалось его обойти.
Сейчас отвлечемся от чувств и разглядим "оборотную сторону Луны" - другими словами побеседуем о технике. Чем тюнинговый автомобиль отличается от собственного серийного собрата? Какими средствами достигается улучшение ходовых свойств? Какую цель преследует та либо другая доработка? Попробуем ответить на эти вопросы, не вдаваясь в технические дебри.
Начнем, конечно, с мотора. Повышение хода поршня позволило прирастить рабочий объем на 100 "кубиков". Естественно, применен коленчатый вал с огромным радиусом кривошипа. Особенной новизны в этом нет. "Самара" в Подвескаивном варианте имеет конкретно таковой мотор. Можно было, естественно, еще прирастить объем, расточив цилиндры. Но от таковой операции сознательно отказались. Это и трудно, и недешево - работа востребует специального оборудования, подбора новейшей, уникальной поршневой группы. Не считая того, с повышением поперечника цилиндра вырастают механические утраты в движке и прирост мощности оказывается диспропорционально мал. В общем блок цилиндров остался стандартным.
А вот над головкой потрудились основательно. Дополнительно обработаны поглощающие и выпускные каналы, несколько изменена камера сгорания, установлен другой распределительный вал. Все это улучшает заполнение и чистку цилиндров.
Готовят смесь для мотора два сдвоенных карбюратора типа "Вебер", но не обычные, горизонтальные, а расположенные вертикально. Дело в том, что 1-ые расположить под капотом VAZ 2110 очень и очень не просто - они будут упираться в щит передка кузова. Установка карбюраторов "Вебер" позволяет избавиться от неравномерного рассредотачивания свежайшего заряда топливно-воздушной консистенции по цилиндрам. Сейчас на каждый цилиндр, можно сказать, работает собственный карбюратор и при грамотной его регулировке достигают довольно четкого дозирования консистенции. Не считая того, положительную роль играют и впускные трубы схожей длины для каждого цилиндра. Вспомните конструкцию впускного коллектора для обыденного карбюратора: путь рабочей консистенции к средним цилиндрам короче, а к последним - длиннее. Отсюда - различные условия работы.
Установка "веберов" наверное вызовет у неких суровых читателей вопрос: как запускать движок в мороз, воздушной заслонки-то нет? Вправду, нет. Зато есть особое устройство, которое обогащает смесь при запуске мотора. Управляется оно из салона, так что у тюнинговой "10-ки" появился уже упоминавшийся нами "подсос". Улучшена и система выпуска. Установлен так именуемый "паук" - выпускной коллектор с трубами равной длины для каждого цилиндра.
Сейчас кратко о коробки. В коробке изменены передаточные числа первой, 2-ой и четвертой передач (см. табл.). Передаточное число главной пары - 3,9. Цель этого - сделать хорошими свойства коробки под тюнинговый движок. Правда, нам показалось, что появился легкий провал при переходе со 2-ой на третью передачу. Схожий разрыв есть и у стандартных машин только меж первой и 2-ой передачами. Не считая того, по желанию заказчика могут установить дифференциал завышенного трения - он был и на опробованном нами автомобиле.
Стандартные рессоры тоже подвергли суровой переделке. Поменялась их гидравлическая черта, и, главное, ...они стали газонаполненными. Оказывается, умельцам по силам и такое.
Очередной шаг доработки машины - звукоизоляция. Тут используют особые шведские материалы, а схема установки дополнительных шумоизоляционных частей идентична с той, о которой журнальчик поведал в № 2, 1998.
Сейчас, может быть, о важнейшем - стоимости. Полную цена "настроенной" машины приводить не станем - она меняется зависимо от "объема" тюнинга, заявленного заказчиком. Скажем только, во что обходятся главные усовершенствования. Доработка мотора стоит $1950, из которых 1200 приходится на карбюраторы со всеми их "атрибутами". За модифицированный ряд передаточных чисел коробки и главную передачу придется выложить $315, еще 250 за дифференциал завышенного трения. Рессоры по 600 рублей за штуку, 2000 рублей - звукоизоляция. Колеса из легкого сплава, престижный руль и "набалдашник" на рычаг коробки - по желанию и кошельку клиента.
Что все-таки выходит в конечном итоге? А то, о чем сказано в самом начале. Оказывается, на собственной русской "кухне" можно "сварить" тюнинговый вариант автомобиля, не злоупотребляя ввезенными "приправами" - комплектующими. Умеренная белоснежная "10-ка" из Тольятти уверила нас, что узлы и Ремонт и эксплуатация "со собственного огорода" в опытных руках и при соответственных познаниях если чем и уступают забугорным изделиям, то разве что знатностью происхождения.
Наружняя высокоскоростная черта доработанного мотора VAZ 2110 с карбюраторами "Вебер".
Головка цилиндров: отлично видны обработанные впускные и выпускные каналы.
Дифференциал завышенного трения и шестерня распределительного вала, конструкция которой позволяет поворачивать венец относительно ступицы для четкой регулировки фаз газораспределения.
Под крышкой воздушного фильтра спрятались поглощающие патрубки карбюраторов "Вебер".
Карбюраторы "Вебер" в сборе с впускным коллектором.