Эталон 42
Эталон "42"
ТЕХНИКА
НОВИНКИ
Эталон "42"
способен "накормить" самое прожорливое электрическое оборудование автомобилей наиблежайшего грядущего.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Многие наверное замечали: стоит включить фары либо обогреватель заднего стекла, как обороты холостого хода осязаемо падают. Удивляться не приходится: мощность, нужную для работы электрического оборудования, можно взять только у мотора. Но думали ли вы, во что это в конце концов выливается? А "выливается", просто говоря, в выхлопную трубу совместно с дополнительно сожженными литрами горючего. Более непосредственно? Пожалуйста: каждые 100 Вт электроэнергии равнозначны повышению расхода бензина на 0,17 л/100 км. Для конструкторов, разрабатывающих новые модели, более любопытно и другое тождество: сэкономленные 100 Вт электронной мощности равнозначны (в смысле экономичности) понижению массы автомобиля на 50 кг!
Но что поделать: погоня за комфортом принуждает оборудовать машину все новыми и новыми потребителями. Здесь и подогрев сидений, и обогрев зеркал заднего вида, и стеклоподъемники, и различные бортовые электрические системы: впрыска горючего, Abs, ESP, навигация. Не будем уж гласить об электроподогреваемом катализаторе. Поставленный по инициативе "зеленоватых", он может вынудить обладателя позеленеть на очередной заправке: не достаточно того, что потребляет 1,5 кВт мощности, так еще столько же пропадает в проводах по пути к нему!
Естественно, не вся жизнь сводится к экономии и ради нее навряд ли стоит отрешаться от комфорта, удобств, охраны среды, но что делать с глупыми потерями в проводах? Напомним: каждый проводник обладает неким электронным сопротивлением R, а выделяющаяся на нем мощность равна произведению I2.R. Со вторым множителем фактически ничего не поделаешь, разве только поменять медь серебром, а толщина проводов и так уже велика. Зато "поиграть" силой тока I очень интригующе - ведь она заходит в формулу "в квадрате", а означает, снизив потребляемый ток втрое, мы уменьшим утраты в девять раз!
От чего же зависит данная величина? Мощность хоть какого потребителя электроэнергии определяется как произведение U.I, где U - напряжение бортовой сети. Означает, при той же мощности, к примеру, обогревателя стекла он станет потреблять втрое наименьший ток при тройном напряжении питания. Если взять три аккума по 12 вольт, то в сумме они дадут только 36 вольт, но это лишь на стоянке. При работающем же движке напряжение в сети равно, как понятно, 14 вольтам, что дает при утроении 42 В - таким и подразумевается сделать новый эталон напряжения в бортсети автомобиля. Кстати, не нужно мыслить, что три аккума займут в три раза больше места и будут в три раза тяжелее. Ведь потребляемый этим же стартером ток во столько же раз уменьшится и можно будет использовать батарею емкостью всего 20 А.ч. Только вот банок в ней будет уже не 6, а восемнадцать!
Переход на завышенное напряжение тем паче животрепещущ, что некие новые системы очень прожорливы и потребляют (при 12 В) от 100 А (электрокомпрессор кондюка) до 320 А (электромеханический тормоз). Ну и вообщем, если сейчас современный автомобиль среднего класса обходится 800-1500 Вт потребляемой электронной мощности, то на 2005 год спецы предсказывают... 3000-7000 Вт!
Очередной аргумент в пользу нового эталона - внедрение систем управления по проводам Drive by wire, вторгающихся в святая святых - рулевое, тормоза и манипуляцию газом. Так как от их надежности напрямую зависит Законодательство движения, решено было иметь два независящих источника электроснабжения - как это принято в авиации. Есть мысль, сохранив двенадцативольтовую сеть, питающую относительно маломощные приборы, добавить к ней новейшую, 42-вольтовую. Потребителю это комфортно - не придется тратиться на новые адаптеры к имеющимся автотелевизорам, компьютерам, мобильникам...
Вы скажете, что все это, наверняка, дело дальнего грядущего. А вот и нет: новенькая "семерка" от БМВ, которую ждут не позднее чем в 2001 году, уже будет с "высоковольтной" бортовой сетью!