КОЛЬЦО КАК Знак СОВЕРШЕНСТВА
КОЛЬЦО КАК Знак СОВЕРШЕНСТВА
КЛУБ Автовладельцев
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
КОЛЬЦО КАК Знак СОВЕРШЕНСТВА
К такому выводу пришел наш корреспондент, побывавший на заводах "Перфект Сёкл".
Андрей СИДОРОВ
Хоть какому авто движку, если только это не музейный экспонат, с течением времени нужен ремонт, например, подмена поршневых колец. Есть над чем задуматься владельцу. Ведь сейчас можно приобрести любые кольца: дешевенькие - для "предпродажной" подготовки автомобиля, подороже - себе. Но попадаются еще третьи, вообщем никуда не пригодные - очевидная подделка под изделия почетаемых компаний. Как отличить фирму от "компании"?
Посреди глобальных фаворитов производства поршневых колец один из ведущих - компания "Перфект Сёкл" (Perfect Circle - совершенное, правильное кольцо), входящая в южноамериканскую корпорацию "Дана" (Dana Corporation).
Сначала несколько слов о самой компании. 1-ое упоминание в летописи всходит к дальнему 1895 году, когда появились авто с движками внутреннего сгорания, а с ними и потребность в запасных частях. Тогда же Чарльз Тетор и заложил 1-ый камень в здание будущей империи по производству девайсов для кандидатуры гужевой тяги. Сейчас, спустя 100 лет, "Перфект Сёкл" (дальше - "РС") раз в год выпускает 450 миллионов поршневых колец полутора тыщ типоразмеров. Этого довольно для 20 миллионов движков! А еще поршни, гильзы, маслосъемные колпачки клапанов и другие комплектующие. Свою продукцию компания поставляет на сборочные потоки таких китов авто индустрии, как "Форд", "Скания", "Рено", СААБ, ИВЕКО, "Пежо", "Опель", "Вольво", "Ситроен", "Audi", "Фольксваген", БМВ. Увидена она и в движках формулы 1, а это гласит о многом.
На долю евро подразделения компании, имеющего фабрики во Франции и Германии, приходится 70 миллионов колец размером от 50 до 160 мм, другими словами фактически для хоть какого мотора.
Мне довелось побывать на одном из заводов, - а их у компании более 30 в одиннадцати странах мира, - и своими очами узреть, как рождается совершенство.
Поршневые кольца - очень ответственные Ремонт и эксплуатация мотора. От их состояния почти во всем зависят мощность, вращающий момент, экономичность, ну и сама возможность работы мотора. Отсюда и очень высочайшие требования к их конструкции и качеству.
Технари знают, а гуманитариям напомним, что поршневые кольца - это лабиринтное уплотнение камеры сгорания с подвижными упругими элементами. Поршни воспринимают большущее давление раскаленных газов и передают его через поршневые пальцы и шатуны на коленчатый вал мотора. Чтоб попусту его (давление) не терять, а означает, не уменьшать и без того низкий КПД мотора, и выдумана такая конструкция. Изнашиваясь, гильзы цилиндров с течением времени теряют свою безупречную геометрию, деформируются при монтаже и затяжке шпилек головки блока (рис. 1). Кольца должны повсевременно прижиматься к настолько сложному профилю и повторять его, потому им нужна подвижность. И если гильзы и головку блока омывает охлаждающая жидкость, то тепло от поршней отводят, в главном, эти же кольца Не считая того, они соскребают со стен цилиндров избытки масла.
Чтоб удачно делать свою работу, кольца должны плотно прилегать к стенам цилиндров. Но, как понятно, абсолютной плотности достигнуть тут нельзя. Потому с малозначительным (до 1%) прорывом газа из камеры сгорания в картер приходится мириться. При большем падает мощность мотора. К тому же изношенные кольца посильнее греются, теряют упругость, ужаснее прижимаются к стенам цилиндра, а означает, еще ужаснее отводят тепло от поршня. Сейчас совершенно уж неподалеку до перегрева и разрушения поршня, а означает - до полгого ремонта мотора. Потому кольца работоспособны до того времени, пока обеспечивают надежное газоуплотнение силой собственной упругости.
Адским условиям работы в современных движках (высочайшие температура, давление, скорость скольжения по гильзе, вибрация и брутальная среда) полностью могут соответствовать только кольца, выполненные из качественных материалов и по подходящим технологиям. А это достаточно трудно и недешево. Так, на заводах "РС" для производства колец употребляют около 20 марок стали и чугуна. Это вызвано разными требованиями к кольцам, созданным для работы на различных движках. Ну и на одном моторе они разнятся. Верхнее компрессионное, к примеру, трудится в критериях полусухого трения, и, так как оно контактирует с пламенем из камеры сгорания, ему в особенности горячо. Потому тут нужен чугун, в структуре которого есть шаровидный графит. Таковой лучше противоборствует износу.
На металлургическом заводе способом центробежного литья получают трубчатые заготовки для будущих колец. Этот метод дает нужную структуру отливки и более экономичен. Нарезанные на диски заготовки поступают на завод поршневых колец, где и преобразуются в готовые изделия. Поначалу торцы дисков шлифуют до номинального размера на особом автомате. Потом, кочуя от станка к станку, кольцо равномерно обретает характеристики согласно собственному предназначению.
В отличие от подделок, обычно нарезаемых из цилиндрической трубы (так дешевле), пакет дисков обтачивают по копиру, чтоб придать им строго заданную округлую форму. После вырезания замка установленное в цилиндр мотора кольцо должно прижиматься к стенам спецефическим образом - в зоне замка посильнее. Так оно подольше прослужит. Далее пути колец расползаются - каждому нужна своя обработка. Но на короткий срок. Встречаются они в цехе гальванического покрытия колченогом либо на установке плазменного напыления молибдена - это высший пилотаж технологии, используемый немногими фирмами.
Часть колец выпускается без покрытия - время от времени, в особенности при ремонте движков, необходимы и такие. Но все без исключения проходят притирку в особых притирочных гильзах с добавлением абразивной пудры. После каждой операции кольца поступают на контроль - метрологический и зрительный. В самом конце технологической цепочки - клеймение, выходной контроль и упаковка. Но о ней чуток позднее.
Очевидно, настолько трудозатратная продукция не может быть дешевенькой. Зато много охотников ее подделывать, используя примитивные и очень "обходные" технологии. Самозваные тезки именитых компаний обычно не напрягают себя даже в точности копирования упаковки. Во-1-х, для их это безмерно недешево. Во-2-х, на свете пока хватает растяп, готовых приобрести "фирму", закрученую хоть в кулек из газеты. Приятно, естественно, когда марка так общепризнанна, что ее имя - нарасхват. Но очень затратно. Не принимая никаких мер, заслуженную добрую репутацию мгновенно растеряешь. Потому компания была обязана пойти на замену стиля упаковки. Сейчас это не просто тара, да и надежная защита имени: плотный белоснежный картон, тисненая надпись, голограмма - все на высшем уровне. Сами кольца дополнительно упакованы в герметичные бумажные пакетики. Да, такая коробка сама по для себя стоит средств, но приходится идти на эти расходы - имя дороже. Ведь ее девиз: "Мы ищем наилучший путь". И, в отличие от неких, у нее это выходит.
В этом мы удостоверились на своем опыте. На увядающую "шестерку" с движком "1500" установили набор поршневых колец "Рэди фит" (Ready fit) от "РС". Подобрать нужные оказалось нетрудно - есть каталог на российском языке и кольца для всех движков ВАЗа. Износ цилиндров к этому времени составлял 0,09 мм. Клапаны и маслосъемные колпачки в норме. Расход масла - 150-200 см3/100 км зависимо от скорости.
Поначалу никаких улучшений не ощутили - движок как ел масло, так и продолжал, но через 700-800 км пробега сизый дым пропал, а расход масла возвратился в норму. Кольца приработались и, что именуется, встали. А мы сделали соответственный вывод о качестве колец - истинному "РС" можно веровать.
Так смотрится уникальная упаковка от "РС" (фото слева вверху).
Завод "Технопарк" в Пуасси, Франция.
Рис. 1. Ремонтные поршневые кольца "РС" Ready Fit со снятой верхней фаской могут устанавливаться в изношенные цилиндры без снятия ступени: а - обыденное кольцо; б - кольцо Ready Fit.
Рис. 2. Такая приятная картина износа цилиндра. Потому к кольцам предъявляется требование "адаптируемости" (другими словами они должны отлично прилегать к стенам цилиндров, невзирая на их деформацию и неравномерный износ).
Рис. 3. Плазменное напыление молибдена существенно уменьшает утраты на трение и наращивает срок службы колец.
КЛУБ Автовладельцев
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
КОЛЬЦО КАК Знак СОВЕРШЕНСТВА
К такому выводу пришел наш корреспондент, побывавший на заводах "Перфект Сёкл".
Андрей СИДОРОВ
Хоть какому авто движку, если только это не музейный экспонат, с течением времени нужен ремонт, например, подмена поршневых колец. Есть над чем задуматься владельцу. Ведь сейчас можно приобрести любые кольца: дешевенькие - для "предпродажной" подготовки автомобиля, подороже - себе. Но попадаются еще третьи, вообщем никуда не пригодные - очевидная подделка под изделия почетаемых компаний. Как отличить фирму от "компании"?
Посреди глобальных фаворитов производства поршневых колец один из ведущих - компания "Перфект Сёкл" (Perfect Circle - совершенное, правильное кольцо), входящая в южноамериканскую корпорацию "Дана" (Dana Corporation).
Сначала несколько слов о самой компании. 1-ое упоминание в летописи всходит к дальнему 1895 году, когда появились авто с движками внутреннего сгорания, а с ними и потребность в запасных частях. Тогда же Чарльз Тетор и заложил 1-ый камень в здание будущей империи по производству девайсов для кандидатуры гужевой тяги. Сейчас, спустя 100 лет, "Перфект Сёкл" (дальше - "РС") раз в год выпускает 450 миллионов поршневых колец полутора тыщ типоразмеров. Этого довольно для 20 миллионов движков! А еще поршни, гильзы, маслосъемные колпачки клапанов и другие комплектующие. Свою продукцию компания поставляет на сборочные потоки таких китов авто индустрии, как "Форд", "Скания", "Рено", СААБ, ИВЕКО, "Пежо", "Опель", "Вольво", "Ситроен", "Audi", "Фольксваген", БМВ. Увидена она и в движках формулы 1, а это гласит о многом.
На долю евро подразделения компании, имеющего фабрики во Франции и Германии, приходится 70 миллионов колец размером от 50 до 160 мм, другими словами фактически для хоть какого мотора.
Мне довелось побывать на одном из заводов, - а их у компании более 30 в одиннадцати странах мира, - и своими очами узреть, как рождается совершенство.
Поршневые кольца - очень ответственные Ремонт и эксплуатация мотора. От их состояния почти во всем зависят мощность, вращающий момент, экономичность, ну и сама возможность работы мотора. Отсюда и очень высочайшие требования к их конструкции и качеству.
Технари знают, а гуманитариям напомним, что поршневые кольца - это лабиринтное уплотнение камеры сгорания с подвижными упругими элементами. Поршни воспринимают большущее давление раскаленных газов и передают его через поршневые пальцы и шатуны на коленчатый вал мотора. Чтоб попусту его (давление) не терять, а означает, не уменьшать и без того низкий КПД мотора, и выдумана такая конструкция. Изнашиваясь, гильзы цилиндров с течением времени теряют свою безупречную геометрию, деформируются при монтаже и затяжке шпилек головки блока (рис. 1). Кольца должны повсевременно прижиматься к настолько сложному профилю и повторять его, потому им нужна подвижность. И если гильзы и головку блока омывает охлаждающая жидкость, то тепло от поршней отводят, в главном, эти же кольца Не считая того, они соскребают со стен цилиндров избытки масла.
Чтоб удачно делать свою работу, кольца должны плотно прилегать к стенам цилиндров. Но, как понятно, абсолютной плотности достигнуть тут нельзя. Потому с малозначительным (до 1%) прорывом газа из камеры сгорания в картер приходится мириться. При большем падает мощность мотора. К тому же изношенные кольца посильнее греются, теряют упругость, ужаснее прижимаются к стенам цилиндра, а означает, еще ужаснее отводят тепло от поршня. Сейчас совершенно уж неподалеку до перегрева и разрушения поршня, а означает - до полгого ремонта мотора. Потому кольца работоспособны до того времени, пока обеспечивают надежное газоуплотнение силой собственной упругости.
Адским условиям работы в современных движках (высочайшие температура, давление, скорость скольжения по гильзе, вибрация и брутальная среда) полностью могут соответствовать только кольца, выполненные из качественных материалов и по подходящим технологиям. А это достаточно трудно и недешево. Так, на заводах "РС" для производства колец употребляют около 20 марок стали и чугуна. Это вызвано разными требованиями к кольцам, созданным для работы на различных движках. Ну и на одном моторе они разнятся. Верхнее компрессионное, к примеру, трудится в критериях полусухого трения, и, так как оно контактирует с пламенем из камеры сгорания, ему в особенности горячо. Потому тут нужен чугун, в структуре которого есть шаровидный графит. Таковой лучше противоборствует износу.
На металлургическом заводе способом центробежного литья получают трубчатые заготовки для будущих колец. Этот метод дает нужную структуру отливки и более экономичен. Нарезанные на диски заготовки поступают на завод поршневых колец, где и преобразуются в готовые изделия. Поначалу торцы дисков шлифуют до номинального размера на особом автомате. Потом, кочуя от станка к станку, кольцо равномерно обретает характеристики согласно собственному предназначению.
В отличие от подделок, обычно нарезаемых из цилиндрической трубы (так дешевле), пакет дисков обтачивают по копиру, чтоб придать им строго заданную округлую форму. После вырезания замка установленное в цилиндр мотора кольцо должно прижиматься к стенам спецефическим образом - в зоне замка посильнее. Так оно подольше прослужит. Далее пути колец расползаются - каждому нужна своя обработка. Но на короткий срок. Встречаются они в цехе гальванического покрытия колченогом либо на установке плазменного напыления молибдена - это высший пилотаж технологии, используемый немногими фирмами.
Часть колец выпускается без покрытия - время от времени, в особенности при ремонте движков, необходимы и такие. Но все без исключения проходят притирку в особых притирочных гильзах с добавлением абразивной пудры. После каждой операции кольца поступают на контроль - метрологический и зрительный. В самом конце технологической цепочки - клеймение, выходной контроль и упаковка. Но о ней чуток позднее.
Очевидно, настолько трудозатратная продукция не может быть дешевенькой. Зато много охотников ее подделывать, используя примитивные и очень "обходные" технологии. Самозваные тезки именитых компаний обычно не напрягают себя даже в точности копирования упаковки. Во-1-х, для их это безмерно недешево. Во-2-х, на свете пока хватает растяп, готовых приобрести "фирму", закрученую хоть в кулек из газеты. Приятно, естественно, когда марка так общепризнанна, что ее имя - нарасхват. Но очень затратно. Не принимая никаких мер, заслуженную добрую репутацию мгновенно растеряешь. Потому компания была обязана пойти на замену стиля упаковки. Сейчас это не просто тара, да и надежная защита имени: плотный белоснежный картон, тисненая надпись, голограмма - все на высшем уровне. Сами кольца дополнительно упакованы в герметичные бумажные пакетики. Да, такая коробка сама по для себя стоит средств, но приходится идти на эти расходы - имя дороже. Ведь ее девиз: "Мы ищем наилучший путь". И, в отличие от неких, у нее это выходит.
В этом мы удостоверились на своем опыте. На увядающую "шестерку" с движком "1500" установили набор поршневых колец "Рэди фит" (Ready fit) от "РС". Подобрать нужные оказалось нетрудно - есть каталог на российском языке и кольца для всех движков ВАЗа. Износ цилиндров к этому времени составлял 0,09 мм. Клапаны и маслосъемные колпачки в норме. Расход масла - 150-200 см3/100 км зависимо от скорости.
Поначалу никаких улучшений не ощутили - движок как ел масло, так и продолжал, но через 700-800 км пробега сизый дым пропал, а расход масла возвратился в норму. Кольца приработались и, что именуется, встали. А мы сделали соответственный вывод о качестве колец - истинному "РС" можно веровать.
Так смотрится уникальная упаковка от "РС" (фото слева вверху).
Завод "Технопарк" в Пуасси, Франция.
Рис. 1. Ремонтные поршневые кольца "РС" Ready Fit со снятой верхней фаской могут устанавливаться в изношенные цилиндры без снятия ступени: а - обыденное кольцо; б - кольцо Ready Fit.
Рис. 2. Такая приятная картина износа цилиндра. Потому к кольцам предъявляется требование "адаптируемости" (другими словами они должны отлично прилегать к стенам цилиндров, невзирая на их деформацию и неравномерный износ).
Рис. 3. Плазменное напыление молибдена существенно уменьшает утраты на трение и наращивает срок службы колец.